Цель:формировать понятия общечеловеческих ценностей на основе творчества П.П. Бажова:
– приобщать детей к культуре и истории родного
края
– прививать любовь и интерес к богатой природе
Урала
– воспитывать уважение к людям труда.
Задачи:
- Познакомить детей с великим сказочником Урала.
- П.П. Бажовым, через биографические данные вызвать интерес к писателю как личности.
- Раскрыть творчество П.П. Бажова, дать детям исторические знания.
- Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.
- Развивать умение воспринимать и понимать сложный художественный текст.
- Систематизировать знания о волшебных героях сказов.
- Познакомить детей с уральским говором, историзмами, архаизмами и пословицами
- Дать знания об уральских самоцветах, их многообразии и прикладном использовании.
Итак: передо мной сложный литературный текст, глобальные цели и задачи. Необходимы образовательные условия реализации, которые постепенно создавались все эти годы.
Условия:
- Кабинет краеведения
- Постоянная экспозиция картин по творчеству П.П. Бажова (художника города Нижняя Салда А.А. Долматова)
- Подборка изданий сказов Бажова, книги биографического содержания, «Бажовская энциклопедия»
- Портреты писателя
- Иллюстративный материал
- Выставка уральских минералов
- Издания «Камни Урала» В. Семенова: «Малахит», «Родонит», «Агат», «Селенит»
- Коллекция изделий и украшений из уральских самоцветов
- Использование исторических и выставочных материалов краеведческого музея города Нижняя Салда
- Взаимодействие с краеведом Нижней Салды и народным собирателем Радионовой И.В.
Условия реализации созданы. Теперь необходима мощная мотивация, которая заинтересовала бы, захватила воображение детей, подвигла надолго погрузиться в интереснейший литературный материал.
Первый этап знакомства с творчеством П.П. Бажова: Мотивация
Первое знакомство с портретом писателя должно быть необычным, интригующим. Для этого использую прием «Закрытого портрета».
Дети высказывают свои предположения о поле, возрасте, внешности, костюме писателя. Работают все, решая эту загадку, оживление, ожидание, иногда спор царит в группе. Открываю портрет – удивление, радость, узнавание, смех, всплеск эмоций.
Называю имя великого уральского сказочника, читаю пару цитат из высказывания его друзей.Биографические зарисовки о детстве писателя, об удивительных побывальщинах деда Слышко, о воплощении их в сказах через 40 лет.
Детям дошкольникам трудно объяснить течение времени. Поэтому временные понятия, элементарные исторические справки помогла дать мне «Лента времени». С ее помощью знакомлю детей с настоящим и прошлым временем, очень просто объясняю, почему так странно звучит русская речь, люди живут по другому. Дети воочию видят временной отрезок жизни писателя, время жизни героев сказов и их, пока еще такую коротенькую семилетнею линию жизни.
География жизни Бажова. Этот прием предназначен закрепить краеведческие понятия: Урал, Свердловская область, познакомить с городами, где жил наш великий земляк, почувствовать сопричастность к этому человеку.
Красота и многообразие изданий сказов удивляют детей, появляется желание скорей познакомиться с содержанием книг.
Обязательно провожу экскурсию по деревянной, очень уютной улице нашего города имени Бажова. По такой улице бегал босоногий Павлик, в подобном доме жил и работал писатель в Екатеринбурге, где сейчас музей. В каждом уральском городе есть улица имени Бажова, это придает значимость личности Павла Петровича в глазах детей.
Что бы окончательно убедить детей в известности писатели берем интервью у прохожих города, педагогов, родителей. Делаем вывод – писатель известен всем.
Итог первого этапа: ребенок еще не знает творчество писателя, но благодаря каскаду мотивирующих приемов готов к его восприятию.
Второй этап знакомства с творчеством П.П. Бажова
Этап состоит из двух блоков:
Первый блок. Сказы, где главные
герои дети.
Второй блок. Сказы о людях труда, о
талантливых мастерах, о таинственной силе.
Технология ознакомления со сказом
1. Литературный жанр – сказ.
2. Название сказа отражает имя главного героя –
оно необычно и интригующе.
3. Рассмотрение обложки книги, повтор названия
сказа.
4. Литературный пересказ, сопровождающийся
чтением отдельных отрывков и диалогов, чтобы
дети слышали музыка великого мастера слова.
5. Словарная работа в процессе чтения.
6. Демонстрация иллюстраций по ходу чтения.
7. Беседа по содержанию разнообразна, как
многоплановы сами сказы.
8. Знакомство с минералами, которые упоминаются в
сказе. Это особенно интригующий момент, который
как не странно помогает запомнить содержание.
9. Индивидуальные задания для домашнего
выполнения.
Последовательность знакомства со сказами
Первый блок
1. «Серебряное копытце».
