Формирование валеологической культуры детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. В настоящее время одной из острейших проблем является обеспечения здоровья детей. Это основная цель, главная забота каждого цивилизованного общества. Картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Оценка физического развития показала, что большинство детей развивается гармонично, однако за последние десятилетия отмечается снижение гармонично развитых (с 70 до 73%) и увеличение числа детей с дисгармоничным развитием.
Не зря говорится, что в здоровом теле – здоровый дух. Детям, так же, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Одновременно его с самого раннего возраста надо приучать самому заботиться о своём здоровье.
Всё сказанное выше и определило актуальность построения моей работы по теме: «Познай себя». Я столкнулась с такой проблемой: как смоделировать процесс воспитания и обучения для формирования начальных знаний и самосберегающих навыков здоровья ребёнка и воспитание ценностного отношения к нему. Работая по программе «Детство», перед собой поставила вопрос о формировании валеологической культуры дошкольников, и для себя решила: если буду приучать ребёнка с младшего дошкольного возраста заботиться о своём здоровье, то к старшему возрасту у него сформируются  начальные знания и умения  здорового образа жизни.

Цель моей работы: заложить начальные знания и навыки в основу фундамента здорового образа жизни.

Определила задачи:

  • формировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела);
  • помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле;
  • научить «слушать» и «слышать» свой организм;
  • формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, здорового образа жизни;
  • воспитывать навыки и умения профилактики и гигиены.

Для решения намеченных задач разработала проект «Здоровый малыш». Одной из основной деятельностью является кружковая работа «Познай себя».

Месяц

Содержание работы

Цели и задачи проводимой работы

Сентябрь  

1. «Вот я какой!»

