Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда, когда преподаватель применяет разнообразные формы передачи знаний, нестандартные формы обучения. Использование нетрадиционных форм на уроках, позволяет стимулировать и мотивировать процесс познания у учащихся и вызывает живой интерес к процессу обучения. На таких уроках у школьников с различными способностями и уровнем знаний появляется возможность проявить себя и стать активными участниками учебного процесса. А ведь именно от активности учащихся, от их увлечённости предметом зависит качество образования.
Цель: формирование знаний о внутреннем положении России 2-ой половины XVII века.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить формирование понятий: «Соборное уложение», крепостное право, восстание.
- Способствовать пониманию учащимися причин Соляного, Медного бунтов, крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина.
- Проследить ход крестьянской войны;
- Сформировать понятие «бунташный век»;
- Усвоить основные положения «Соборного уложения».
Воспитательные: Формировать исторический опыт, и используя его, не совершать ошибок в будущем.
Развивающие:
- Умение работать с картой;
- Умение анализировать, решать проблемные вопросы, работать с историческими документами, делать выводы;
- Умение составлять драматизацию.
Форма урока: заочная экскурсия в музей «Истории народных движений середины и второй половины XVII века»
Оснащение:
- Карта «Народные движения 2- ой половины XVII века»;
- Исторические портреты
- Коллаж
Ход урока
Вводное слово учителя: Сегодня мы совершим экскурсию в музей «Истории народных движений середины - второй половины XVII века», где познакомимся с жизнью народных масс в данный период времени. Вспомним о реформах XVII века, которые привели к восстаниям. Будем говорить о выдающихся исторических личностях, сыгравших немалую роль в истории нашего государства. К концу урока вы должны знать причины народных движений, их лидеров и итоги.
Отправимся в путь! Вот, мы подошли к стенам музея. Вход в него нам преградил стражник, который требует выполнить задание (по определённым фактам определить, о какой исторической личности идет речь):
- При этом правителе были созданы приказы;
- Его воспитатель - Б.И. Морозов;
- Этого правителя называли «тишайший».
(Дети определяют, что речь идёт об Алексее Михайловиче (который правил с1645 году, в возрасте 16 лет, воспитывался Б. Морозовым, и впоследствии получивший прозвище «тишайший»).
Учитель: Время нашей экскурсии - время правления Алексея Михайловича. Все события, о которых мы будем говорить на уроке, происходили в годы его правления. В ходе урока вам необходимо составить таблицу по народным движениям 2- ой половины XVII века. В конце урока мы проверим вашу работу.
Таблица
Дата, событие |
Территория |
Причины |
Участники |
Итоги |
Описание экскурсии:
1 зал: « говорящие предметы»
На столе лежит соль.
Учитель, в роли экскурсовода, спрашивает, с какими событиями у ребят ассоциируется соль.
Рассказ ученика о соляном бунте.
2 предмет: Листок, свёрнутый в свиток.
Учитель: в музее хранится небольшой фрагмент, с какими- то надписями, часть их невозможно прочитать. Давайте восстановим исторический источник.
Летом… <1648 года> по стране разослали грамоты о созыве… < Земского собора>. Было решено составить…< Уложение>. Это первый… <кодекс законов> России, состоящий из 963 статей.
Работа с документом, анализ статей из «Соборного уложения».
(Учащиеся делают вывод о «Соборном уложении»: «Соборное уложение усилило позиции богатых в ущерб интересов низших сословий»).
3 предмет: медные деньги.
Учитель ставит познавательную задачу:
- Посмотрите сценку и определите, какое восстание произошло в 1662 году, выясните его причины, место действия, состав участников.
Сценка: (2 чеканщика)
Первый: Который год уж воюют друг против друга царь русский и король польский.
Второй: Велено чеканить вместо серебряных денег медные.
Первый: А, куда деваться - царский указ.
Второй: Но, ведь из казны служилому человеку иль кому другому жалование идёт медью.
Первый: А в казну подавай серебро!
Второй: Вань, да сколько их нужно чеканить. И так, в царские монетные дворы деньги, будто из мешка сыплют.
Первый: Оскудела торговля в Москве.
Второй: Оно и понятно - себе в убыток. Поскребёт мужик в затылке и не поедет больше торговать.
Первый: Голодно стало в городах. А налоги опять новые ввели.
Второй: Бунтует в Москве посадский люд.
(Заслушиваются ответы детей на ранее заданные вопросы.)
2 зал: «Восстание С. Разина».
Экскурсоводы рассказывают о С. Разине, восстании под его руководством.
Работа с картой.
Анализируя условные обозначения на карте, учащиеся определяют территорию охваченную восстанием и делают вывод о составе участников.
Работа с документом «Прелестная грамота» С.Т. Разина:
«Грамота от Степана Тимофеевича Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет Богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу. Я выслал казаков, и вам заодно изменников выводить …и кабальные и опальные шли бы в полк к моим казакам».
(Анализ исторического документа.)
Учитель: Почему грамоты назывались «прелестные»? Как восставшие относились к царю? Против кого в поход созывает С. Разин «кабальных и опальных».
Рассказ учителя: об осаде Симбирска, окончании восстания. Почему движение приобрело характер крестьянской войны? Чем закончилось народное движение?
(Учащиеся делают вывод о причинах поражения народного движения: не было ясной цели, верили в «доброго царя», были плохо вооружены.)
Учитель: Лидера движения- Степана Разина четвертовали.
Экскурсовод:
А на Руси повсюду
Пылали сёла, города -
Царь мстил жестоко люду.
И долго не могла страна
Поверить в смерть Степана,
И всё вестей ждала страна
Из разинского стана
Ходила по стране молва,
И чтоб страна молчала,
Три года Стеньки голова
Всё на колу торчала.
Учитель: Почему такое страшное наказание было для С.Разина? (Ответы учащихся.)
Закрепление изученного материала.
- Какие события произошли при Алексее Михайловиче Романове?
Проверка таблиц учащихся:
Дата, событие |
Территория |
Причины |
Участники |
Итоги |
1662 год |
Москва |
1. Усиление налогового гнёта; 2. Дороговизна и голод из-за обесценивания денег |
Посадский народ |
Прекращение чеканки медных денег. |
1670- 1671гг. |
Дон, Поволжье |
1. Усиление крепостного и феодального гнёта; 2. Ограничение вольностей казаков. |
Донское казачество, беглые крестьяне, холопы, посадские люди. |
1.Сохранение незыблемости государственных порядков. 2.Усиление крепостного гнёта. |
Звучит тревожная музыка.
На доске вывешивается коллаж, на котором изображено солнце, туча, деньги, оружие.
Учитель: С какими событиями ассоциируется данное изображение?
- Почему XVII век называется «бунташным»?
- Происходят ли в наше время подобные события?
- Есть ли в современном обществе возможность решить спорные проблемы мирными способами?
- Чему нас учат эти события?
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф 12.
Сочинение:
- Что вас привлекает в личности Степана Разина, что отталкивает?
- Каким был Разин в глазах крестьян, бояр и дворян?