Цель и задачи урока:
- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Ребятам о зверятах»;
- создать условия для осмысления произведения писателя, для развития познавательной активности, творческого воображения , обеспечить межпредметные связи;
- в процессе диалога обратиться к пониманию себя , к высказыванию своего мнения по обсуждаемой проблеме, принятию решения и выбору личной позиции;
- развитие личностной и образовательной компетентности, готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;
- создать такое настроение и такую цепочку вопросов, которые помогут зазвучать детскому голосу, оживят творчество и воображение детей, вызовут высокие и добрые чувства;
- содействовать умению общаться между собой, воспитанию гражданственности и любви к природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
У: Прозвенел звонок. Начинается урок. Урок литературного чтения.
У: Продолжи пословицу (дети читают
начало пословицы и продолжают ее)
У: Так зачем же нам надо читать?… (Ответы
детей)
Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос. (читает ученик)
II. Актуализация знаний
У: Кто это? Назовите этих писателей. (Сладков
Н.И. Бианки В.В. Чарушин Е.И.)
У. Что обьединяет этих писателей? (Они
пишут о природе)
У. Сформулируйте тему урока. РЕБЯТАМ О
ЗВЕРЯТАХ.
– Давайте вспомним произведения этих писателей.
Сладков Н.И.
– Какие произведения вы читали этого автора? (Ответы
детей)
«Кто как спит?».
– Что интересного вы узнали из этого рассказа? (ответы
детей)
«Волк и сова».
Какая главная мысль? (Ответы детей)
Бианки В.В. Какие произведения вы читали этого автора? (Ответы детей)
«Заяц и черепаха»
У: Какие главные слова вы запомнили? (Ответы детей)
«Мышонок и лис». (Инсценировка, подготовленная группой детей)
У: Сделайте предположение. Кто из писателей так сказал о себе: «БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ Я ЛЮБЛЮ ИЗОБРАЖАТЬ ЖИВОТНЫХ»? (Ответы детей)
У: Правильно. Это Чарушин Е.И. Ведь он
не только писатель, но и художник.
Значит, он сам рисует иллюстрации к своим
произведениям.
Сегодня на уроке мы будем читать произведение
Е.И. Чарушина. А о ком?
Отгадайте загадки.
Группа детей загадывают заранее подготовленные загадки.
На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок
Нет ни головы ни ног.Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И, хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.
У. А моя загадка такая.. Первая буква
начинает слово ёлка, а вторая стоит в алфавите
перед буквой «з».
– О ком пойдет речь? (Ответы детей)
– Что вы знаете о нем? (Ответы детей)
Тема урока: ЧАРУШИН Е.И. «ЁЖ »
Подготовительная работа
Разминка
1. Скороговорка. Ежик, ежик – чудачок . Сшил колючий пиджачок. (Повторяют несколько учеников).
2. Прочтите слова. – Какое слово непонятно? (объяснение
значения слова)
Чтение по одному и группами.
Работа с текстом
1. Первичное чтение (учитель)
У. Понравилось ли? Что понравилось? Что запомнилось?
2. Самостоятельное чтение.
У. Познакомьтесь с текстом сами. Прочтите его. (Читают самостоятельно)
У. Сколько частей в рассказе?
3. Работа над текстом по частям .
1-ю часть (читает один ученик)
У. Расскажите, о чем вы прочитали? (Ответы детей)
2-ю часть. (Читают самостоятельно )
У. Объясните, что значит «не шевелился»? (Ответы детей)
3 часть (чтение по цепочке)
У. Почему задвигался еж? (Ответы детей)
4 часть. (жужжащее чтение)
У. Расскажите друг другу о чём прочитали. (Работа в паре)
5 часть. (Чтение за диктором)
У. Чем закончился рассказ? (Ответы детей)
– Почему он убежал? (Ответы детей)
Физминутка
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
– Ты мне спинку не потрешь?
4. Работа в паре.
У. Расскажите рассказ друг другу. Можно пользоваться опорными словами. (Работа в паре)
У. Кому понравился рассказ товарища? (ответы детей)
5. Выборочное чтение.
– Это так изобразил ежа сам Чарушин Е, И.
– Подпишите иллюстрацию Е. И. Чарушина словами
текста.
– В каких русских народных сказках Ёж – главный
герой?
(Теремок, Рукавичка.)
У. Подберите родственные слова к слову еж. (Ответы детей)
(Ёж, ежиха, ежата)
– Сколько всего детей в семье ежа? Сколько всего
членов семьи?
Подведение итогов урока
У. Так о ком же пишет Е. И. Чарушин?
Много у него рассказов для детей. Вот некоторые
из них.
(Волчишка, Про Томку, Кот Епифан, и др.)
– О чем говорит нам последняя иллюстрация? (Ответы
детей)
– В 1965 году на международной выставке в Германии Е.И. Чарушин получил медаль за свои иллюстрации.
У. А как вы думаете ? Где можно еще
узнать о еже?
(Энциклопедия, интернет)
У. Прочитайте текст. Это из
энциклопедии «Мир растений и животных» для
малышей. (Демонстрдция книги)
У. Что нового вы узнали о жизни ежей?
У. Посмотрите. Вот такие новорожденные ежата. Это я взяла из интернета.
– Какие они маленькие и беспомощные! Понравились они вам?
У. Итак. Какое произведение мы читали?
– Кто автор?
– Что вы почувствовали , когда читали рассказ.
– О чём хотел нам сказать писатель?
Я хочу прочитать стихотворение Ю. Моггутина.
А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра ,
Он тосковал еще вчера.
Чего он глупый тосковал?
К нему никто не приставал ,
Его мы так любили
И гладили и мыли.
А он свернулся и дрожал ,
А после взял и убежал.
У: Чем похожи рассказ и стихотворение? (ответы детей)
– О чем нужно помнить, если вы нашли в лесу маленьких ежат?
– А вот прощальные слова :
Урок заканчивать пора
И я надеюсь, что теперь
Вы стали чуточку умней .
Узнали много истин
И много всяких всячин,
И если все запомнили –
Не зря ваш день потрачен.
Рефлексия
У. Что нового вы узнали на уроке?
У вас на партах лежат трафареты ежа.
Кому было комфортно на уроке, поднимите картинку
ежа нужного цвета и скажите ему «Спасибо». (Ответы
детей)