Урок русского языка "Глаголы прошедшего времени" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: повторить и закрепить знания детей о глаголах прошедшего времени, продолжить работу по формированию мотивационного, операционного и регулирующего компонентов учебной деятельности, работать над развитием основных мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, логичности, связности и точности речи, формировать прогностическую самооценку и планирующий самоконтроль, учить детей работать в группах.

Оборудование.

  • Доска с записями.
  • Карточки - символы учебных задач.
  • Карточки - вопросы.
  • Репродукции картин русских художников.
  • Карточки для игры: "Собери слово".
  • Индивидуальные кластеры по теме "Глагол".
  • Карточки для самостоятельной работы.
  • Копилка знаний.
  • Учебник.
  • Сигналы для обратной связи.

Ход урока

1. Организационный момент

- Мы рады гостям. Давайте улыбнемся им и начнем наш урок.

2. Орфографическая разминка

На доске: со..нце, л..скает, ле..кая, г..товилась, кол..екция, ночле..

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

3. Минутка чистописания

Определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания.

Две из них являются безударными гласными в корнях глаголов. Следующая буква обозначает согласный непарный звонкий звук и встречается во всех словах. Еще одна буква обозначает парный согласный звук в корне и суффиксе существительного и прилагательного. На доске:

Определите порядок следования букв в ряду, напишите эту цепочку до конца, не нарушая закономерности.

Оцените свою работу. Выберите для оценки наиболее значимый для вас критерий.

4. Актуализация знаний о глаголе

Составьте из данных букв слово.

Глагол.

Какая тема нашего урока?

Тема урока - глагол.

- В парах расскажите друг другу все, что вы знаете о глаголе. Пользуйтесь кластером.
Оцените знания своего товарища.

5. Постановка учебных задач

- Что такое глагол?

Хоровое проговаривание.

- Как могут изменяться глаголы?

По временам, числам и родам.

- Глаголы какого времени могут изменяться по родам?

Глаголы прошедшего времени. На уроке мы подробно поговорим о глаголах прошедшего времени.

- Посовещайтесь в группах и определите, какие учебные задачи мы поставим на уроке.

Повторить все о глаголах прошедшего времени, наблюдать за глаголами в речи, определять их род, найти от чего зависит род глагола, разбирать глаголы по составу, наблюдать за синтаксической ролью глагола в предложении.

(Учитель вывешивает символы на доске.)

6. Упражнение в определении рода глаголов

Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему?

Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?

Посмотрите, как радует нас природа! Послушайте. Как сказал о весне Ф. И. Тютчев:

"Еще природа не проснулась, но сквозь редеющего сна,

Весну прослышала она и ей невольно улыбнулась".

Посмотрите, как изобразили весеннюю природу художники.

Из текста о весне я выписала глаголы. Запишите эти глаголы в три столбика по родам.

(У доски 3 человека.)

На доске: пришла, взошло, грелось, оденется, пробежал, летел, пробуждалась, принес, капают, зазвенели

Дети записывают глаголы в 3 столбика по родам, находят для каждого столбика соответствующие вопросы.

- У кого по-другому? Почему? Докажите, что вы правы. Выделите окончания. Какой еще есть признак, указывающий на то, что это глаголы прошедшего времени.

Суффикс л. Но в слове принес нет суффикса л. А вы мне что говорили? Чего мы не знаем?

Когда в глаголах прошедшего времени нет этого суффикса.

Мы выясним это на следующем уроке.

Какие глаголы " лишние"? Почему?

Зазвенели - множественное число, капают -настоящее время, оденется - будущее время.

- Сделаем вывод, на какие вопросы отвечают глаголы мужского, женского, среднего рода и какие окончания имеют?

(Дети формулируют правило).

Кто верно выполнил задание? Поставьте поощрительный знак.

7. Физ. пауза

Я буду читать вам стихи, если вы услышите глаголы мужского рода - встанет 1 ряд, если женского рода - встанет 2 ряд, если среднего рода - 3 ряд, а если во множественном числе - встанут все.

Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед
Будто раскололи.

Солнце ласково смеялось,
Светило ярче, горячей.
А с пригорка вдруг полился
Разговорчивый ручей.

Плакала Снегурочка,
Зиму провожала,
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.

Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела.
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело.

8. Наблюдение над глаголами в речи, определение его синтаксической роли

Выполним упр. № 86.

Прочитайте текст. Опишите картину, которую вы представили. (Работа в парах).

Назовите грамматические основы предложений.

Прочитайте глаголы мужского, женского и среднего рода вместе с существительными, с которыми они связаны по смыслу.

От чего зависит род глагола?

Можно ли определить род глагола разливались? Почему?

Выпишите из текста 3 предложения с глаголами разного рода, обозначьте род, выделите окончание, подчеркните грамматическую основу. Каким членом предложения чаще всего выражен глагол?

Оцените себя. Кто справился с заданием?

9. Игра "Собери слово"

Проверим, умеете ли вы разбирать глаголы по составу. У каждой группы свое задание. Надо "собрать" слово, найти его на карточке, разобрать по составу, результат вывесить на доске.

Глаголы разместить в столбики по родам. (Карточки с заданиями в приложении).

На доске:

м.р. ж.р. ср.
зажарился летела припекало
придумал подарила подходило
подбежал    

(Проверка с сигналами).

10. Самостоятельная работа на дифференцированных карточках

Проверим, умеете ли вы работать самостоятельно. Карточка с зеленым кружком - попроще, с красным - сложнее, но интереснее. Выберите ту, которая вам по силам. Проверьте себя по " ключу".

Кто выполнил без ошибок? Молодцы!

11. Домашнее задание

Дома выполните упр. № 88, повторите правило на с. 70.

12. Оценивание детей. Итог урока

Вы прекрасно поработали! Вернемся к нашим учебным задачам.

  • Какие из них нам удалось решить?
  • Что узнали нового?
  • Что было наиболее важным для вас?
  • В чем ценность урока для тебя?

Оцените работу своей группы и свой вклад в эту работу.

Взгляни кругом: как хорошо!
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает.

- Урок окончен.