Адресую сказ девочкам. Он о доброте к детям
сиротам, о любви к животным, о прекрасных
качествах шестилетнего ребенка: смелость,
трудолюбие, рассудительность, неуемное
любопытство. Начинаю знакомить с минералами,
которые летят из-под копытца волшебного козлика.
2. «Огневушка – Поскакушка».
Впервые акцентирую внимание на уральском говоре.
Беседуем о бескорыстие и оптимизме героя, о
необычном знаке на золото - огненной девочки.
3. «Голубая змейка».
Адресую сказ мальчикам. Главный акцент на
крепкой дружбе мальчишек, которые даже дерутся
оберегая друг друга от беды.
4. «Таюткино зеркальце».
Бедность и горе, тяжелая работа не озлобляют
человека, а усиливают любовь Гаврилы к своей
бойкой, озорной выдумщице, веселой любопытной
Таютке, которой не зря уделяет внимание сама
Малахитница.
Вывод: все дети в сказах Бажова добры, веселы, трудолюбивы, не жадничают, ужасно любопытны и любознательны. Провожу аналогию – и мы такие же, не смотря на разделяющие нас века.
Второй блок.
1. «Медной горы хозяйка».
Знакомимся с главной героиней сказов – хозяйкой огромных, подземных богатств Урала. Это опасная, могучая сила «худому с ней встретиться горе и доброму радости мало», - говорит о ней писатель. Здесь впервые говорим о великой силе любви.
2. «Малахитовая шкатулка».
Это продолжение первого сказа. Главное
произведение Бажова, которое стало символом
Урала. Танюшка необычайно красивая, строгая
девушка, мастерица – вышивальщица, отмечена
знаком Малахитница. Драгоценности, таинственные
события завораживают воображение детей, будят
фантазию.
Знакомство с коллекцией украшений из уральских
самоцветов.
3. «Синюшкин колодец».
Говорим об уральской природе, нашем болотистом крае, об уважении к памяти родных, о бедности горняков, об отношении людей труда к богатству.
4. «Каменный цветок».
Тема талантливых уральских камнерезов, красота
уральской природы, которую нельзя воплотить в
камне, даже самым знаменитым мастерам.
Знакомство с поделками из камня.
5. «Горный мастер».
Верность любви помогает преодолеть любые преграды, завоевать уважение даже могучей тайной силы.
Вывод: этот блок знакомит нас со сложными человеческими отношениями, талантливыми горными мастерами, славит человека труда, что является актуальнейшей задачей нашего времени.
Приемы и методы закрепления – это самая интересная, увлекательная деятельность детей: они играют, показывают свои знания, радуются маленьким победам своей памяти, здесь присутствует элемент соревнований.
- Узнай сказ по: обложке, имени героя, отрывку, диалогу, предмету, слову, звуку
- «Словесные ключики» – подразумевают работу над художественно-выразительными средствами: историзмами, архаизмами, уменьшительно-ласкательными словами, пословицами.
- «Придумай счастливый конец сказа»
- Игровые приемы:
- прочитай имя по кругограмме
- разгадывание кроссвордов
- игра «Самоцветы»
- игра «Горный мастер».
Формы итоговых занятий
Кульминацией погружения в творчество уральского сказочника является праздник «Мы и творчество Бажова», где идет сравнение двух эпох, в разных аспектах, это праздник всего детского сада. Он включает выставки, драматизации, музыкальные номера, беседу.
- Литературные викторины:
- «Умники и умницы»
- «Путешествие по сказам Бажова»
- Развлечение «Посиделки у бабушки Лукерьи»
- Тематический выпуск газеты детского сада «Первые шаги»
Взаимодействие с родителями
Нельзя представить эту огромную работу без помощи коллег и родителей.
- Вернисаж творчества родителей, детей и педагогов
- Индивидуальные выставки
- Тематические проекты родитель – ребенок «Сказы Бажова»
- Создание визитной карточки любимого героя сказа
- Совместная подготовка к итоговым мероприятиям
- Взаимодействие с родителями по обеспечению литературой, для дополнительного чтения дома
Итоги
Сказы П.П. Бажова универсальны, они хорошо воспринимаются и взрослыми, и дошкольниками. Результаты своей работы вижу в следующем:
- Через символические образы сказов дети узнают свой родной край: малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, каменный цветок – это символы могучего Урала.
- Через сказы великого земляка увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России.
- Полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала.
- Узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.
- Дети бесконечно могут рассматривать, играть самоцветами, видеть красоту и разнообразие богатств Урала.
- Услышали красоту, выразительность, мелодичность, точность уральского говора.
- Сумела донести до детских душ нашу причастность к родной уральской земле, что немаловажно для формирования патриотических чувств дошкольника.