1. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем?
С 2004 года педагогическим коллективом школы-сада проводилась работа по апробации и внедрению программ дошкольного и начального общего образования в рамках областной экспериментальной площадки «Формирование единой и непрерывной развивающей среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях работы по Образовательной системе «Школа 2100». В ноябре 2008г. учреждением заключен договор о сотрудничестве с Межрегиональной общественной организацией содействия развитию образовательной системы «Школа-2100».
Как член Методического совета учреждения
являюсь одним из разработчиков программы и плана
эксперимента, как руководитель методического
объединения – организатором экспериментальной
работы учителей начальных школы, как учитель –
педагогом-экспериментатором.
В период с 2004 по 2008 г.г. удалось решить следующие
проблемы:
- осуществлено согласование целей воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, разработаны сопряженные учебные планы и программы, основанные на преемственности содержания процесса обучения в детском саду и начальной школе (на основе ведущих идей УМК «Школа 2100»);
- разработана и внедрена комплексно-целевая программа «Школа здоровья», что способствовало снижению острой заболеваемости, улучшению психоэмоционального состояния, повышению адаптационных возможностей учащихся в учебном процессе;
- разработана и внедрена программа «Учись учиться», направленная на развитие общеучебных навыков учащихся 1-4 класса;
- освоены и внедрены технологии: здоровьесберегающие, проблемно-диалогического обучения, деятельностного метода, проектные, информационно-коммуникационные;
- внедрены методы активного социального обучения во внеклассную работу с учащимися и родителями (тренинги, интерактивные игры);
- создана развивающая среда, способствующая развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся (оборудована познавательная игротека, учебный класс оснащен телевизором, видеоплеером, компьютером, экраном, принтером);
2. По какой программе Вы работаете? Чем обусловлен выбор указанной программы обучения?
Исходя из целей и задач учреждения, необходима программа, отвечающая современным тенденциям образования, обеспечивающая целевую, содержательную и методическую преемственность между детским садом и начальной школой.
Свой выбор коллектив остановил на программах
дошкольного и начального общего образования
Образовательной системы «Школа 2100».
«Школа 2100» – это современная личностно
ориентированная образовательная система для
массовой школы, которая полностью соответствует
государственной политике и направлениям
модернизации российского образования и
эффективно реализует идеи развивающего
образования непрерывно и преемственно от
дошкольной подготовки до окончания
общеобразовательной школы.
Система имеет цель, отвечающую современным тенденциям развития образования – выращивание функционально грамотной личности, ориентирующейся в мире и действующей в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Система располагает теоретической
концепцией, которая раскрывает
педагогические, дидактические и психологические
особенности ее подходов. Авторами создан полный
набор учебников и учебных пособий,
обеспечивающих реализацию непрерывного и
преемственного образования на всех ступенях
(детский сад, начальная и основная школа).
Во всех учебниках и пособиях используются единые
технологии, которые учитывают специфику
возраста учащихся.
3. Какие образовательные технологии обучения детей младшего школьного возраста Вы применяете в своей педагогической деятельности? Перечислите наиболее эффективные на Ваш взгляд.
Я освоила и успешно применяю технологии Образовательной системы «Школа 2100»:
- проблемно-диалогическую;
- технологию работы с текстом (формирование типа правильной читательской деятельности).
В настоящее время осваиваю технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) школьников.
Использую также технологии: деятельностного метода, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, проектную.
На мой взгляд, все эти технологии обладают высокой степенью эффективности при условии, если учитель умеет ими пользоваться и грамотно применять с учетом поставленных целей и задач образовательного процесса.
4. Как организуется взаимодействие с учащимися в процессе учебной деятельности и вне ее? Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вашего, как педагога, на уроке и вне его?
