Проектная деятельность на уроках литературного чтения в рамках программы "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Что лежит в основе метода проектов?

  • развитие познавательных, творческих навыков учащихся;
  • умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • умений ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие критического мышления

Мы предлагаем в рамках предмета “Литературное чтение” организацию творческих проектов, которые требуют и предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, альманаха, газеты, альбома и пр.

В результате обобщения темы “Сказки” во втором классе учитель предложил проблему (в данном случае проблема была выдвинута от педагога) “Организация досуга в группе продленного дня”.

Форма проведения проекта: урочная деятельность на уроках литературного чтении, ИЗО и художественного труд и внеурочная деятельность (самостоятельная работа школьников по сбору материалов).

Сроки проведения: 3 недели (2 недели февраля, 1 неделя марта).

Место проведения: МОУ ОУ, гимназия № 16 Центрального района города Красноярска.

Общее количество участников: учащиеся 2 “г” класса.

В результате “мозгового штурма” учащимися было предложено собрать и придумать вопросы, загадки, нарисовать рисунки, составить кроссворды с целью систематизации знаний по теме “Сказки”.

Итогом работы над проектом стал сборник материалов “По страницам сказок” - папка с детскими работами, которую можно использовать (и она имела практическую значимость) для проведения КВН в группе продленного дня второклассников, самостоятельной работы.

При выполнении данной работы решались учебные задачи:

- воспитывать любовь и доброе отношение к животным;

- формировать понятия “доброта”, “красота”, “уважение”, “милосердие”;

- развитие творческого мышления, опираясь на базу знаний, полученных на уроках.

На занятиях также формировались учебные умения:

- различать народные песни (песенки, загадки, сказки);

- различать народные и авторские сказки;

- сочинять сказки;

- отбирать в библиотеке книги по тематике;

- составлять книгу-самоделку о героях-животных;

- работа с дополнительной литературой.

Работа предполагала несколько этапов:

На 1 этапе на уроке литературного чтения обратились к схеме по теме “Сказки”, где отразили существенные признаки. Встал вопрос, а как можно использовать изученный материал в ГПД. Ребята предложили провести КВН. Какие задания могут входить в конкурсы?

- Загадки.

- Кроссворды.

- Шарады.

- Иллюстрации, рисунки.

- Сбор книг (литературы).

На 2 этапе проходил непосредственный сбор материала, который ребята приносили в школу, на урок. При этом решались цели: составление конкурсных заданий по теме “Сказки”, научить ребят пользоваться дополнительными источниками. Полученные знания использовались для составления заданий по проекту.

Учитель: Сегодня мы продолжаем работу над подбором заданий к КВНу.

- Чем хотите заниматься? (Составлять кроссворды, загадки, вопросы).

Была организована работа в группах. Работа предполагалась по различным видам и заданиям: сказки – бытовые, волшебные, о животных.

Предварительно, и на родительском собрании был поднят вопрос о занятости школьников после уроков, поэтому в данном проекте участвовали и родители, помогая ребенку в выборе материала.

На уроках технологии ребята рисовали иллюстрации к сказкам, которые затем вошли в собранную папку. После завершения работы и проведенной рефлексии со школьниками, папка была передана в группу продленного дня.

Результатами работы над проектом явились:

- собран и систематизирован материал для проведения КВН во 2-х классах по теме “Сказки”;

- созданы условия для развития творческих способностей учащихся 2 “г” класса с учетом индивидуальных способностей.

Литература

1. Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко “Проектная деятельность в начальной школе” М., “Вентана- Граф”, 2002.

2. М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова “Метод проектов в технологическом образовании школьников”. Пособие для учителя под ред. И.А. Сасовой М., “Вентана- Граф”, 2003.

3. Начальное образование № 2, 2004 “Метод проектов в современной школе”// И. Миронова с.7-10.

4. Методист № 1, 2004 “Проектное обучение – что это?” // Н.Ю. Пахомова с.39-47

5. Методист № 3, 2004 “Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы” // Н.Ю. Пахомова с.44-49.

6. Социальные проекты ГоША -2000, часть вторая, город Красноярск.

7. Дополнительное образование № 4, 2003 “Социальное проектирование как средство воспитания гражданской позиции” с.2-7.

8. Журналы “Классный руководитель” 2002-2009 гг.