Познакомить детей с внешним строением тела, возможностями тела (умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть голод, переносить боль, дышать, думать, помогать людям). Воспитывать чувство гордости, что я – человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.
2. Д/и «Умею – не умею», «Опасно – неопасно». Поддерживать у детей радостное настроение и чувства удивления и гордости своими почти безграничными возможностями.
3. «Из чего я сделан?» Наблюдение живых клеток с помощью микроскопа. Познакомить детей с клетками, их разнообразием и выполняемыми функциями. Довести до сознания ребенка, что все люди состоят из клеток и что только благодаря клеткам каждый из нас смог появиться на свет, способствовать возникновению чувства радостного настроения.
4. Рисование «Из чего сделан я?», Д/и «Письмо от Почемучки». Закрепить полученные знания, развивать представление, воображение, воспитывать любовь к собственному организму.
Октябрь 1. «Кожа или Живая одежда». Чтение А. Барто «Девочка Чумазая». Дать детям представление о том, что кожа – это кожный покров тела человека, она постоянно обновляется, а также выполняет очень много функций, основное – это защита (от грязи, жары, холода), высокая чувствительность( к различным микробным воздействиям и боли). Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным.
2. Беседа с врачом о болезнях грязных рук и болезнях кожи, мерах профилактики. Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья.
3. Совместно с детьми разработать «Правила Чистюли». Чтение К. Чуковского «Мойдодыр». Закрепить полученные ранее сведения, научить пользоваться ими в повседневной жизни.
4. Досуг «Кожа – помощница» (д/и, практические упражнения, проблемные ситуации). Закрепить полученные знания, развивать логическое мышление. Воспитывать чувство сочувствия к слепым людям, желание помочь им.
Ноябрь 1. «Скелет и мышцы». Чтение С. Маршака «Великан». Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела. Скелет защищает внутренние органы от различных повреждений. Кости подвижно соединяются между собой, двигают их мышцы. Мышцы – это наша сила и красота, все движения мы можем делать только благодаря мышцам; познакомить с правилами профилактики переломов, вывихов. Воспитывать чувство любви к своему телу, восхищения его возможностями.
2. Беседа с врачом о предупреждении возможности переломов и вывихов. Чтение А. Барто «Я расту». Познакомить детей с правилами безопасности в различных ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью (своему и другого человека).
3. Д/и «Опасно – неопасно», «Что было бы если бы …». Чтение Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес» (отрывки, где девочка росла и уменьшалась). Развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствия своих поступков.
4. Беседа о людях с физическими недостатками, инвалидах. Чтение В. Катаева «Цветик – семицветик» (отрывок о последнем желании). Поддерживать силу воли людей – инвалидов. Воспитывать чувство сострадания к несчастью ближнего, желание помочь, доставить радость.
                                                                      Декабрь 1. «Великий труженик и волшебные реки». Д/и «К нам пришел Незнайка». Дать детям представление о работе сердца, его положении, строении. Показать значение сердца в жизни человека и для слаженной работы всего организма вообще. Познакомить с деятельностью выполняемыми функциями клеток крови . Поддерживать желание глубже узнать себя. Развивать наблюдательность, внимание, стремление понимать, что все люди одинаково устроены, прислушиваться к себе. Воспитывать чуткость.
2. Практические упражнения и простое экспериментирование. Учить детей прислушиваться к работе своего организма, приемам самонаблюдения. Показать значение физических нагрузок для здоровья сердца и человека.
3. Беседа с врачом о смысле и значении анализа крови; о первой помощи при кровотечении (с дополнительными сведениями о количестве крови, ее значении для жизни, о переливании крови, о донорах, о вредных факторах, влияющих на работу (здоровье) сердца). Расширить представления детей о деятельности, особенностях и значении кровеносной системы, дать начальные знания о первой помощи при кровотечении. Воспитывать чувство глубокой признательности донорам.
4. Рисование на тему «Мое сердце!» Выяснить, как дети представляют себе свое сердце. Поддерживать интерес к познанию своего тела.
Январь 1. С/р игра «Больница». Чтение А. Кардашова «Наш доктор». Практическое закрепление полученных знаний, оказание помощи при кровотечении. Воспитывать уважение к профессии врача, понимать ее огромную важность для каждого из нас.
2. Совместно с детьми разработать «Правила здорового сердца». Закрепить, лучше осмыслить полученные сведения.
3. Физкультурный досуг на улице по плану инструктора по физической культуре «Зимние забавы». Вызвать у детей радостное, бодрое настроение, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, поддерживать в детях спортивный дух, желание заниматься физической культурой, вести здоровый образ жизни.
4. Д/игры. Чтение Г.Х.Андерсена «Снежная королева» или Ю. Олеша «Три толстяка». Выяснить объем представлений детей о деятельности и значении сердца, сосудов, кровообращения, углубить знания детей. Дать детям представление о людях с крепким («Железным») и «Живым» сердцем. Вызвать желание быть похожим на людей с «живым», отзывчивым сердцем.
Февраль 1. Беседа с врачом о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний (о поведении больного и здорового ребенка), о правильном дыхании. Дать детям представление о простейшей природе простудных заболеваний. Довести до сознания детей, что их здоровье во многом зависит от правильного поведения на улице, в группе, с больными товарищами, родственниками. Валеологическая газета «Как помочь своему ребенку».
2. «В стране Легких или Путешествие воздушных человечков». Д/и «Если я сделаю так». Дать детям представление о том, что дыхание – это одна из важнейших функций организма. Показать роль дыхания для жизни человека. Познакомить с дыхательным путем (подробнее с легкими), с механизмом дыхания (вдоха-выдоха). Развивать внимание, память, умение переживать чувство радостного удивления, чувство исследователя.
3. Практические упражнения простейшее экспериментирование. Д/и «К нам пришел Незнайка». Учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения. Учить детей проверять свои знания на практике.
4. Совместно с детьми разработать « Правила безопасного дыхания». Д/и «Что ты знаешь о …». Закрепление, анализ, обобщение изученного материала по разделу «Дыхание».
Март 1. Экскурсия «За здоровьем в зимний лес». Дать детям представление о чистоте окружающей среды, воздуха, об экологии, о пользе комнатных растений, зеленых насаждений для чистоты воздуха, о том, что наше здоровье зависит как от нас самих, так и от чистоты окружающей среды.
2. Д/и «Об удивительных превращениях пищи внутри нас», «Полезная и вредная еда». Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами. Показать важность выполняемой каждым отделом работы. Учить детей понимать организм, его потребность. Установить связь между сердечно – сосудистой системой и пищеварением.
3. Беседа с врачом о пище, ее составных частях (белках, жирах, углеводах и витаминах), о санитарно-гигиенической обработке продуктов питания. Познакомить детей с энергетической ценностью пищи, с правилами ее обработки. Дать представления о нашей пищи. Довести до сознания детей, что от качества принимаемой пищи зависят здоровье и жизнь человека. Установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни.
4. Д/и «Путешествие на кухню». Экскурсия на кухню. Познакомить детей с трудоемким процессом приготовления пищи. Обогатить представления детей сведениями об особенностях продуктов (правила приготовления). Воспитывать чувства уважения и благодарности к людям труда (поварам).
Апрель 1. Совместно с детьми приготовление витаминных салатов, несложных блюд. Привить навыки самообслуживания. Познакомить с приемами обработки продуктов и закрепить полученные знания на примере, закрепить представления о «здоровой» пище.
Валеологическая газета для родителей «Ешьте свежие продукты, мойте овощи и фрукты!»
2. «В гости к тете Зубной Щетке»( рассказ о зубах, правилах ухода за ними). Чтение Б. Заходера «Ма-Тари-Кари».     Показать детям важность гигиены полости рта для здорового человека. Познакомить с техникой чистки зубов, с правилами ухода за зубами (утреннее умывание, чистка зубов после еды, подготовка ко сну).
3. Совместно с детьми разработать «Правила здорового питания». Чтение С. Маршака «Робин-Бобин». Закрепить полученные знания и обобщить правила здорового питания. Поддерживать желание ухаживать за зубами. Воспитывать чувство меры в еде. Показать зависимость между количеством и качеством принимаемой пищи и состоянием здоровья, внешним видом (подтянутый, стройный – толстый, некрасивый).
4. «Про царя в голове или Суперсоветчик – суперответчик». Чтение А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (отрывки о Страшиле и мозгах). Дать детям представление о том, что мозг – важный орган человеческого организма. Познакомить со строением, расположением, с его помощниками – нервными волокнами и спинным мозгом, с принципами их работы, с выполняемыми функциями.
Май 1. «Что может делать мой мозг». Изодеятельность «Придумываю сны». Закрепить и расширить представления детей о том, что все, что они могут делать: различать цвета, чувствовать холод – тепло, слышать звуки, определять запах, чувствовать боль, голод, жажду; определять безопасность сложившейся ситуации, находить решение проблемы, ответы на вопросы; помогать другим, уметь дружить, рассказывать стихи, петь – они могут делать только благодаря тому, что у нас есть чудо – мозг. Вызвать чувство восхищения работы своего организма. Воспитывать любовь к своему организму.
2. Совместно с детьми разработать «Правила поведения для сохранения здоровья нервной системы». Чтение С.Я. Маршака «Ванька-Встанька», С.Михалкова «Не спать», А. Введенский «Сны» (на выбор). Обобщить и конкретизировать полученные знания по разделу «Мозг и нервная система». Закрепить полученные знания о работе мозга и нервной системы, их значении в жизни человека.
3. «Кто помогает тебе быть здоровым?» Д/и «Письмо от Почемучки», «К нам пришел Незнайка», «Подбери пару». (на выбор). Познакомить детей с важностью любого труда (профессии), его значимостью для сохранения здорового человека. Воспитывать уважение к людям труда, развивать интерес к разным профессиям.
4. Рассказ детей на тему «Каким я хочу быть». Анализ детских высказываний, суждений. Выяснить, понимают ли дети важность здорового образа жизни, оптимистического настроения, человеколюбия для счастливого будущего; «включают» ли дети в свое будущее: 1) желание быть здоровым (никогда не болеть), заниматься спортом, закаливаться; 2) милосердие, сочувствие, желание никогда не унывать, быть веселым. Выяснить прослеживаются ли в поведении детей направленность на здоровый образ жизни.
Валеологическая газета для родителей «Мой организм, мое здоровье».
5. Обобщение по теме «Я и мое тело». Д/и, с/р. игры. Обсуждение прочитанных рассказов по теме: «Я и мое тело». Индивидуальный опрос по разработанной методике. Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении тела человека, основных функциях органов тела, о возможностях человеческого организма. Выявить полноту, глубину, достоверность представлений о человеческом организме, особенности полученных знаний.