Взаимодействие учитель – ученик начинается с признания педагогом индивидуальности ребенка, с включением его в учебную деятельность. Только при таком подходе ученик становится активным субъектом обучения. Деятельность педагога, по мнению Г.А. Цукерман, должна быть направлена, на формирование у детей самостоятельности суждений и поступков, независимости от авторитетов, критичности по отношению к своим и чужим действиям, инициативности в постановке задач, способностей и склонностей к преобразованию сложившихся способов действий, если они входят в противоречие с новыми условиями деятельности. Основные принципы развивающего обучения – не давать знания в готовом виде. Ребенок должен их добывать, выполнив задания, требующие интенсивной умственной работы. Следуя данным принципам, я стараюсь постоянно активизировать ученика: предлагаю высказать и аргументировать свою точку зрения, предложить свой способ решения задачи, самому вывести правило, поработать с дополнительной или справочной литературой.
Часто использую на уроках работу в малых группах, в парах. Это необходимо для освоения детьми способа сотрудничества по принятию единого решения, формирования дружеских межличностных взаимоотношений. Наблюдая за работой учащихся, опосредованно (через дополнительные вопросы, создание проблемных ситуаций) направляю их учебные действия на решение учебной задачи, поддерживаю творческую обстановку на уроке, обучаю детей исследовательским методам работы.
Считаю, что необходимо дать возможность всем детям проявить себя на уроке. Создаю ученику ситуацию успеха. На основе диагностики определяю, какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства. Использую карточки с дифференцированными заданиями для учащихся с разным уровнем развития и подготовки, контрольно-измерительные задания и тесты с целью более оперативного получения информации о качестве усвоения программного материала, практикую обучающие самостоятельные работы.
У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка эмоциональное отношение. Все это в большой степени обеспечивают информационные технологии. Я использую компьютер, телевизор, проектор для демонстрации учебных презентаций, видеофильмов, прослушивания текстовых и музыкальных фрагментов. Это позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Широко использую электронные учебники и пособия по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению. Например, пособие «Природа-3» (автор А.В. Молокова и др.) может применяться как для индивидуальной и групповой, так и для коллективной работы. С помощью проектора или телевизора с большой диагональю, подключенного к компьютеру даю материал для фронтальной работы с классом. Если «сильный» ученик раньше других выполнил письменные задания, он садится к компьютеру и выполняет индивидуальное задание, результаты своей деятельности он докладывает всему классу. Задания для закрепления и контроля усвоения знаний составлены так, что даже самые медлительные ученики не превышают санитарно-гигиенические нормы пребывания за компьютером. Таким образом, создаются условия для индивидуальной работы с учащимися, у них формируются прочные знания по предметам, развивается самоконтроль и самостоятельность в применении полученных знаний.
Использование компьютера в образовательном процессе существенно экономит время. Изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени на написание текста на доске. Отпечатанные демонстрационные слайды раздаются учащимся по мере изучения темы. Свои комментарии к слайдам учащиеся могут заполнить дома, отмечая неясности по тем или иным формулировкам. Система электронных таблиц позволяет быстро обрабатывать и вести учет учебных достижений школьников. Текстовый редактор помогает составлять и распечатывать необходимые раздаточные материалы для учащихся в нужном количестве.
5. Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса обучаемых в процессе учебной деятельности? Что предпринимается для развития интереса учащихся к предметам, изучаемым в начальной школе?
В классе всегда есть дети с отсутствием мотивации к учению, со слабым развитием познавательного интереса. Работу по развитию познавательного интереса я организую систематически в тесном сотрудничестве с воспитателем ГПД, психологом школы, родителями ученика. Практикую проведение нестандартных уроков (урок-исследование, урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие, урок-турнир). Применяю исследовательские, игровые методы обучения; задания творческого характера. Использование компьютерных технологий позволяет создать положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, волшебства в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества, они с нетерпением ждут таких уроков, в итоге повышается мотивация обучения.
