Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе начальной школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Что лежит в основе метода проектов?
- развитие познавательных, творческих навыков учащихся;
- умений самостоятельно конструировать свои знания;
- умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического мышления
Мы предлагаем в рамках предмета “Литературное чтение” организацию творческих проектов, которые требуют и предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, альманаха, газеты, альбома и пр.
В результате обобщения темы “Сказки” во втором классе учитель предложил проблему (в данном случае проблема была выдвинута от педагога) “Организация досуга в группе продленного дня”.
Форма проведения проекта: урочная деятельность на уроках литературного чтении, ИЗО и художественного труд и внеурочная деятельность (самостоятельная работа школьников по сбору материалов).
Сроки проведения: 3 недели (2 недели февраля, 1 неделя марта).
Место проведения: МОУ ОУ, гимназия № 16 Центрального района города Красноярска.
Общее количество участников: учащиеся 2 “г” класса.
В результате “мозгового штурма” учащимися было предложено собрать и придумать вопросы, загадки, нарисовать рисунки, составить кроссворды с целью систематизации знаний по теме “Сказки”.
Итогом работы над проектом стал сборник материалов “По страницам сказок” - папка с детскими работами, которую можно использовать (и она имела практическую значимость) для проведения КВН в группе продленного дня второклассников, самостоятельной работы.
При выполнении данной работы решались учебные задачи:
- воспитывать любовь и доброе отношение к животным;
- формировать понятия “доброта”, “красота”, “уважение”, “милосердие”;
- развитие творческого мышления, опираясь на базу знаний, полученных на уроках.
На занятиях также формировались учебные умения:
- различать народные песни (песенки, загадки, сказки);
- различать народные и авторские сказки;
- сочинять сказки;
- отбирать в библиотеке книги по тематике;
- составлять книгу-самоделку о героях-животных;
- работа с дополнительной литературой.
Работа предполагала несколько этапов:
На 1 этапе на уроке литературного чтения обратились к схеме по теме “Сказки”, где отразили существенные признаки. Встал вопрос, а как можно использовать изученный материал в ГПД. Ребята предложили провести КВН. Какие задания могут входить в конкурсы?
- Загадки.
- Кроссворды.
- Шарады.
- Иллюстрации, рисунки.
- Сбор книг (литературы).
На 2 этапе проходил непосредственный сбор материала, который ребята приносили в школу, на урок. При этом решались цели: составление конкурсных заданий по теме “Сказки”, научить ребят пользоваться дополнительными источниками. Полученные знания использовались для составления заданий по проекту.
Учитель: Сегодня мы продолжаем работу над подбором заданий к КВНу.
- Чем хотите заниматься? (Составлять кроссворды, загадки, вопросы).
Была организована работа в группах. Работа предполагалась по различным видам и заданиям: сказки – бытовые, волшебные, о животных.
Предварительно, и на родительском собрании был поднят вопрос о занятости школьников после уроков, поэтому в данном проекте участвовали и родители, помогая ребенку в выборе материала.
На уроках технологии ребята рисовали иллюстрации к сказкам, которые затем вошли в собранную папку. После завершения работы и проведенной рефлексии со школьниками, папка была передана в группу продленного дня.
Результатами работы над проектом явились:
- собран и систематизирован материал для проведения КВН во 2-х классах по теме “Сказки”;
- созданы условия для развития творческих способностей учащихся 2 “г” класса с учетом индивидуальных способностей.
Литература
1. Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко “Проектная деятельность в начальной школе” М., “Вентана- Граф”, 2002.
2. М.Б. Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А. Сасова “Метод проектов в технологическом образовании школьников”. Пособие для учителя под ред. И.А. Сасовой М., “Вентана- Граф”, 2003.
3. Начальное образование № 2, 2004 “Метод проектов в современной школе”// И. Миронова с.7-10.
4. Методист № 1, 2004 “Проектное обучение – что это?” // Н.Ю. Пахомова с.39-47
5. Методист № 3, 2004 “Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы” // Н.Ю. Пахомова с.44-49.
6. Социальные проекты ГоША -2000, часть вторая, город Красноярск.
7. Дополнительное образование № 4, 2003 “Социальное проектирование как средство воспитания гражданской позиции” с.2-7.
8. Журналы “Классный руководитель” 2002-2009 гг.