Урок-викторина "Мой родной русский язык"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить знания по предмету "обучение грамоте",
  • повторить знания изученных букв,
  • учить правильному употреблению в речи слов русского языка,
  • развивать внимание, речь, память, познавательный интерес к предмету,
  • воспитывать чувство коллективизма.

Ход урока

1 - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня празднично украшен класс вами. Скажите, какой праздник приближается? (Новый год)

- Новый год долгожданный праздник для всех вас. Вы уже написали письма Деду Морозу о своих хороших делах. Я уверена что в письмах нет ошибок по русском языку.

И сегодняшняя викторина докажет это. Задания будут сложными , но знакомыми вам.

Вы согласны начать викторину по русскому языку. (Да)

- Задания вам принесли 2 Деда Мороза.(Достать и показать ребятам их)

- Разделитесь на 2 команды .У кого жетон №1 садится за стол 1 команды.

У кого жетон № 2 садится за стол 2 команды. (занимают места)

- За каждое правильно выполненное задание команда и Дед Мороз получают новогоднюю игрушку. В конце работы подведем итоги. Команда набравшая больше игрушек становиться победительницей викторины.

2 - Повторим правила поведения на уроке-викторине (не шуметь, внимательно слушать, говорить четко и быстро ответы:)

3 - Назовите буквы алфавита. (1 команда половину и 2 половину)

4 - "Словарная разминка" игры со словами.

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ,
Но когда с умом, толково
Их поставишь в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят:

 Разбросанные слова составить из слогов и прикрепить на доске правильно, затем прочесть.

  • Школа
  • Ученик
  • Пенал
  • Тетрадь

- Разделите на слоги и покажите схемы

- Назовите лишнее. (УЧЕНИК 3 СЛОГА

ОН ЖИВОЙ ПРЕДМЕТ)

- Составьте с этими словами замечательные, красивые предложения .

(В школе учатся ученики. У учеников есть тетради, пеналы и портфели)

- Напишите схему 1 и 2 предложения.

5 - Умеете ли вы слушать рассказы. И читать(Да)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну прочитай еще страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать

Послушайте рассказ В. Драгунского "Заколдованная буква"-стр. 83 из букваря.

Чтение учителем или учениками.

- О каком трудном слове шла речь в рассказе В Драгунского

(шишки)

- Напишите это слово без ошибок, т.к вы знаете правило написания слога ши

(на доске от каждой команды слово шишки)

6 - Физкульт минутка

Игр не мало есть на свете. Поиграть хотите дети?

Снег-снежок, снег-снежок
По дорожке стелется,
Снег-снежок, снег-снежок-
Белая метелица.
Снег-Снежок, снег-снежок,
Замело дорожки,
Снег-снежок ,снег снежок
Тает на ладошке.
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем!
И в друг друга снежки
Весело бросаем.

7. Отгадайте какая это буква

(без элементов)

Допишите недостающие элементы и назовите букву.

(показывают у доски)

- Молодцы, буквы знаете отлично.

8.- А вы любите отгадывать загадки.

Вот несколько Дед Мороз написал для вас.

-1 ком

Без языка, без голоса, а все расскажет. (Книга)

-2 ком

Глаза на рогах а домик на спине. (Улитка)

1 ком

По чему ходят в вех и вниз. (Лестница)

2 ком

Ела-ела дуб, дуб.
Поломала зуб,зуб. (пила)

-1 ком

Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет. (Лопата)

2 ком

Пролетает над землёй
Белым паром над водой. (Облако)

К каждой картинке дайте характеристику 1 звука.

9. Какие вы дружные и грамотные дети. Но часто мы слышим не очень красивые слова от детей. В русском языке таким словам не место. Надеюсь, таких детей в нашем классе нет.

Послушайте стихотворение Я Бжехви в переводе Б .Заходера "Очень вежливый индюк"

Чтение

А в вашей речи есть вежливые и культурные слова. (Да)

Назовите как можно больше вежливых слов. Победит та команда .которая назовет больше таких слов.

(пожалуйста, спасибо , здравствуйте, извините:)

10. Итог.

  • Что интересного запомнилось
  • Какие задания были трудными для вас?

Наша викторина подошла к концу. Вы хорошо поработали и победили в борьбе за грамотность. Наши деды Морозы подводят итоги и награждают победителей сладкими призами.

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.

В завершение нашей викторины предлагаю спеть вам песню "Чему учат в школе" (поют под музыку)

Викторина окончена.