Работая с младшими школьниками, пришла к выводу, что для формирования учебной мотивации и познавательного интереса только урочной деятельности недостаточно. Психология младшего школьника такова, что она требует быстрого результата собственной деятельности. Мотивация очень действенная в среднем и старшем звене, например, ориентация на будущую профессию, в начальной школе – не актуальна. У учащихся необходимо подкреплять более близкие и понятные им мотивы достижения успеха – похвала учителя, общественное признание. Постепенно у учащихся внешняя мотивация (хорошая отметка, поощрение учителя) переходит во внутреннюю (получить знания по предмету, стать интересным партнером, собеседником).
Развитию мотивации достижения успеха способствуют ежегодно организуемые в нашей школе:
- олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру;
- конкурсы, викторины, коллективные интеллектуальные игры, относящиеся к сфере предметных знаний («В стране знаний», «Клуб знатоков математики», «Звездный час», «Лучший читатель», «Самый читающий класс»;
- творческие конкурсы («Алло, мы ищем таланты», конкурсы рисунков, прикладных работ, стенгазет).
Ежегодно мои ученики принимают активное участие в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру», во Всероссийском конкурсе-игре «Русский медвежонок». Это дает возможность каждому ученику проявить себя, представить свои достижения на региональном уровне.
Занятия в предметных кружках и факультативах (шахматы, английский язык, «Эколенок»), успешно расширяют рамки учебных программ, обогащают учащихся новыми знаниями, закрепляют интерес к предмету, развивают личность ребенка.
Познавательному развитию детей способствуют экскурсии в краеведческий музей, областную детскую библиотеку, биоэкологический центр.
Очень хороший результат дает работа над индивидуальными и коллективными проектами. В 2007-2008 учебном году творческой группой педагогов, учащихся и родителей школы-сада реализован проект «Познавательная игротека как модель развивающего пространства для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Познавательная игротека – специально оборудованное помещение, территория, на которой происходит разностороннее развитие ребенка. Создана она с целью активизации самостоятельной познавательной активности детей, расширения и закрепления имеющихся сведений о мире, организации сотрудничества с педагогами и родителями во внеурочное время.
В игротеке представлены дидактические игры, иллюстративный материал разной тематики; игровые панно, оборудование для элементарного экспериментирования (с песком, глиной, водой, воздухом, магнитами), материалы для ручного труда, изодеятельности. Собраны гербарии, коллекции минералов, бабочек. Предусмотрено место для познавательной литературы, альбомов, наборов открыток, репродукций, видеотеки и фонотеки.
Все материалы снабжены пояснительными записками, которые крепятся рядом с экспонатами, вкладываются в игры. В записках содержится описание правил игр, лаконичная познавательная информация, задания и упражнения, вопросы. Чтобы собрать познавательную информацию, дети учились работать со словарями, энциклопедиями, искали материалы в сети Интернет, в библиотеках. Четвероклассники вместе с родителями печатали тексты записок на компьютере. Такая кропотливая работа в течение года позволила сформировать познавательный интерес у детей, сформировать навыки работы с информацией.
Занятия в игротеке проходят во второй половине дня. Главный принцип работы заключается в том, что все, что представлено в игротеке, находится в полном распоряжении детей (все можно потрогать, взять в руки, рассмотреть). Ребенок сам определяет, чем займется. Взрослый (педагог или родитель) выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта». Такой подход способствует формированию познавательной активности и самостоятельности.
Следует отметить, что рубеж 4-5 классов, по данным психологических исследований (Дубровина И.В., Юферева Т.И.), характеризуется снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения. Достаточно распространены симптомы «разочарования» детей в своей позиции ученика: отрицательное отношение к школе в целом, к обязанности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликты с учителями, нарушение норм поведения. Здесь очень важна профилактическая работа. В нашей школе с целью эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся 4 класса, разработана программа «Преемственность». Совместно с психологом учитель и воспитатель ГПД проводят занятия, на которых используются упражнения, игры, способствующие развитию у детей познавательного интереса, учебной мотивации, мыслительных процессов. Учащиеся 4 класса начинают задумываться о выборе своего дальнейшего образовательного маршрута. Желание продолжить обучение в лицее или гимназии повышает познавательную мотивацию.
