Цели урока:
1) Систематизировать знания учащихся по теме.
2) Способствовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы.
3) Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении цели. Побуждать учащихся к самоконтролю, самоанализу своей деятельности.
Регламент: 40 мин.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Содержание темы: данная тема по программе 6 класса любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.
Тип урока: урок систематизации знаний с использованием ИКТ.
Организационные формы общения: коллективная, индивидуальная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа.
- Тренировка памяти
- Торопись, да не ошибись.
- Постановка темы и цели урока.
- Это интересно.
- Математика на практике.
- Самостоятельная работа.
- О числе П.
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Творческое домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивационная беседа. Презентация
(Слайд 2) “Всем известно, что у нас память просто высший класс” – так поётся в одной детской песенке. Мы знаем, что у некоторых память просто прекрасная. Моцарт, например, в 13 лет запоминал на слух сложные музыкальные произведения. Маленький Илюша Репин запоминал всё вокруг лучше, чем другие дети. Но даже если у вас не очень хорошая память – не стоит унывать, её ведь можно улучшить, надо тренироваться, что мы с вами и делаем на каждом уроке математики. Будьте активны, внимательны, наблюдательны, у вас самая хорошая память, вы самые способные ученики.
2.Тренировка памяти. (Слайд 3)
Давайте вспомним, какая буква “спряталась” под каплей.
C = ·d
S = П ·
С=2П ·
Что означают эти формулы?
3. Торопись, да не ошибись.
Назвать точки принадлежащие кругу, окружности.
Не принадлежащие ни кругу, ни окружности.
4. Постановка темы и цели урока. (Слайд 5)
Многие из вас знают сказку Льюиса Керролла “Алиса в стране чудес”. Сейчас я прочитаю вам отрывок из этой сказки. Вы внимательно слушайте, а затем ответите на вопросы: Что хотел сказать этими словами кот Алисе и для чего я вам их прочитаю?
Чтение отрывка.
… В нескольких шагах от неё сидел на ветке Чеширский Кот.
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть?
- Ответил Кот.
- Мне всё равно… - сказала Алиса.
- Тогда всё равно, куда и идти, - заметил Кот.
Итак, о чём хотел поведать этими словами кот Алисе и зачем я вам их прочитала?
(Надо знать цель своей работы)
(Слайд 6) Наша с вами сегодняшняя цель:
Обобщить знания об окружности и круге и их свойствах.
Узнать, где на практике применяются окружности и круги.
(Слайд 7) Искусство точного построения геометрических фигур при помощи циркуля и линейки было развито в Древней Греции. Циркуль и линейка – первые чертёжные инструменты, которыми пользовался человек.
5. Это интересно.
(Слайд 8) Впервые построением окружности занимался древнегреческий учёный – Аполлоний (260-170 г. до н.э.)
6. Математика на практике.
(Слайд 9) Перед вами сцепление пяти олимпийских колец. Какой геометрической фигурой можно назвать каждое кольцо?
Вычислите длину окружностей всех колец, если диаметр одного кольца 10 см.
(Слайд 10) Вы, наверное, обратили внимание на сцепление колец. С помощью таких сцеплений делают различные цепочки, украшения. Такое сцепление колец использовалось в древности для изготовления кольчуг. Оказывается и здесь нам нужна математика.
“Математика – это искуснейшие изобретения”.
Декарт
(Слайд 11) Важнейшим приспособлением фрезерного станка является делительная головка – приспособление для деления круга на равные части.
Определите расстояние между прорезями и площадь диска, который имеет 12 прорезей, а его радиус равен 60 мм.
(Слайд 12) Сеянцы деревьев высаживают с помощью лесопосадочных машин. Посадочный аппарат этих машин, подающий сеянцы в борозды, представляет собой диск диаметром 95,5 см, на котором укреплены планки с зажимами. Найдите шаг посадки (расстояние между соседними сеянцами), если на диске 4 планки.
(Слайд13) Одним из средств передвижения древности была колесница. К какой геометрической фигуре можно отнести колёса колесницы? Определите длину окружности колеса колесницы, если длина спицы у колеса равна 1,2 м.
(Слайд 14) Арена цирка имеет форму круга. Допустим, что во время ремонта в цирке арену надо покрыть специальным покрытием. Сколько м? покрытия потребуется для арены диаметром 13 м.
(Слайд 15) Показать учащимся, где в жизни можно встретиться с окружностью и кругом.
(Слайд 16) Часто около зданий делают клумбы в форме пятиконечной звезды. А умеете ли вы строить красивую звезду? С помощью какой геометрической фигуры это можно проделать? Давайте попробуем вычислить длину окружности, если расстояние от центра окружности до одной из вершин звезды равно 3 м.
7. Самостоятельная работа.
(Слайд17) У вас на партах лежат круги. Измерить и записать радиус окружности, её диаметр. Найти площадь круга и длину окружности.
8. О числе П.
(Слайд 18) Куда бы мы ни обратили свой взор, мы видим проворное и трудолюбивое число П. Оно заключено и в самом простом колёсике, и в самой сложной автоматической машине.
(Слайд 19)
Чтобы нам не ошибаться,
Чтоб окружность верно счесть
Надо только постаратьсяИ запомнить всё как есть:
3, 14 15 92 и 6.
(Слайд20)
Это я знаю и помню прекрасно:
3, 14 15 92 и 6.
Что я знаю о кругах:
3, 14 15 92 и 6.
9. Итог урока. (Слайд21)
10. Рефлексия. (Слайд21)
11. Творческое домашнее задание. (Слайд 22)
Написать мини-сочинение об окружности и круге.
Спасибо за работу!
Использованная литература
- Виленки Н. и др. Математика–6, Москва: Мнемозина, 2001.
- Глейзер Г.И. История Математики, Москва: Просвещение, 1982.
- Л. Кэрролл Алиса в стране чудес
- Ресурсы ИНТЕРНЕТ.