Использование нетрадиционных форм обучения на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний, нестандартные формы обучения. Использование нетрадиционных форм на уроках, позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. А ведь именно от активности учащихся, от их увлечённости предметом зависит качество образования.

Цель: формирование знаний о внутреннем положении России 2-ой половины XVII века.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование понятий: «Соборное уложение», крепостное право, восстание.
  2. Способствовать пониманию учащимися причин Соляного, Медного бунтов, крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина.
  3. Проследить ход крестьянской войны;
  4. Сформировать понятие «бунташный век»;
  5. Усвоить основные положения «Соборного уложения».

Воспитательные: Формировать исторический опыт, и используя его, не совершать ошибок в будущем.

Развивающие:

  1. Умение работать с картой;
  2. Умение анализировать, решать проблемные вопросы, работать с историческими документами, делать выводы;
  3. Умение составлять драматизацию.

Форма урока: заочная экскурсия в музей «Истории народных движений середины и второй половины XVII века»

Оснащение:

  1. Карта «Народные движения 2- ой половины XVII века»;
  2. Исторические портреты
  3. Коллаж

Ход урока

Вводное слово учителя: Сегодня мы совершим экскурсию в музей «Истории народных движений середины - второй половины XVII века», где познакомимся с жизнью народных масс в данный период времени. Вспомним о реформах XVII века, которые привели к восстаниям. Будем говорить о выдающихся исторических личностях, сыгравших немалую роль в истории нашего государства. К концу урока вы должны знать причины народных движений, их лидеров и итоги.

Отправимся в путь! Вот, мы подошли к стенам музея. Вход в него нам преградил стражник, который требует выполнить задание (по определённым фактам определить, о какой исторической личности идет речь):

  1. При этом правителе были созданы приказы;
  2. Его воспитатель - Б.И. Морозов;
  3. Этого правителя называли «тишайший».

(Дети определяют, что речь идёт об Алексее Михайловиче (который правил с1645 году, в возрасте 16 лет, воспитывался Б. Морозовым, и впоследствии получивший прозвище «тишайший»).

Учитель: Время нашей экскурсии - время правления Алексея Михайловича. Все события, о которых мы будем говорить на уроке, происходили в годы его правления. В ходе урока вам необходимо составить таблицу по народным движениям 2- ой половины XVII века. В конце урока мы проверим вашу работу.

Таблица

Дата, событие

Территория

Причины

Участники

Итоги

Описание экскурсии:

1 зал: « говорящие предметы»

На столе лежит соль.

Учитель, в роли экскурсовода, спрашивает, с какими событиями у ребят ассоциируется соль.

Рассказ ученика о соляном бунте.

2 предмет: Листок, свёрнутый в свиток.

Учитель: в музее хранится небольшой фрагмент, с какими- то надписями, часть их невозможно прочитать. Давайте восстановим исторический источник.

Летом… <1648 года> по стране разослали грамоты о созыве… < Земского собора>. Было решено составить…< Уложение>. Это первый… <кодекс законов> России, состоящий из 963 статей.

Работа с документом, анализ статей из «Соборного уложения».

(Учащиеся делают вывод о «Соборном уложении»: «Соборное уложение усилило позиции богатых в ущерб интересов низших сословий»).

3 предмет: медные деньги.

Учитель ставит познавательную задачу:

- Посмотрите сценку и определите, какое восстание произошло в 1662 году, выясните его причины, место действия, состав участников.

Сценка: (2 чеканщика)

Первый: Который год уж воюют друг против друга царь русский и король польский.

Второй: Велено чеканить вместо серебряных денег медные.

Первый: А, куда деваться - царский указ.

Второй: Но, ведь из казны служилому человеку иль кому другому жалование идёт медью.

Первый: А в казну подавай серебро!

Второй: Вань, да сколько их нужно чеканить. И так, в царские монетные дворы деньги, будто из мешка сыплют.

Первый: Оскудела торговля в Москве.

Второй: Оно и понятно - себе в убыток. Поскребёт мужик в затылке и не поедет больше торговать.

Первый: Голодно стало в городах. А налоги опять новые ввели.

Второй: Бунтует в Москве посадский люд.

(Заслушиваются ответы детей на ранее заданные вопросы.)

2 зал: «Восстание С. Разина».

Экскурсоводы рассказывают о С. Разине, восстании под его руководством.

Работа с картой.

Анализируя условные обозначения на карте, учащиеся определяют территорию охваченную восстанием и делают вывод о составе участников.

Работа с документом «Прелестная грамота» С.Т. Разина:

«Грамота от Степана Тимофеевича Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет Богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу. Я выслал казаков, и вам заодно изменников выводить …и кабальные и опальные шли бы в полк к моим казакам».

(Анализ исторического документа.)

Учитель: Почему грамоты назывались «прелестные»? Как восставшие относились к царю? Против кого в поход созывает С. Разин «кабальных и опальных».

Рассказ учителя: об осаде Симбирска, окончании восстания. Почему движение приобрело характер крестьянской войны? Чем закончилось народное движение?

(Учащиеся делают вывод о причинах поражения народного движения: не было ясной цели, верили в «доброго царя», были плохо вооружены.)

Учитель: Лидера движения- Степана Разина четвертовали.

Экскурсовод:

А на Руси повсюду
Пылали сёла, города -
Царь мстил жестоко люду.
И долго не могла страна
Поверить в смерть Степана,
И всё вестей ждала страна
Из разинского стана
Ходила по стране молва,
И чтоб страна молчала,
Три года Стеньки голова
Всё на колу торчала.

Учитель: Почему такое страшное наказание было для С.Разина? (Ответы учащихся.)

Закрепление изученного материала.

- Какие события произошли при Алексее Михайловиче Романове?

Проверка таблиц учащихся:

Дата, событие

Территория

Причины

Участники

Итоги

1662 год
«Медный бунт»

Москва

1. Усиление налогового гнёта;

2. Дороговизна и голод из-за обесценивания денег

Посадский народ

Прекращение чеканки медных денег.

1670- 1671гг.
Восстание С.Разина

Дон, Поволжье

1. Усиление крепостного и феодального гнёта;

2. Ограничение вольностей казаков.

Донское казачество, беглые крестьяне, холопы, посадские люди.

1.Сохранение незыблемости государственных порядков.

2.Усиление крепостного гнёта.

Звучит тревожная музыка.

На доске вывешивается коллаж, на котором изображено солнце, туча, деньги, оружие.

Учитель: С какими событиями ассоциируется данное изображение?

- Почему XVII век называется «бунташным»?

- Происходят ли в наше время подобные события?

- Есть ли в современном обществе возможность решить спорные проблемы мирными способами?

- Чему нас учат эти события?

Подведение итогов.

Домашнее задание: параграф 12.

Сочинение:

  1. Что вас привлекает в личности Степана Разина, что отталкивает?
  2. Каким был Разин в глазах крестьян, бояр и дворян?