6. Каким образом обеспечивается удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое важное – признание самобытности и уникальности ученика. Но как осуществить это, если в классе 25 учеников и каждый индивидуален? Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого».
В своей работе, направленной на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся я стараюсь исходить из интересов детей, результатов психолого-педагогической диагностики их способностей, запросов родителей. Запросы у школьников и их родителей разные: одним необходим высокий уровень обучения в школе, другим важна возможность найти занятие по душе вне уроков, третьи обращают внимание на комфортность школьной среды.
В нашей школе осуществляется медико-психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и детей группы риска, имеющих трудности в обучении, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Организована работа психолого-медико-педагогического консилиума.
Педагогами и специалистами школы-сада ведется электронная карта учета развития детей, в которой фиксируются уровень физического и психического развития, индивидуальные особенности каждого ребенка. Карта заполняется медицинским работником, психологом, логопедом, учителем два раза в год (в сентябре и мае), что позволяет видеть динамику развития ученика, выявлять проблемы, планировать на этой основе дальнейшую работу.
Со слабоуспевающими детьми провожу индивидуальную или групповую работу по развитию познавательных процессов, общеучебных способностей.
С детьми, проявившими интерес к математике, веду факультатив. Использую упражнения на развитие памяти, внимания, логического и творческого мышления по системе обучения «ИнтеллекТ» М.А.Зиганова, эйдетики Э. Йенша, «ТРИЗ-педагогики» Г.С. Альтшуллера, задачи А. Зака. Внеклассная работа по предмету строится с учетом принципов регулярности, параллельности, опережающей сложности, вариативности, самоконтроля. Результатом является высокое качество подготовки учащихся по математике.
Не все ученики достигают отличных успехов в учебе, но могут проявить себя в других видах деятельности. «Обогащение внеклассной жизни школьников: путь к успеху каждого» – один из важных принципов Образовательной системы «Школа 2100». В нашем учреждении работают секции и кружки познавательной, эстетической, спортивной направленности. Дополнительные образовательные услуги существенно обогащают содержание общего образования, обеспечивают условия для развития творческих способностей детей, их личностного самоопределения и самореализации. Занятия в кружках основаны на свободном выборе детей с учетом их интересов и склонностей. Занятость учащихся моего класса внеурочной деятельностью составляет 87%. Ребята посещают бесплатные кружки и секции: настольный теннис, шахматный, «Самоделкин», хореография, «Эколенок».
Учащиеся моего класса принимают активное участие в городских конкурсах и выставках, где неоднократно становятся победителями.
Результаты психолого-педагогической диагностики оказывают неоценимую помощь в определении дальнейшего индивидуального образовательного маршрута ребенка – школы, в которой ученик может продолжить образование в соответствии со своими способностями.
7. Каким образом Вы взаимодействуйте с родителями. Как сообщается информация об учебных достижениях? Как вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребёнка.
Перед тем как принять решение отдать ребенка в нашу школу, родители знакомятся с концепцией, с идеями и принципами, на которых строится образовательный процесс.
Работу с семьями учащихся всегда начинаю с анкетирования, чтобы при составлении плана воспитательной работы учитывать интересы и запросы родителей.
Практикую разные формы и методы работы: родительские собрания и групповые тематические консультации с приглашением врача, психолога; совместные родительские собрания с детьми, открытые уроки и воспитательные мероприятия, беседы, дискуссии, дни открытых дверей, посещение семей, выставки фотографий «Я и моя семья». Очень эффективны методы активного социального обучения: ролевые игры, тренинги.
На специально оформленном стенде для родителей размещается информация, касающаяся жизни классного коллектива, возрастных особенностей детей, проблем воспитания и обучения. К традиционным способам добавилось информирование через Интернет: родители могут открыть сайт «Звездного» и познакомиться с нормативными документами, планами и мероприятиями, проводимыми в школе.
