Проблемы и пути реализации концепции развития инновационной школы (из опыта работы)

Разделы: Администрирование школы


Каждая школа стремится к тому, чтобы, учитывая неравные способности и возможности детей, дать каждому из них столько, сколько он сможет усвоить.

Но, если на начальном этапе нашего разговора не разграничить разницу в нормативном и законодательном обеспечении просто школ, и лицеев и гимназий, подход к анализу проблем и определения путей развития будет юридически, методологически и социально неверен.

Отсюда из разницы и иной концептуальный подход к организации деятельности таких учебных заведений, как наш Лицей. И вот здесь срабатывает закон древнекитайского полководца Сунь-Цзы - VI век до нашей эры - закон "Твердое и пустое". Можно ли построить дом без фундамента? Можно! Только жить в этом доме будет неудобно и опасно, то двери заклинит, то окна перекосит, то стены треснут, то крыша съедет. Никакой ремонт не поможет. В конце концов, все на голову рухнет. Единственно верный путь - начинать строительство дома с закладки надежного фундамента. Только затем можно воздвигнуть этажи.

Выполнение этого закона было заложено в первой концепции Лицея на этапе его зарождения и становления и в последующей концепции, определяющей Лицей, как развивающуюся и развивающую систему до 2012 года - 20-летие со дня его основания.

Анализ учебно-воспитательной работы, условий и результатов последних пяти лет деятельности дал возможность определить проблемы развития Лицея, как системы. Отсюда определились цели, задачи, основополагающие принципы, утвердилась организационно-, педагогическая структура модели Лицея, учебный план и его обоснование, программа управления детьми - воспитательной работы, психолого-педагогическое обеспечение, содержание и специфика управления Лицеем, этапность работы в инновационном режиме, рабочая программа экспериментальной работы, получившая экспертную оценку и, конечно, система промежуточного и итогового контроля.

Но ведь и обычная школа может иметь свою концепцию.

Конечно. Но при этом важно: учитывается ли способность школы обеспечить дифференцированный подход к ребенку (каждому), широта образовательной базы, способность к саморазвитию и какой подход осуществляет школа к обучению и воспитанию детей. При выборе концептуальных принципов деятельности Лицея мы опирались и опираемся на идею приоритетов американского психолога - гуманиста Карла Роджерса:

  • Жизнь важнее теории;
  • Личность важнее проблем;
  • Настоящее важнее прошлого и будущего;
  • Понимание и сопереживание важнее совета и интерпретации;
  • Личностная зрелость и интуиция важнее инструкций и методик;
  • Мудрость ребенка важнее знаний, умений, навыков взрослого;

Речь идет о личностно-центрированном или гуманистическом подходе к обучению и воспитанию.

И мы оказались в парадоксальной ситуации - гуманистически ориентированный подход, нашей концепции и на основании ее нашей деятельности сталкивается с прагматическим подходом и утилитарными ценностями, признаваемыми в качестве важных для нашего нынешнего современного общества.

С высоты птичьего полета проблема антагонизма гуманистического и традиционного подходов может показаться надуманной. Так это с высоты птичьего полета, а мы столкнулись с ней на Земле, в нашей практической деятельности.

Главных целей традиционного подхода две - дать ребенку образование (ЗУНы) и обеспечить его социализацию. Все остальные цели и задачи вторичны или декларируются. Главная цель гуманистического подхода - способствовать личностному росту (прежде всего, естественно, ребенка, но также и самих педагогов) Все иные цели - образование, социализация и другие признаются важнейшими, но они не могут достигаться в ущерб главной цели.

Главная действующая сила, источник ресурсов учебного процесса - преподавание, Т.е. активность учителя. Основная форма предъявления ученику изучаемого материала - вербальное объяснение. Мы же стремимся главной действующей силой и источником ресурсов педагогического процесса сделать учение, т.е. активность самих учащихся, а способом познания - познание на собственном опыте.

