Урок литературного чтения "Ребятам о зверятах" (Е.И. Чарушин "Еж"; УМК "Планета знаний")

Разделы: Начальная школа


Цель и задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Ребятам о зверятах»;
  • создать условия для осмысления произведения писателя, для развития познавательной активности, творческого воображения , обеспечить межпредметные связи;
  • в процессе диалога обратиться к пониманию себя , к высказыванию своего мнения по обсуждаемой проблеме, принятию решения и выбору личной позиции;
  • развитие личностной и образовательной компетентности, готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию;
  • создать такое настроение и такую цепочку вопросов, которые помогут зазвучать детскому голосу, оживят творчество и воображение детей, вызовут высокие и добрые чувства;
  • содействовать умению общаться между собой, воспитанию гражданственности и любви к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У: Прозвенел звонок. Начинается урок. Урок литературного чтения.

У: Продолжи пословицу (дети читают начало пословицы и продолжают ее)
У: Так зачем же нам надо читать?… (Ответы детей)

Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос. (читает ученик)

II. Актуализация знаний

У: Кто это? Назовите этих писателей. (Сладков Н.И. Бианки В.В. Чарушин Е.И.)
У. Что обьединяет этих писателей? (Они пишут о природе)
У. Сформулируйте тему урока. РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ.
– Давайте вспомним произведения этих писателей.

Сладков Н.И.
– Какие произведения вы читали этого автора? (Ответы детей)

«Кто как спит?».
– Что интересного вы узнали из этого рассказа? (ответы детей)

«Волк и сова».
Какая главная мысль? (Ответы детей)

Бианки В.В. Какие произведения вы читали этого автора? (Ответы детей)

«Заяц и черепаха»

У: Какие главные слова вы запомнили? (Ответы детей)

«Мышонок и лис». (Инсценировка, подготовленная группой детей)

У: Сделайте предположение. Кто из писателей так сказал о себе: «БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ Я ЛЮБЛЮ ИЗОБРАЖАТЬ ЖИВОТНЫХ»? (Ответы детей)

У: Правильно. Это Чарушин Е.И. Ведь он не только писатель, но и художник.
Значит, он сам рисует иллюстрации к своим произведениям.
Сегодня на уроке мы будем читать произведение Е.И. Чарушина. А о ком?
Отгадайте загадки.

Группа детей загадывают заранее подготовленные загадки.

На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок
Нет ни головы ни ног.

Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл.

Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И, хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.

У. А моя загадка такая.. Первая буква начинает слово ёлка, а вторая стоит в алфавите перед буквой «з».
– О ком пойдет речь? (Ответы детей)

– Что вы знаете о нем? (Ответы детей)

Тема урока: ЧАРУШИН Е.И. «ЁЖ »

Подготовительная работа

Разминка

1. Скороговорка. Ежик, ежик – чудачок . Сшил колючий пиджачок. (Повторяют несколько учеников).

2. Прочтите слова. – Какое слово непонятно? (объяснение значения слова)
Чтение по одному и группами.

Работа с текстом

1. Первичное чтение (учитель)

У. Понравилось ли? Что понравилось? Что запомнилось?

2. Самостоятельное чтение.

У. Познакомьтесь с текстом сами. Прочтите его. (Читают самостоятельно)

У. Сколько частей в рассказе?

3. Работа над текстом по частям .

1-ю часть (читает один ученик)
У. Расскажите, о чем вы прочитали? (Ответы детей)

2-ю часть. (Читают самостоятельно )

У. Объясните, что значит «не шевелился»? (Ответы детей)

3 часть (чтение по цепочке)

У. Почему задвигался еж? (Ответы детей)

4 часть. (жужжащее чтение)

У. Расскажите друг другу о чём прочитали. (Работа в паре)

5 часть. (Чтение за диктором)

У. Чем закончился рассказ? (Ответы детей)

– Почему он убежал? (Ответы детей)

Физминутка

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
– Ты мне спинку не потрешь?

4. Работа в паре.

У. Расскажите рассказ друг другу. Можно пользоваться опорными словами. (Работа в паре)

У. Кому понравился рассказ товарища? (ответы детей)

5. Выборочное чтение.

– Это так изобразил ежа сам Чарушин Е, И.
– Подпишите иллюстрацию Е. И. Чарушина словами текста.
– В каких русских народных сказках Ёж – главный герой?
(Теремок, Рукавичка.)

У. Подберите родственные слова к слову еж. (Ответы детей)

(Ёж, ежиха, ежата)
– Сколько всего детей в семье ежа? Сколько всего членов семьи?

Подведение итогов урока

У. Так о ком же пишет Е. И. Чарушин?
Много у него рассказов для детей. Вот некоторые из них.
(Волчишка, Про Томку, Кот Епифан, и др.)
– О чем говорит нам последняя иллюстрация? (Ответы детей)

– В 1965 году на международной выставке в Германии Е.И. Чарушин получил медаль за свои иллюстрации.

У. А как вы думаете ? Где можно еще узнать о еже?
(Энциклопедия, интернет)

У. Прочитайте текст. Это из энциклопедии «Мир растений и животных» для малышей. (Демонстрдция книги)
У. Что нового вы узнали о жизни ежей?

У. Посмотрите. Вот такие новорожденные ежата. Это я взяла из интернета.

– Какие они маленькие и беспомощные! Понравились они вам?

У. Итак. Какое произведение мы читали?

– Кто автор?
– Что вы почувствовали , когда читали рассказ.
– О чём хотел нам сказать писатель?

Я хочу прочитать стихотворение Ю. Моггутина.

А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра ,
Он тосковал еще вчера.
Чего он глупый тосковал?
К нему никто не приставал ,
Его мы так любили
И гладили и мыли.
А он свернулся и дрожал ,
А после взял и убежал.

У: Чем похожи рассказ и стихотворение? (ответы детей)

– О чем нужно помнить, если вы нашли в лесу маленьких ежат?

– А вот прощальные слова :
Урок заканчивать пора

И я надеюсь, что теперь
Вы стали чуточку умней .
Узнали много истин
И много всяких всячин,
И если все запомнили –
Не зря ваш день потрачен.

Рефлексия

У. Что нового вы узнали на уроке?
У вас на партах лежат трафареты ежа.
Кому было комфортно на уроке, поднимите картинку ежа нужного цвета и скажите ему «Спасибо». (Ответы детей)

Приложение