Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


(Приложение 1)

Цель:

  • познакомить с новой ролью ь - показатель женского рода имён существительных;
  • формировать умение формулировать цели, находить главное, делать вывод.
  • развивать речь, умение работать с компьютером.
  • воспитывать взаимоуважение друг к другу, через работу в парах, в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, тетради, компьютер.

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

III. Чистописание

IV. Работа над темой урока

V. Закрепление изученного.

VI. Проверка знаний

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание

Деятельность уч-ся Деятельность учителя
I. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на парте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

II. Сообщение темы урока.
Запись темы в тетрадях.

Постановка целей урока:

1. Узнать:

2. Научиться:

3. Уметь:

- Тема нашего урока - "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".
III. Чистописание.
Работа в тетрадях.
  1. Массаж рук.
  2. Работа в тетрадях: Ь // Ъ // Ь // Ъ // Ч Ш Щ Ж
  3. Посмотрите на буквы второй строки. Чем они похожи? Дайте им характеристику.
IV. Работа по теме урока.
Повторение. Отгадывание загадок. Запись отгадок в тетрадь. Отгадай загадки и напиши отгадки

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

Четвертый месяц как шагнёт,
Так с треском лопается лёд.

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тук, да тук!

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он, ленинградский :::.

- Проверьте, правильно ли вы написали отгадки.

- Что общего в этих словах?

- Одинаковую ли работу выполняет ь во всех словах?

- Придумайте сами и запишите еще по два слова.

Работа в парах. Анализ, синтез, вывод. Посмотрите внимательно на слова и разделите их на две группы:

Ночь, товарищ, молодёжь, ландыш, скрипач, помощь, плач, вещь.

- Проверьте.Что интересного заметили? Попробуйте сделать вывод.

Чтение вывода на стр. 70. Вывод правила. (На конце существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется ь: речь, вещь, молодёжь.)
Игра "Хлопни раз, хлопни два!" Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову сущ женского рода вы хлопаете один раз, если мужского - два раза.

Ёж, лещ, дичь, печь, мышь, товарищ, кирпич, помощь, ночь, тишь, борщ

Физминутка.

Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем как зайки
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули.

V. Закрепление изученного.
Работа в группах. Напиши существительные в единственном числе. Обозначь род.

Шалаши, чижи, мыши, ерши, грачи, вещи, ночи, ножи, лещи, камыши, овощи.

Самостоятельная работа (по вариантам).

(Приложение 2)

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы

1 вариант.

  • На стройку привезли кирпи:
  • Молодё.. возводит эта... за этажом.
  • Работа идёт день и но:
  • Строители приходят друг другу на помо:

2 вариант.

  • Врач: - это человек, который : .
  • Карандаш: - это : , которым рисуют.
  • : - это :, который играет на скрипке.
  • Ландыш: - это :, который растет в : .
  • Москвич: - это житель города Москвы
VI. Проверка знаний.
Работа с компьютером. (Приложение 3) Проверка изученного на уроке.
VII. Итог урока.
Самооценка работы учащихся на уроке (Указывают на полях условными обозначениями)
  • Я узнал :
  • Я умею :
  • Я научился :
VIII. Домашнее задание.
Упр. 130, стр. 71