Исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией. Она служит средством решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. Благодаря исследовательской деятельности в образовательную систему передаются нормы и ценности научного сообщества. По своей природе человек любознателен и стремится к исследованию. Поэтому необходимо использовать эту потребность в учебном процессе. Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: "Как делаются открытия?" Эйнштейн ответил: "А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие".
Конечно, это лишь шутка. Но в ней кроется глубокий смысл. Дело не в том, чтобы "не знать". А дело в том, чтобы сомневаться, не брать на веру устоявшиеся догмы и стереотипы. И тогда через сомнения, любознательность, упорство совершаются открытия.
В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.
У каждого ребенка есть способности и таланты.
Дети от природы любознательны и полны желания
учиться. Но чтобы они могли проявить свои
дарования, нужно умное и умелое руководство
взрослых. Исследовательское поведение - один из
важнейших источников получения ребенком
представлений о мире. Исследовательская
деятельность является наиболее доступной для
разрешения вопросов мотивации школьников к
учению. Основной задачей исследовательской
деятельности, является привлечение учеников к
познанию мира, себя и себя в этом мире.
Исследовательская деятельность учащихся -
направлена на решение творческих,
исследовательских задач с заранее неизвестным
ответом (в отличие от практикума, служащего для
иллюстрации тех или иных законов природы), но
предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования в научной сфере,
таких как: постановка проблемы, изучение теории,
посвященной данной проблематике, подбор методик
исследования и практическое овладение ими, сбор
собственного материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий, собственные выводы. Любое
исследование, неважно, в какой области
естественных или гуманитарных наук оно
выполняется, имеет подобную структуру. Таким
образом, появляется необходимость включения в
современное школьное образование такого
элемента, как исследовательская деятельность
учащихся. Для этого необходимо:
педагогам-экспериментаторам повышать свою
квалификацию; формировать исследовательские
умения и навыки у учащихся; создавать
структурные подразделения для организации
исследовательской работы; выстраивать
взаимоотношения ученика-исследователя и учителя
- научного руководителя. Анализируя
проработанные литературные источники, можно
установить, что цель и задачи организации
исследовательской деятельности учащихся в
современном образовании, заключается в подготовке
адаптированных учащихся к вузовской системе.
Следовательно, целью организации
исследовательской деятельности в условиях
школьного обучения является создание условий
для личностного развития учащихся, повышения их
образовательного и общекультурного уровня.
В условиях общеобразовательного учреждения
лицей №28 г.Орла, на кафедре естествознания,
сформирована методика организации
научно-исследовательской деятельности
школьников, которая помогает реализовать
творческий потенциал педагогов и их
воспитанников, сформировать целостную
естественнонаучную картину мира. Методика
включает в себя создание научного общества
учащихся (НОУ) и повышение уровня квалификации
педагога.
Научное общество учащихся - НОУ "Сигма" было создано с целью помощи детям развить свои творческие способности и научить их более глубоко и многогранно воспринимать окружающий мир. Работа НОУ организована таким образом, что позволяет дополнять базовую учебную программу, расширять и углублять знания, которые учащиеся получают на уроках. НОУ "Сигма" это объединение учащихся, которые стремятся совершенствовать свои знания по определенным отраслям науки, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности.
Результатами творческой деятельности НОУ являются: исследовательские работы, презентации, рефераты, проекты, выступления на школьных конференциях, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.
В лицее, под руководством заместителя директора по НЭР, проводятся научно-практические конференции учащихся. На конференции происходит экспертиза творческих работ, даётся предварительная оценка проделанной работы, ученики получают возможность публичного выступления перед большой, серьёзной аудиторией, учатся вести диалог с оппонентами. При защите работ на научно-исследовательских конференциях было решено использовать возможности процессора презентаций PowerPoint. Использование всех возможностей Power Point позволяет создавать эффектные работы. Наш опыт показывает эффективность подобной практики, повышающей критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся. Наиболее удачные работы рекомендуются для участия в городской научной конференции учащихся.
Исследовательской работе школьников, их участию в научных секциях (физика, биология-химия, география) школьного научного общества предшествует обязательный спецкурс "Введение в научное исследование". Это является наиважнейшим условием в ходе организации всей исследовательской работы, поскольку сформированные умения становятся направляющими и определяют весь ход дальнейшего исследования.
Образовательная программа спецкурса направлена на формирование исследовательской культуры школьников, призвана дать учащимся знания и навыки, необходимые для самостоятельной исследовательской работы.
Цель программы: пробудить познавательный интерес учащихся к исследовательской деятельности. Перед спецкурсом стоят задачи:
- научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект и предмет;
- научить выбирать методы исследования, соответствующие задачам;
- научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;
- заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, справочниками, архивными документами.
Что касается повышения уровня квалификации педагога, то оно происходит путём участия учителей лицея в семинарах, научно-практических конференциях, "Круглых столах", где они делятся накопленным опытом, демонстрируют новые методические находки и обучения на курсах повышения квалификации в ИУУ. На заседаниях кафедры "Естествознания", так же проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня квалификации учителя.
Таким образом, организация системы работы по созданию условий научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках одной кафедры возможна. Эта система обеспечивает качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода деятельности лицея является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.