Воспитание любви к родному краю, к
родной
культуре, к родному городу, к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет
необходимости это доказывать.
Но как воспитывать эту любовь?
Д.С. Лихачев
Программное содержание:
- расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они создаются; закрепить знание детей о значимости Красной книги, о растениях и животных Астраханского края, занесенные в нее;
- учить узнавать и различать их по внешнему виду;
- формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
- воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней; совершенствовать диалогическую и монологическую речь, четко произносить слова и звуки.
Оборудование:фотографии обитателей Астраханского заповедника, занесенные в Красную книгу, построенный из модулей пароход; веревка, нарисованный на бумаге ручеек, рисунки с контррельефом «Лебедь»; белая фасоль, аудиозапись.
Предшествующая работа: экскурсия в заповедник, рассматривание фотографий, открыток о заповеднике и животных, занесенных в него; чтение художественной литературы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Зал украшен под заповедник. Дети встают полукругом возле воспитателя.
Воспитатель: много на земле растений и животных, которых мы можем видеть каждый день в лесу, парке, дома. Есть такие животные, которых мы можем увидеть в зоопарке. Но есть такие растения и животные, которых на земле осталось очень-очень мало. Их также называют – редкие растения и редкие животные. Поэтому их надо беречь и охранять. Вот для этой цели создаются заповедники. Если бы их не было, то многие растения и животные просто бы не существовали. Что же такое заповедник?
Дети: Это место, где вся природа охраняется человеком. В заповеднике нельзя рубить деревья, рвать цветы, стрелять птиц и зверей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Заповедник – это такие участки природы, которые сохраняются в естественном состоянии. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа. Там работают ученые. Они изучают многообразие животного и растительного мира. Многие виды животных и растений, которые находились под угрозой исчезновения, восстановили свою численность и расселены за его приделы. В заповедник приезжают только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Вот сегодня мы отправимся на прогулку в наш Астраханский заповедник. А отправимся мы на пароходе. Проходите, занимайте места (Дети проходят на построенный из модулей пароход). А чтобы нам в пути не было скучно, мы споем песню.
(Дети исполняют песню «Морская качка» муз. Гладченко).
Вот мы и прибыли на место, сходите на берег (дети
выходят и встают возле воспитателя).
Послушайте, как весело поют птицы (аудиозапись
«Ребенок в лесу»). Как здесь спокойно. Наш
Астраханский заповедник был создан для изучения
и сохранения многообразия животного и
растительного мира Волжской дельты.
Дельта Волги, где расположен заповедник – это
огромный зеленый край с множеством красивых
островов, покрытых ивовыми лесами и зарослями
тростника. Сегодня мы с вами поговорим о
некоторых растениях, животных и птицах нашего
заповедника, занесенных в Красную книгу.
А что это за книга?
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им.
Воспитатель: Какие растения, растущие в Астраханском заповеднике, занесены в Красную книгу? (Лотос, чилим, кувшинка белая). Удивительная судьба у некоторых этих растений. О них слагают легенды, их воспевают поэты.
Ребенок (читает стихотворение)
В дельте Астраханской – чудо красоты.
Словно звезды в небе – на реке цветы.
Водяными розами лотосы цветут.
Вслед за солнцем бронзовым – медленно плывут.
В розовых коронах – золотой венец.
Черные орешки спрятаны в «ларец».
На зеленых листьях – восковой налет.
Серебристой ртутью в них вода течет.
Да, действительно, лотос прекрасное растение. Его родина Индия, там его считают священным цветком. Его нельзя использовать как украшение. А вот в Египте наоборот, цветком лотоса украшают невест. Лотос имеет множество полезных свойств. Считается, что лотос снимает усталость, улучшает работу сердца, снижает содержание холестерина. Человек становится бодрым, жизнерадостным. В Древней Восточной медицине с помощью лотоса лечились многие болезни. И сейчас тоже есть препараты, изготовленные на основе лотоса. Это успокоительные и диетические средства. А что интересного вы знаете о лотосе?
