АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали бы себя социально-защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается подростков, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. Объектом деятельности данного проекта являются подростки, нуждающиеся в помощи, в процессе их социализации. К этой категории относятся подростки, находящиеся в социально-опасном положении с педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания.
Предлагаемая нами модель организации летнего трудового лагеря при общеобразовательной школе может быть использована в работе с детьми "группы риска" в каникулярное время.
Работа с детьми "группы риска" предполагает использование многообразных форм проведения мероприятий и постоянной смены видов деятельности. Необычные формы проведения мероприятий обеспечили заинтересованность детей, раскрытие каждого ребенка в отдельности и сплочение детского коллектива.
Формы работы:
- ШОУ-ПРОГРАММА;
- КВН;
- КАПУСТНИК;
- ЭКСПЕДИЦИЯ;
- ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭКСПРОМТ;
- МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН;
- ТЕЛЕМОСТ.
Работа с детьми предполагала многообразие использование форм культурно-досуговой деятельности. С помощью различных форм мы достигли поставленных целей и задач.
Использование разнообразных форм совместной работы населения с детьми "группы риска" помогает им включиться в общественную жизнь микрорайона, приобрести активную социальную позицию и проявить себя в различных видах творческой деятельности.
Таким образом - хорошо спланированная работа, слаженный коллектив руководителей проекта, благоприятный психологический климат коллектива благотворно повлияли на общую совместную работу взрослых и детей в рамках реализации социального проекта летнего трудового лагеря.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Основные моменты воспитательной системы в летнем лагере были взяты из Федеральной программы развития образовании и Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".
За основу было взято - формирование гражданских качеств:
- Гражданственность,
- Трудолюбие,
- Нравственность,
- Уважение к правам и свободам человека,
- Любовь к Родине,
- Любовь к семье,
- Любовь к окружающей природе.
- Были отработаны задачи:
- Развивать гражданственность и патриотизм личности;
- Обогащать социальный опыт личности;
- Помогать личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании.
Воспитание гражданских качеств тесно связаны с морально-нравственными качествами. Нравственная основа - тот стержень, на котором должна основываться жизнедеятельность любого человека. Совесть, достоинство, потребность человеческого общения - это нормы, без которых не может полноценно функционировать ни общество, ни государство, ни сам человек.
Инициаторами данного направления в лагере стали Совет ветеранов округа №4. Основной упор в формировании у ребят патриотизма, любви к Родине и готовности к выполнению гражданского долга был сделан на пропаганду героического прошлого страны и боевых традиций. Совет ветеранов разработал план мероприятий по патриотическому воспитанию детей "группы риска" и успешно его реализовал.
КОНКРЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Успех работы обеспечили:
- грамотное содержание деятельности с точки зрения педагогики;
- уважение требовательности к детям по принципу Макаренко "Максимум уважения ребенка - максимум требовательности к нему". Все положительные усилия подростков замечались и поощрялись, а нарушения принятых правил наказывались;
- разнообразие интересных дел, возможность выбора;
- предоставление возможности "начать с нуля", забыв о прошлых неудачах и ошибках;
- поощрение каждого в зависимости от вклада в общее дело.
Организация и содержание работы лагеря
Каждый день в лагере начинался с 20 минутного занятия. Руководители предлагали детям ряд философских вопросов: "Кто ты?", "Какой ты?", "Покажи, что в тебе хорошего?", "Разгляди в другом хорошее?" и т.д..
Руководители были мотивированы на поиск хорошего в каждом. На общем сборе в конце дня каждому говорили, что хорошего заметили в нем. Был выбран кандидат, который отмечался орденом "Герой дня" за выдающиеся заслуги (добрый или благородный поступок, необычное решение какой-то проблемы, малейшая победа над своими слабостями или недостатками). В конце сезона были подведены итоги ("Аллея звезд"). Ребята, получившие большее количество орденов, были награждены ценными подарками.
С первого дня дети получили контрольные листы с четкими критериями оценки работы, расписание рабочих недель и мероприятий.
Было предложено 4 творческих объединения:
- экологическое;
- творческое;
- художественное;
- спортивное.
Для преодоления влияния толпы вся группа была поделена на 4 команды, по 5 человек, отобранных по командным ролям, для успешности взаимодействия. Каждая команда имела свое название, девиз, эмблему. Каждая команда оформляла свой визитный стенд и писала коллективный портрет "Я", отвечая на следующие вопросы:
- "Я - это"
- "Я могу"
- "Я не терплю"
- " Я люблю" и т.д.
Жизненный ритм лагеря строился следующим образом: утро начиналось с занятия, затем все команды расходились по творческим объединениям, после обеда дети занимались культурно-досуговой деятельностью.
Итогом работы стали отчетный концерт и выставка творческих работ "Yes! Я это сделал!"
На праздник пригласили родителей и своих друзей. Выставка и концерт стали откровением для многих взрослых, гордостью для детей, убедительной демонстрацией своих возможностей и желанием жить радостной, наполненной смыслом жизнью.