В ходе проекта мною разработана компилятивная программа кружковой работы по каждому возрасту.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Всю работу нельзя выполнить без помощи родителей. На протяжении 4-х лет я старалась, как можно больше сотрудничать с родителями, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей. Родители сначала с опаской относились к закаливанию. Я проводила беседы, объясняла, какое закаливание, как оно проходит. На родительском собрании было принято решение по витаминотерапии (приобрели витамины, лечебные чаи), полоскали рот. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
Выпускала для родителей валеологические газеты. (Приложение 4)
Ежегодно проводилась диагностика с целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития. На основе этих данных была создана диаграмма, которая показала динамику развития детей по валеологическому воспитанию. 

Итог моей работы «Познай себя» состоит в следующем:

– выявила особенности воспитания валеологической культуры детей дошкольного возраста;
– разработала модель воспитания валеологической культуры включая цель, задачи, структуру и формы работы, методику работы; блоки совместной деятельности педагогов и детей по формированию валеологической культуры;
– определила педагогические условия воспитания валеологической культуры детей дошкольного возраста;
– показала в кружковой работе «Познай себя» специфику, воспитания валеологической  культуры в условиях детского сада.

Вывод: Я считаю, что к старшему возрасту заложила начальные знания и умения здорового образа жизни. Дети  меньше болеют, знают гигиенические требования к себе, одежде; как устроен организм, какую роль выполняет каждый орган, знают оказание первой медицинской помощи и т.д. Я убеждена, что дети будут владеть основами физической культуры, если наряду с традиционными методами, направленными на повышение двигательной активности, их обучать массажу и самомассажу, антистрессовой защите с элементами аутотренинга, отрабатывать систему дыхания, знакомить с простейшими способами реанимации, оказание первой медицинской помощи. Полагаю, что результатом этой работы станет не только улучшения здоровья, но и осознанное культурное отношение к своему телу. 

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7