Об индивидуальных достижениях ребенка родители узнают из портфолио ученика и во время индивидуальных бесед с учителями, воспитателем ГПД, психологом. Такие встречи и беседы строятся на принципах взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи. Есть родители, у которых наблюдается завышенная оценка возможностей своих детей. В результате их ожидания не совпадают с достижениями ребенка. Со всей деликатностью стараюсь раскрывать правду о возможностях, склонностях и интересах каждого ученика, убеждаю, что нельзя требовать того, чего ребенок не может достигнуть по объективным причинам. Объясняю, что существует лишь один путь – опереться на позитивные качества, на успешные действия, предоставить возможность учащемуся самому определиться в своих устремлениях и желаниях. В тактичной форме даю необходимые советы по воспитанию детей, каждый ребенок сравнивается только с самим собой: каким он был, что знал и умел, каким стал, что нового узнал и чему научился. Из доверительных бесед с родителями я получаю дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях ребенка. Совместно с родителями, психологом, вырабатываю тактику индивидуальной помощи ребенку. Такой подход позволяет сделать родителей своими союзниками.
Во многом способствует пониманию нашей работы и то, что школа открыта для родителей: им предоставлена возможность присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях с детьми, участвовать в работе родительского комитета, Совета учреждения. Большинство родителей с удовольствием посещают все школьные мероприятия, принимают участие в творческих делах, походах, в организации работы кружков, экскурсий, вместе с детьми ходят в театр, на концерты.
Очень большую помощь и поддержку оказывают родители в создании развивающей среды класса: отремонтировали классную и игровую комнаты, приобрели телевизор, видеоплеер, компьютер, принтер, магнитофон. В классе созданы комфортные условия: много комнатных растений, оборудовано место для отдыха детей, познавательная игротека. С помощью родителей накапливаются видеотека, фонотека, библиотека, создается костюмный фонд, приобретается спортивный инвентарь.
8. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Каковы пути преодоления этих проблем?
Трудности в работе по учебникам системы «Школа 2100».
Принцип минимакса требует тщательной предварительной работы, подготовки большого количества материала, так как заранее не известно, что захотят узнать ученики. Постоянно учусь отбирать содержание материала в соответствии с уровнем подготовки детей, темпом работы класса. Дополнительно разрабатываю новые упражнения, соответствующие возможностями каждого ребенка.
Необходимость учета индивидуальных особенностей детей требует от учителя владения методами не только педагогической, но и доступной психологической диагностики. Я тесно сотрудничаю с психологом школы, собираю банк диагностических методик, необходимых для работы с учащимися.
Достаточно часто возникают противоречия между позицией школы и позицией родителей в отношении ребенка, в характере основных требований к нему. Если школа ставит своей целью развитие каждого ребенка, для нее главным является не накопление знаний, умений, навыков, а достижение определенного уровня познавательного, социально-личностного и эстетического развития, то родители часто подходят к оценке успешности своих детей формально, измеряя эту успешность количеством положительных и отрицательных отметок, недооценивая индивидуальные склонности, особенности и трудности своего ребенка. Многие семьи не готовы к тем трудностям, которые они встречают при освоении ребенком развивающих программ. Прежний собственный опыт традиционного обучения не дает родителям возможность оказать детям содержательную помощь. Ребенок и семья не понимают друг друга, так какпрограммы развивающего обучения насыщены такой терминологией и новизной в решении учебных задач, что часто ставят в тупик родителей. Задача учителя – подготовить взрослых к новой роли – родителей ребенка, обучающегося в системе развивающего обучения. Необходима грамотно построенная система консультативной помощи семье; тренинг родительской компетенции, направленный на изучение возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и осознание трудностей взаимодействия; активизация ресурсов для оптимизации воспитательной функции.