Дети: Лотос цветет всего 3-4 дня, затем лепестки его опадают, и образуется коробочка, в которой находятся семена. В Китае, Японии, Вьетнаме из семян лотоса делают масло, из листьев вкусные салаты, а из корневищ варят суп. Орехами любят лакомиться гуси, утки, лебеди. А корневища охотно поедает кабан.
Дети: Это чилим или водяной орех. Это очень древнее растение. Он существовал еще в те времена, когда у нас росли пальмы и бродили по земле вымершие теперь животные. Орехи его очень питательны. В них много крахмала. Его можно употреблять в пищу в сыром и вареном виде. Из ореховой муки пекут оладьи, а из дробленого ореха варят кашу. Благодаря ему жители многих стран Азии, Китая, Индии спасались от голода. Им питаются кабаны, гуси, утки, водяные крысы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот это, что за растение? (Показываю кувшинку белую)
Дети: Это кувшинка белая.
Воспитатель: Удивительное по красоте растение. Многие люди считают, что после лотоса – это самое красивое растение нашей области. А вы что можете о ней рассказать?
Дети: Цветки напоминают пышную розу. Они всплывают на поверхность воды рано утром, а к вечеру снова закрываются и прячутся под воду. По поведению цветков белой кувшинки можно предсказывать погоду. Если приближается ненастье, цветки совсем не показываются из воды или скрываются очень рано.
Воспитатель: Правильно. Есть легенда,
которая рассказывает о том, что под водой цветки
превращаются в русалок, а первые лучи солнца
возвращают им образ цветка. У славянских народов
кувшинке приписывалась могущественная сила. Ее
называли одолень-трава и верили, что она
излечивает от многих болезней и сохраняет от
многих бед. Поэтому отправляясь в дальний путь,
зашивали в одежду маленькие мешочки с цветками
или листьями белой кувшинки.
А теперь давайте немного поиграем. Представьте,
что вы все белые кувшинки, (проводится
физминутка, дети присаживаются)
Белые КУВШИНКИ
Утром открывались
(дети медленно поднимаются и поднимают руки к верху).
На водичке плавно
Лепестки качались.
(качание рук вправо, влево).
Солнышко садится
Спать пора кувшинкам
(медленно присаживаются),
Лепестки закрылись
Солнце в серединке.
(закрывают руки, опускают голову на колени.).
(После физминутки переходим к новому стенду, на котором развешаны иллюстрации животных).
Воспитатель: А теперь мы с вами поговорим о животных Астраханского заповедника, занесенных в Красную книгу. Каких животных вы знаете?
Дети: Выхухоль, хорек-перевязка, летучая мышь (рыжая вечерница).
Воспитатель: Правильно. Выхухоль – необычное животное. На голове у нее хоботок с голым пятачком, а хвост цилиндрический у основания и плоский в конце. Ноги у нее небольшие, плохо приспособленные к земле. Пальцы на ногах соединены перепонкой. Почему?
Дети: она очень быстро плавает и хорошо ныряет. Она устраивает норы на берегу водоемов, под корнями деревьев. Питается выхухоль рыбой и водными насекомыми.
Воспитатель: А почему выхухоль занесена в Красную книгу?
Дети: У нее очень мягкий и красивый мех. Он почти не намокает , так как смазан жиром. А ведь это очень важно для зверька – ведь он плавает и зимой.
Воспитатель: Умнички! А это что за зверь? (Показываю летучую мышь).
Дети: Это летучая мышь (рыжая вечерница). Днем она спит, завернувшись в свои широкие крылья как в плащ и вист где-нибудь в дупле или на чердаке, а ночью вылетает на охоту за насекомыми.
Воспитатель: Правильно. Ведь ночью
большинство птиц спят. А многие насекомые летают
именно ночью. Поэтому «работа» летучих мышей
особенно важна.
А это что за зверь? (Показываю
хорька-перевязку).
Дети: Это хорек-перевязка. Он отличается от обычного тем, что на мордочке у него темная маска, а на голове две белые полоски до самых ушей. Хорьки очень быстрые и подвижные. Они легко приручаются. В доме они хорошие помощники в борьбе с грызунами.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы много знаете о растениях и животных Астраханского заповедника. Но в заповеднике есть такие уголки, которые называются птичьими городами, где каждое дерево располагается до 20 гнезд. Вот туда мы с вами сейчас и отправимся. Посмотрите, вот тропинка по ней мы и пойдем. Но тропинку пересекает ручей, через него нужно перепрыгнуть. Пошли. (Дети идут по выложенной из веревки тропинки, перепрыгивают через «ручей» и подходят к стенду, на котором фотографии птиц). Ребята, назовите птиц, занесенных в Красную книгу.
