Цели: повторить и закрепить знания детей о глаголах прошедшего времени, продолжить работу по формированию мотивационного, операционного и регулирующего компонентов учебной деятельности, работать над развитием основных мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, логичности, связности и точности речи, формировать прогностическую самооценку и планирующий самоконтроль, учить детей работать в группах.
Оборудование.
- Доска с записями.
- Карточки - символы учебных задач.
- Карточки - вопросы.
- Репродукции картин русских художников.
- Карточки для игры: "Собери слово".
- Индивидуальные кластеры по теме "Глагол".
- Карточки для самостоятельной работы.
- Копилка знаний.
- Учебник.
- Сигналы для обратной связи.
Ход урока
1. Организационный момент
- Мы рады гостям. Давайте улыбнемся им и начнем наш урок.
2. Орфографическая разминка
На доске: со..нце, л..скает, ле..кая, г..товилась, кол..екция, ночле..
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
3. Минутка чистописания
Определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания.
Две из них являются безударными гласными в корнях глаголов. Следующая буква обозначает согласный непарный звонкий звук и встречается во всех словах. Еще одна буква обозначает парный согласный звук в корне и суффиксе существительного и прилагательного. На доске:
Определите порядок следования букв в ряду, напишите эту цепочку до конца, не нарушая закономерности.
Оцените свою работу. Выберите для оценки наиболее значимый для вас критерий.
4. Актуализация знаний о глаголе
Составьте из данных букв слово.
Глагол.
Какая тема нашего урока?
Тема урока - глагол.
- В парах расскажите друг другу все, что вы
знаете о глаголе. Пользуйтесь кластером.
Оцените знания своего товарища.
5. Постановка учебных задач
- Что такое глагол?
Хоровое проговаривание.
- Как могут изменяться глаголы?
По временам, числам и родам.
- Глаголы какого времени могут изменяться по родам?
Глаголы прошедшего времени. На уроке мы подробно поговорим о глаголах прошедшего времени.
- Посовещайтесь в группах и определите, какие учебные задачи мы поставим на уроке.
Повторить все о глаголах прошедшего времени, наблюдать за глаголами в речи, определять их род, найти от чего зависит род глагола, разбирать глаголы по составу, наблюдать за синтаксической ролью глагола в предложении.
(Учитель вывешивает символы на доске.)
6. Упражнение в определении рода глаголов
Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему?
Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?
Посмотрите, как радует нас природа! Послушайте. Как сказал о весне Ф. И. Тютчев:
"Еще природа не проснулась, но сквозь редеющего сна,
Весну прослышала она и ей невольно улыбнулась".
Посмотрите, как изобразили весеннюю природу художники.
Из текста о весне я выписала глаголы. Запишите эти глаголы в три столбика по родам.
(У доски 3 человека.)
На доске: пришла, взошло, грелось, оденется, пробежал, летел, пробуждалась, принес, капают, зазвенели
Дети записывают глаголы в 3 столбика по родам, находят для каждого столбика соответствующие вопросы.
- У кого по-другому? Почему? Докажите, что вы правы. Выделите окончания. Какой еще есть признак, указывающий на то, что это глаголы прошедшего времени.
Суффикс л. Но в слове принес нет суффикса л. А вы мне что говорили? Чего мы не знаем?
Когда в глаголах прошедшего времени нет этого суффикса.
Мы выясним это на следующем уроке.
Какие глаголы " лишние"? Почему?
Зазвенели - множественное число, капают -настоящее время, оденется - будущее время.
- Сделаем вывод, на какие вопросы отвечают глаголы мужского, женского, среднего рода и какие окончания имеют?
(Дети формулируют правило).
Кто верно выполнил задание? Поставьте поощрительный знак.
7. Физ. пауза
Я буду читать вам стихи, если вы услышите глаголы мужского рода - встанет 1 ряд, если женского рода - встанет 2 ряд, если среднего рода - 3 ряд, а если во множественном числе - встанут все.
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед
Будто раскололи.Солнце ласково смеялось,
Светило ярче, горячей.
А с пригорка вдруг полился
Разговорчивый ручей.Плакала Снегурочка,
Зиму провожала,
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела.
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело.
8. Наблюдение над глаголами в речи, определение его синтаксической роли
Выполним упр. № 86.
Прочитайте текст. Опишите картину, которую вы представили. (Работа в парах).
Назовите грамматические основы предложений.
Прочитайте глаголы мужского, женского и среднего рода вместе с существительными, с которыми они связаны по смыслу.
От чего зависит род глагола?
Можно ли определить род глагола разливались? Почему?
Выпишите из текста 3 предложения с глаголами разного рода, обозначьте род, выделите окончание, подчеркните грамматическую основу. Каким членом предложения чаще всего выражен глагол?
Оцените себя. Кто справился с заданием?
9. Игра "Собери слово"
Проверим, умеете ли вы разбирать глаголы по составу. У каждой группы свое задание. Надо "собрать" слово, найти его на карточке, разобрать по составу, результат вывесить на доске.
Глаголы разместить в столбики по родам. (Карточки с заданиями в приложении).
На доске:
м.р. ж.р. ср. зажарился летела припекало придумал подарила подходило подбежал
(Проверка с сигналами).
10. Самостоятельная работа на дифференцированных карточках
Проверим, умеете ли вы работать самостоятельно. Карточка с зеленым кружком - попроще, с красным - сложнее, но интереснее. Выберите ту, которая вам по силам. Проверьте себя по " ключу".
Кто выполнил без ошибок? Молодцы!
11. Домашнее задание
Дома выполните упр. № 88, повторите правило на с. 70.
12. Оценивание детей. Итог урока
Вы прекрасно поработали! Вернемся к нашим учебным задачам.
- Какие из них нам удалось решить?
- Что узнали нового?
- Что было наиболее важным для вас?
- В чем ценность урока для тебя?
Оцените работу своей группы и свой вклад в эту работу.
Взгляни кругом: как хорошо!
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает.
- Урок окончен.