Цели: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения данной темы.
Материально-техническое оснащение: плакаты, схемы, бланки.
Тип: Урок развития творческого оперирования знаниями, умениями и навыками при решении учащимися учебно-производственных задач.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Вводный инструктаж
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация прежних знаний.
а) объяснение правил игры “Своя игра”.
Группа делится на 4 малых группы по 6 человек в каждой. На доске прикреплен плакат с темами, и по каждой теме определены вопросы по баллам (6 вопросов – начинается с балла “2” и далее по мере усложнения вопроса до “7” баллов). В ходе игры команде встретится карточка “Кот в мешке”, вопрос этой карточки будет задан любой из 3 групп. Очки прибавляются, если ответ будет правильный, а если нет – снимаются. Игроки одной из групп могут встретить карточку с пометкой “Своя игра”. Эта группа должна будет ответить на вопрос этой карточки сама, если ответ дадут правильно, то к общей сумме заработанных баллов прибавится то количество баллов, на сколько оценен сам вопрос.
Если группа не ответит, с команды снимаются баллы, заработанные в предыдущем ответе.
Группа, которая не потеряет в ходе игры ни одного балла, становится победителем.
б) вопросы игры “Своя игра”:
- Какие бывают станции от вида выполняемых операций;
- Какие операции выполняются на грузовых станциях?
- Какие бывают грузовые станции?
- Какие станции называются специализированными?
- Какова ведущая роль железнодорожного транспорта? (“Кот в мешке”)
- Где указаны операции, которые выполняются на каждой станции?
- Что относится к грузовому двору?
- Какие бывают грузовые дворы, и какие из них наиболее распространенные?
- Какие склады бывают в зависимости от рода груза, подлежащего хранению, назначение складов?
- В чем назначение прирельсовых складов и как они подразделяются?
- Какие требования предъявляют к грузовому двору?
- Что относится к местам общего пользования и к местам необщего пользования? (“Своя игра”)
- Для чего предназначены товарные конторы?
- Где располагаются товарные конторы?
- Каково должно быть помещение для работников товарной конторы?
- Чем должны быть оснащены товарные конторы?
- Что обязан знать товарный кассир?
- Каково должно быть рабочее место товарного кассира и таксировщика?
- Зачем нужно знать массу груза для перевозки?
- Что называется взвешиванием?
- Какие бывают весы в зависимости от назначения? (“Своя игра”)
- Какие весы применяются для взвешивания?
- Какие факторы весов влияют на точность взвешивания? (“Кот в мешке”)
- Каков порядок содержания весоизмерительных приборов?
- В чем назначение вокзалов?
- Как могут располагаться вокзалы?
- Что относится к основным сооружениям вокзала? (“Своя игра”)
- Какие требования предъявляются к оборудованию пассажирских помещений? (“Кот в мешке”)
- Отчего зависит технология работы билетных касс?
- В чем особенность технологии работы кассира пригородного сообщения?
- Какие виды справочной информации существуют?
- В чем назначение справочных бюро вокзалов?
- Какие устройства осуществляют визуальную информацию?
- В чем особенность работы информационных служб?
- Что предусматривает организация посадки и высадки пассажиров? (“Своя игра”)
- Как может быть организована одновременно посадка и высадка пассажиров?
в) Подведение итогов игры.
III. Упражнения учащихся и текущее инструктирование
- Задание на день.
Расстановка учащихся по рабочим местам станции согласно графику – перемещения. - Текущие, групповые и индивидуальные инструктажи при обходе рабочих мест.
- Наблюдение за соблюдением правил техники безопасности.
IV. Заключительный инструктаж
- Подведение итогов работы
- Указать на основные ошибки, допущенные во время урока.
- Задание на дом. Зарисуйте, каким Вы видите свое рабочее место в товарной конторе?