Цели:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать стремление к совершенствованию своих знаний;
- формировать дружественные отношения и умение работать в группе.
Оборудование:
- Две магнитные передвижные доски.
- Карточки для команд для записи ответов.
- Плакаты с визуальными заданиями или презентация.
- Чистые листы и фломастеры для «математического портрета».
- Протокол для жюри.
- Призы командам и активным болельщикам.
Ведущие и члены жюри: учащиеся старших классов, читает и объясняет задания – учитель.
Ход мероприятия
Почему торжественно вокруг?
Слышишь, Ксюш, как быстро смолкла речь…
Явилась гостья к нам – царица всех наук
И не забыть нам радость этих встреч!
Есть о математике молва.
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей смекалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку!
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты.
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Конкурс счета открываем!
Добрый день, мои друзья!
Две команды на турнире,
Их сейчас представлю я!
Вот команда «Треугольник»:
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется «Квадрат»,
Им любой ученый рад!
Чтоб игра пошла, как надо
Я жюри представить рада:
Тот, что справа – Ломоносов -
Математик и философ.
Лобачевский слева здесь –
Гордость русская и честь!
Третья им как раз под стать,
Софьей Ковалевской звать!
Итак, турнир я открываю,
Всем успехов пожелаю:
Думать, мыслить, не зевать,
На вопросы отвечать!!!
I ТУР
I тур мы начинаем:
На «разминку» приглашаем.
Здесь нетрудные вопросы.
Вам ответить будет просто!
1. Масса петуха, стоящего на одной ноге, равна 5 кг. Сколько весит петух, стоящий на двух ногах? (5 кг)
2. Восстановите цепочку вычислений. (Число в первом квадрате 90°)
3. У Марины было целое яблоко, две половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок было у Марины? (3)
4. Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Сумма.)
5. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2)
6. Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20)
7. Сколько нулей будет в конце произведения чисел от 1 до 10? (2)
8. Сколько треугольников на рисунке? (10)
9. Одно яйцо всмятку варится 2 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 5 яиц? (2 мин.)
10. Сколько десятков получится, если 2 десятка умножить на 2 десятка? (40)
II ТУР
Ученым-математикам
Команды шлют привет!
Начинаем конкурс
«Математический портрет»!
Нарисовать человека за 3 мин., используя цифры, знаки математических действий, математические фигуры. Сколько различных символов используете – столько очков получаете (повторы не считаются).
В это время – игра со зрителями!
Игру с залом начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады,
За разгадку – всем награды!
К названию животного поставь одну из мер -
Получишь полноводную реку в бывшем СССР. (Вол-га)
За мерой ноту вставишь вдруг,
И целое найдёшь среди подруг. (Га-ля)
Арифметический я знак,
В учебнике я есть во многих строчках,
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка! (Плюс-полюс)
Я приношу с собою боль, в лице – большое искаженье,
А «ф» на «п» заменишь коль, то превращусь я в знак сложенья. (Флюс-плюс)
Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. О каком дне недели идёт речь? (Среда.)
Один мальчик говорит другому: Если ты дашь мне половину своих денег, я смогу купить карандаш. Сколько денег у второго мальчика? (Установить невозможно.)
III ТУР
Обсуждения не слышно:
У нас конкурс «Третий лишний»!
- Гектар, метр, сотка. (Метр.)
- Аршин, тонна, центнер. (Аршин.)
- 2; 5; 8; 11; 14…
1; 4; 7; 10; 13…
3; 5; 7; 9; 11… (третий) - Верста, сажень, фунт. (Фунт.)
- Пуд, дюйм, золотник. (Дюйм.)
IV ТУР
Вы, наверное устали -
Ведь мозги вы напрягали.
Отдохнуть пришла пора!
Итак, четвёртый тур – ИГРА!
1. К доске – по 1 человеку от команды. «Каждой руке – своё дело». Правая рука чертит окружность, левая – треугольник. Кто быстрее и лучше…
2. Все участники встают в ряд. Считаем до 30. Числа кратные 3-м, а также числа, в записи которых есть цифра 3, называть нельзя, вместо них говорим «ай, да я!». Кто ошибся – выбывает, сколько человек от команды дойдёт до конца – столько очков получает команда.
V ТУР
Пятый тур – пусть всякий знает,
Кто же лучше размышляет?
Не спешите отвечать,
Здесь нужно логику включать!
1. Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)
2. Два друга умеют играть на гитаре, а третий – на скрипке. На чем умеет играть Юра, если Миша с Петей умеют играть на разных инструментах? (На гитаре.)
3. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какая фамилия у каждого мальчика, если Петя на 1 год старше Белова? (Петя Чернов, Миша Белов.)
4. Кто изображен на портрете?
В семье я рос один на свете,
И это правда до конца.
Но сын того, кто на портрете -
Сын моего отца. (Отец)
VI ТУР
В шестой тур вас приглашаем
Снова с вами поиграем!
Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные. (Семеро одного не ждут, семь раз отмерь – один отрежь….)
Молодцы! Поиграем в «Ассоциации». К доске приглашаются по 1 человеку от команды. Они будут писать свои ассоциации втайне от остальных. А потом мы проверим, сколько у вас будет совпадений – столько очков получает команда. На обдумывание – 1 минута.
Итак, какие у вас ассоциации, когда вы слышите «Один в поле не воин»?
VII ТУР
И последний тур – седьмой,
Эстафетный, беговой!
К доске смело выходите,
Нужное число пишите.
Установите закономерность и продолжите числовой ряд, написав по 2 числа.
5; 10; 15; 20; 25; …(30; 35)
9; 12; 15; 18; 21; …(24; 27)
8; 8; 6; 6; 4; 4; …(2; 2)
3; 7; 11; 15; 19; …(23; 27)
9; 1; 7; 1; 5; 1; …(3; 1)
4; 5; 8; 9; 12; 13; …(16; 17)
За каждый верный ряд – 1 балл, ещё 1 балл получает команда, первая завершившая всё задание.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много уметь,
Надо многое знать.Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать!И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
А-РИФ-МЕ-ТИ-КА!
Используемая литература:
- Предметные недели в школе. Математика. Сост. Гончарова Л.В. Изд. «Учитель», Волгоград, 2002
- О.С.Шейнина, Г.М.Соловьёва Занятия школьного кружка. Математика. Изд. НЦ ЭНАС, Москва, 2005
- И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин Задачи на смекалку 5-6 Москва, «Просвещение», 2003.