Цели:
- начать работу по формированию правильного научного понятия «растение»;
- познакомить детей со строением растения, выяснить значимость каждой части растения;
- показать зависимость растений от неживой природы;
- воспитывать бережное отношение к природе в повседневной жизни.
Оборудование:
- учебник «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова, рабочая тетрадь;
- PPT «Части растения»;
- карточки для доски (части растения, корень, стебель, плод, цветок, листья).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– На какие 2 группы можно разделить все объекты
природы? (Живая и неживая природа)
– Чем объекты живой природы отличаются от
неживой? (Дышат, питаются, растут, движутся,
размножаются, умирают)
– На прошлом уроке окружающего мира мы узнали о
необыкновенных царствах, существующих в живой
природе. Назовите эти царства. (Растения,
животные, грибы, бактерии)
3. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир
живой природы.
– Посмотрите сценку, которую для вас приготовили
ребята и постарайтесь сформулировать тему урока
и поставить задачи.
Сценка «Спор частей растения»
Заспорили как-то органы растения: кто из них
самый главный. Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в
почве, я пою его водой и кормлю минеральными
солями. Да что растение – я и людей, и животных
кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера
такую красоту из меня делают, что и на
международные выставки попадаю! Одно то, что я
первым из семени появляюсь, говорит о моей
важности! Иногда я так изменяюсь, что надо
быть очень внимательным и любознательным, чтобы
меня узнать. Называют меня тоже по–разному:
корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые
части растения, я самый важный среди вас!
Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень,
живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы
готовим растению питательные вещества, умело,
используя солнечную энергию! Это мы подсказываем
людям, когда растение нужно полить, подкормить,
укрыть. Могут жители нашего царства листьев
кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится
рядом с нами легко»
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто
держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет
питательные вещества от корня к другим частям
растения и наоборот от листьев к корню?
– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый
важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я
образую, плоды и семена, что бы растение могло
размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не
я, все растения перевелись бы, не смогли
размножаться. Кроме этого, без меня животные и
люди умерли бы от голода, потому что я один из
главных источников питания.
Начавшийся спор между частями растения
неразрешимый. Все они важны и необходимы
растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и
плоды. Ведь все они части одного организма.
– Кто догадался в какое царство мы отправляемся? О чем будем говорить на уроке? (О растениях, частях растения их значимости)
4. Работа над новым материалом
– Какие части растения вы запомнили из
рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,
плоды)
– Давайте подробнее узнаем о каждой части
растения.
– Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Давайте проверим правильно вы ответили
- ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
- БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
- УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
– Кто вторым вступил в спор? (Листья)
– У всех растений листья одинаковые по форме,
размеру?
– Вспомните, какую основную функцию выполняют
листья растений? (Выделяют кислород)
– Что ещё можете сказать о листьях? Посмотрите в
окно… (Растения сбрасывают листья)
– Хотите узнать ещё интересное о листьях? (Рассказ
о растениях хищниках. Приложение 1)
ФИЗМИНУТКА
– Какие ещё части растения участвовали в споре?
(Стебель)
– Для чего растению стебель?
–У всех ли растений стебли одинаковые?
– Вспомните следующую часть растений. (Цветы)
– Зачем цветы нужны растению? (Для размножения)
– Назовите оставшуюся часть растения? (Плоды)
– Где образуются плоды, для чего они нужны?
– Как вы думаете, сможет ли растение жить без
какой – либо части?
(Все части растения важны, они составляют
единый организм.)
5. Закрепление новых знаний
1. Работа с учебником. (стр. 22)
– Найдите на рисунке части, растения.
– Поставьте номера, соответствующие частям
растения.
2. Отгадывание загадок и определение частей растений, употребляемых в пищу человеком.
– К нам в гости пришла Осень. Давайте заглянем к ней в корзинку и определим, какую часть растений мы употребляем в пищу?
(Девочка-осень загадывает загадки, показывает овощи-отгадки)
Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей
Из урожая нового
Красавица лиловая. (Свекла – корнеплод)Все узнают молодца,
Что растет на грядке:
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий. (Кабачок – плод)Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук – видоизмененный побег)Нарядилася Алёна
В сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо.
Узнаёшь её?... (Капуста – листья)
6. Связь живой и неживой природы
– Прочитайте народные приметы
КОЛИ В МАЕ ДОЖДЬ, БУДЕТ И РОЖЬ.
КАКОВА ЗЕМЛЯ, ТАКОВ И ХЛЕБ.
АПРЕЛЬ С ВОДОЙ, А МАЙ С ТРАВОЙ.
ВЕСНА ДНЕМ КРАСНА.
– Как в народных приметах показана зависимость
растений от неживой природы?
– Что нужно растению для жизни? (Свет, тепло,
вода, почва)
ВЫВОД
- Растения связаны с неживой природой
- Все части растения важны. Это единый организм.
7. Итог урока
Продолжите предложения, выбрав начало словами:
«Я узнал …»
«Я повторил …»
«Я удивился …»
«Я запомнил …»
Приложение 1
Растения-хищники — не такая уж редкость на
планете, их более ста видов. В районах с умеренным
климатом легче всего встретить росянку
круглолистную и альдрованду пузырчатую.
Это совсем небольшое растение можно найти на
торфяных болотах. Его листья, собранные в
розетку, покрыты красноватыми ловчими
волосками-щупальцами с красной головкой наверху.
Она выделяет липкую жидкостей поэтому вся
поверхность листа как будто покрыта росой. В
центре листа волосики короткие, по краям — более
длинные. Мухи, муравьи, привлеченные блеском
капелек, попадают на лист и прилипают к нему.
Жертва мечется, бьется и при этом задевает
соседние волоски. Они тянутся к насекомому и
обволакивают его своей слизью. Край листа
начинает медленно загибаться и накрывает свою
добычу, которая здесь же и переваривается.
Жидкость, выделяемая волосками, по своему
составу похожа на желудочный сок животных.
Переваренные насекомые теми же железками
всасываются внутрь растения.
Мухоловка – одно из самых известных хищных
растений. Цветы-хищники появились из-за того, что
некоторым видам растений не хватало питательных
веществ, получаемых корнями из почвы. Они
научились ловить насекомых, и получать
необходимое питание, переваривая их. Большинство
этих растений – тропические и болотные, и
длительное разведение их в домашних условиях
довольно затруднительно. Даже при соблюдении
множества правил, насекомоядные растения долго
не проживут. Не огорчайтесь – в течение
недолгого времени наблюдать за ними будет
интереснее, чем за многими растениями, которые
живут у вас годами.
Кроме потрясающих листьев-ловушек с зубчиками по
краям, мухоловка порадует вас прекрасными белыми
цветами: при хорошем уходе она цветет два раза в
год. Растение нуждается в умеренном освещении и
высокой влажности. Почва должна быть постоянно
влажной. Сухость – это яд для ловушек растения.
Не рекомендуют подкармливать растение
удобрениями, от этого отмирают его корни. А вот
кормить насекомыми свою мухоловку вы сможете, но
только живыми и очень редко. Ни в коем случае
нельзя специально раздражать ловушки растения,
это приводит к его гибели.
В работе использованы материалы ppt Константиновой И.Н. «Части растений» kinkin.63@bk.ru