Перечень противоположностей можно перечислять до бесконечности - это и распределение ролей участников образовательного процесса, технологичность, вариативность, интегрированность, степень общения и взаимодействия и, пожалуй, самое главное - критерии и показатели оценки.

Ведь не секрет, что для традиционного подхода главными показателя успешного обучения является объем, скорость, проценты, количество, чем больше победителей всевозможных конкурсов и олимпиад - тем лучше, т.е. ориентация на количественно-результативную (знаниево-предметную), а не на качественно-процессуальную (инструментальную) особенность работы школы или Лицея. Показатели личностного роста ребенка (а также и самого взрослого) отодвигаются на второй план или вовсе исключаются из показателей педагогического процесса.

Гуманизм и традиции в образовании - это не только наша проблема. С ней столкнулись многие учебные заведения и у нас, и за рубежом.

Поэтому мы не одиноки и наши попытки органичного соединения гуманистических идеалов с элементами прагматического мировоззрения не безуспешны.

Апробированные пути к успеху мы видим в подборе и подготовке кадров, начиная с учителей и заканчивая службами обеспечения функционирования Лицея как системы. Второе, Лицей это большая семья, продолжение маленькой семьи ребенка (в лучшем смысле), т. е. сглаживание резкой границы между домом, где я живу и домом, где я учусь. Если это не храм, то хотя бы терем, но не "хрущевка", казарма, гостиница, вокзал.

Третье - организация пространства вокруг ребенка, причем пространство рассматривается нами, как инструмент, настраивающий духовность отношений. Эта особенность пространства должна чувствоваться во всем - в цвете, звуке, и даже в запахе.

Четвертое - планирование, организация, мотивация, руководство и контроль рассматриваются нами как пять главных ипостасей управленческого регулирования развития Лицея, как развивающей и развивающейся системы.

Пятое - стремление Лицея создать предпосылки и содействовать развитию интегративных связей между учебными заведениями города, республики, за рубежом. На базе Лицея проходит ежегодная городская Олимпиада по всем предметам, со всеми атрибутами Олимпийского движения, слет - олимпиада учащихся начальной школы (опыт нашей начальной школы на областном конкурсе УМК получил гран-при), предметная олимпиада 5-7 классов, работают городские клубы молодых специалистов казахского и английского языков, проходят городские конкурсы, семинары, НПК, по различным проблемам деятельности учебных заведений. Лицей сотрудничает с Корпусом мира США, является пилотной школой Франции в Казахстане, членом Ассоциации русскоязычных школ стран СНГ и Балтии.

Шестое - это мы сами - руководители. Часто ли приходится отвечать себе на такие вопросы: достаточно ли у меня знаний, умений, опыта, квалификации, таланта для успешного занятия управленческой деятельностью? Хватит ли у меня характера и силы воли для преодоления различных препятствий на пути к цели? Есть ли здоровье, чтобы справляться с физическими и эмоциональными нагрузками. Думаю, что, прежде всего надо быть честным с самим собой, реально оценивать себя и окружающий мир, не фальшивить и не лгать себе. Как говорили наши мудрые предки жить в ладу с собой.

Седьмое - управленческая информация. Наше лицейское правило - не хочешь быть обманутым, научись беспристрастно воспринимать любую информацию, лишь бы она была правдивой.

Восьмое - команда, коллектив о котором уже упоминалось. Ни один директор не в силах выполнить работу за всю школу. Специальную работу должен делать специалист, желательно, лучший специалист, а в идеале вообще не умеющий работать плохо. Где их взять спросите вы? Нигде. Их надо "делать" самим. Многолетний, многогранный, трудоемкий процесс, но другого я не знаю.

И последнее - здоровье, ресурсы (техника, оборудование, сырье и материалы, финансы), и наш авторитет. Авторитет надо беречь и укреплять. Единственно надежный способ, на мой взгляд - делать все лучше, чем кто-либо другой.

Технология прохождения того или иного пути - это разговор не на одну статью, но мы готовы делиться опытом, открыты для взаимодействия и сотрудничества.