Цели и задачи:
- познавательный аспект: познакомить учащихся с обычаями и традициями Британии на примере празднования католического Рождества;
- учебный аспект: формирование лингвострановедческой компетенции;
- развивающий аспект:
- развитие у учащихся мышления, внимания, памяти, инициативы;
- формирование навыков и умений межличностного общения;
- Воспитательный аспект: формирование познавательного интереса к изучению иностранного языка, воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Ход мероприятия
- Good morning, my dear! Сегодня у нас необычный урок, а вот о чём мы с вами будем говорить вы должны догадаться, для этого посмотрите на экран и послушайте песенку. (под мелодию We wish you a merry Christmas идёт презентация из рождественских картинок (презентация не представлена в данном материале, в силу своего объёма)
- Ну что, догадались? Конечно, это Рождество!
(на экране - слайд 1 презентации 2)
Рождество - это христианский праздник, посвящённый Рождению Иисуса Христа, посланного Богом для спасения мира. Его празднование основывается на библейских событиях, описанных в Новом Завете. Англичане отмечают его 25 декабря. А мы в России когда отмечаем рождество? (7 января) Рождество - это праздник, который во многих странах породил большое количество символов. Какие символы рождества вам известны? (ответы учащихся)
- Конечно, самый широко известный символ Рождества и Нового Года - ёлка.
(слайд 2, только картинка)
Предполагают, что первые неукрашенные Рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием. Бонифаций читал проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным и неприкосновенным деревом, он срубил один из дубов. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Бонифаций представил выживание ели как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа!"
В XVII веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками.
В Англию обычай пришёл в 1841 году, и, как и в других странах, стал неотъемлемой частью праздника. А по-английски мы называем ёлку так - Christmas tree.
(при щелчке пробелом или мышкой название появляется на слайде)
Давайте и мы с вами украсим сегодня ёлочки! (дети садятся за компьютеры)
(он-лайн игра - укрась ёлочку, можно взять здесь - http://www.apples4theteacher.com/holidays/christmas/decorate-a-tree/)
- Ёлочку мы украсили, а чего не хватает под ёлкой? (подарков) Все мы знаем, что нам подарки приносит Дедушка Мороз, а знаете ли вы, от кого получают подарки английские мальчики и девочки? (Санта)
(слайд 3)
Дед Мороз не одинок, у него есть родственники во многих странах. Самым близким и важным из них является Санта Клаус. Санта Клаус, прообразом которого является святой Николас, приезжает с Северного Полюса в санях на оленях только к послушным ребятишкам и, спустившись через трубу над камином, оставляет им подарки. А непослушным может вместо подарка положить уголёк! По-английски Санта Клауса называют так - Santa Clause.
(при щелчке пробелом или мышкой слова появляются на слайде)
Посмотрите, какой Санта Клаус на наших компьютерах! Давайте раскрасим Санту, его оленя, подарки! (дети работают за компьютерами)
(он-лайн игра - раскраска, можно взять здесь - http://baby-best.ru/publ/12-1-0-290)
- Замечательные у нас получились Санта Клаусы! На наших картинках только один олень, а кто знает, сколько их всего у Санты? (9)
(слайд 4)
Все маленькие англичане знают оленей Санты по именам! Сегодня и вы узнаете, как их зовут!
(слайд 5)
Впервые имена оленей стали известны в 1823 году, когда была написана песенка "Ночь Перед Рождеством"\The Night Before Christmas. В ней Санта обращается к своим оленям, называя их по именам: "Now Dasher! now, Dancer! now, Prancer and Vixen! On, Comet! on, Cupid! on Dunder and Blixem! To the top of the porch! to the top of the wall! Now, dash away! dash away! dash away all!"
(прочитать имена оленей: сначала учитель, затем дети за учителем, кто запомнил и может сам прочитать?)
Кто был внимателен? Всех ли оленей мы назвали? (имён - 8, а оленей - 9!)
9-й олень Санты, Рудольф, появился на свет в 1939 году! история Рудольфа такова:
(слайд 6)
"Жил-был северный олень, по кличке Рудольф. У него был большой красный сияющий нос, и другие олени дразнили его и издевались. Даже собственная семья - братья, сестры, и мама с папой стыдились его и гнали от себя. Рудольф очень страдал. Но однажды Санта со своей упряжкой попал в густой туман и понял, что при такой погоде ему будет очень сложно выполнить свою ежегодную миссию по раздаче подарков детям. На помощь пришел Рудольф: его красный нос сиял сквозь туман, как яркий фонарь и Рождество было спасено. С тех пор Рудольф стал главным и любимым оленем Санты, и у него появился повод гордиться своим чудесным носом".
- А теперь для вас задание - расположите имена оленей Санта Клауса в алфавитном порядке!
(работа в парах, задание можно распечатать отсюда - приложение 1 , нужно будет только разрезать)
- Теперь проверьте себя!
(слайд 7)
- Вот какие вы все молодцы! У Рождества множество символов и традиций, давайте познакомимся ещё с некоторыми из них!
Рождественский венок
(слайд 8)
За четыре недели до Рождества верующие люди приносят домой особый венок - "Advent Wreath". Этот венок кладут на стол и закрепляют на нём четыре свечи. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок (это может быть например обеденный стол).
Колокольчики
(слайд 9)
Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздников. Когда Земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом люди приветствуют пришествие Христа.
Рождественские свечи
(слайд 10)
Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. В викторианской Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи. Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.
Рождественские открытки
(слайд 11)
В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку. 1000 экземпляров открытки были проданы в тот год в Лондоне. Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он провел в Америке общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки. Усовершенствование почтовой системы и удешевление почтовых отправлений позволили рассылать рождественские открытки множеству друзей во всех точках планеты.
Печенье
(слайд 12)
Чтобы поблагодарить Санта Клауса за подарки, и чтобы он смог подкрепиться в пути, маленькие англичане вместе со своими мамами пекут особое рождественское печенье, которое оставляют вместе со стаканом молока на каминной полке.
Чулки
(слайд 13)
Мы находим свои рождественские подарки под ёлкой, а в Англии мальчики и девочки вешают у камина свои чулочки, в которые Санта и кладёт подарки. Каждый чулочек должен быть украшен и конечно подписан!
Подарки
(слайд 14)
Традиция дарить на рождество подарки напоминает нам о волхвах, пришедших разделить с родителями маленького Иисуса радость его рождения. Они то и подарили самые первые рождественские подарки.
- Давайте ещё раз вспомним все символы рождества, о которых мы сегодня узнали, прочитаем английские слова, вспомним, что они значат. Вам помогут карточки со словами на партах, а также экран.
(распечатать карточки можно отсюда - приложение 2)
(слайд 15)
- А теперь проверим, кто же запомнил все новые слова. Кто сможет найти все слова в головоломке? А из выделенных букв нужно сложить ещё одно слово!
(распечатка задания - приложение 3)
- Мы с вами сегодня замечательно поработали, скажите, а что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся) Спасибо вам всем за работу! The lesson is over! Good bye!