Дети: лебедь, белая цапля, фламинго, скопа, журавль-красавка, колпица, орлан-белохвост.
Воспитатель: А что интересного вы знаете о лебедях?
Дети: Лебедь – это символ красоты и верности. ОНИ живут парами. Если один из лебедей погибает, то второй тоже умирает от тоски. Лебедь очень сильная птица. Защищая свое гнездо, ударом крыла он может убить лисицу или даже охотничью собаку.
Воспитатель: Молодцы. А это что за птица? (Показываю фламинго).
Дети: Это фламинго.
Воспитатель: Правильно. Слово
«фламинго» переводится на русский язык «пламя».
И действительно, взлет стаи похож на вспышку
огня. Существует поверье, что кто увидит эту
птицу, будет счастлив. А вы что интересного
знаете об этой птице?
Дети: Голова и шея у нее держаться в виде вопроса. Когда фламинго летит, то ноги у нее не подгибаются, как у других птиц, а наоборот вытягиваются и летит птица как стрела быстро и плавно.
Воспитатель: А это что за птица? (Показываю орлана-белохвоста).
Дети: Это самая крупная птица заповедника. Это орлан-белохвост. В одном гнезде эта птица, если ее не беспокоить, может прожить несколько десятков лет. Питается она мелкими птицами, зайцами, сусликами, а также рыбой, которую ловко выхватывает из воды.
Воспитатель: (показываю пеликана). А это что за птица?
Дети: Это пеликан. Клюв у него как ковшик. Он им вычерпывает рыбу из воды и складывает в клюв – мешок. На земле они кажутся неуклюжими, но они очень ловкие в воде, когда ловят рыбу и еще они легко летают.
Воспитатель: (показываю белую цаплю). А это что за птица?
Дети: Это белая цапля. У нее со спины и с затылка свисают белые перья. Эгретки. Раньше эти перья служили украшением для модниц. За что птица чуть было совсем не была уничтожена.
Воспитатель: А это что за птица? (Показываю колпицу).
Дети: Это колпица. Она вся белая, только хохолок на голове – желтенький. Клюв у нее как две сложенные ложки. Лепешечки на конце клюва помогают птице найти корм. Помотает она головой из стороны в сторону, захватит что-нибудь ложечками, воду отцедит, сжимая обе половинки и клюва, а что останется во рту, будет съедено. Питается она мальками рыб, головастиками.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много знаете о нашем Астраханском заповеднике. Это наше богатство, наша гордость. Природа наш большой друг. Поэтому люди охраняют ее, много трудятся, чтобы приумножить ее богатство. В нашей стране принят Государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства нашей Родины, чтобы она служила людям и украшала их жизнь. А как мы можем помочь в охране и защите окружающей нас природы?
- Не рвать растения.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не разорять птичьих гнезд.
- Не ловить насекомых.
А что для этого нужно делать?
- Сажать деревья.
- Подкармливать животных.
- Развешивать кормушки.
- Выращивать цветы, специально для букетов.
Молодцы, ребята. А теперь немного отдохнем (проводится физминутка).
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли,
(идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками
(присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками.
(встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали.
(«машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла.
(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом,
(идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам.
(прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали.
(идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора.
(ходьба на месте, лицом в круг)
Дети заходят на «пароход». Музыка
заканчивается, дети сходят с «парохода».
Вот и закончилась наша прогулка в заповедник. А
чтобы оставить память о нем мы с вами на
картинках выложим из фасоли белых лебедей.
Коррекционная работа: дети на заготовленных
рисунках выкладывают на пластилине, из фасоли
лебедей. Воспитатель помогает затруднявшимся
детям, советует как выложить, не нарушая
композицию рисунка.
В конце занятия дети свои работы дарят
малышам.