Развитие коммуникативных компетенций: письменная речь

Разделы: Иностранные языки


Основная цель обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативных компетенций, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Это возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебная.

Коммуникативный подход в обучении письму является наиболее эффективным.

Обучение письменной речи - это формирование умений осуществлять общение на английском языке в письменной форме в ситуациях, приближенных к реальным.

Требование к речевой деятельности "письмо" резко возросло в последние годы. Из средства обучения другим видам речевой деятельности письмо превратилось в цель обучения созданию письменных работ всевозможных видов: сочинений (описания / повествования / рассуждения), отчетов о проделанной работе, инструкций, газетных статей, аннотаций на книги / фильмы, дружеской / деловой переписки и др.

Необходимо отметить, что если в 2004 - 2005 годах создатели версий ЕГЭ сознательно упрощали раздел "письмо", сводя задания к заполнению анкеты, написанию открытки и письма к другу, то сейчас в формате ЕГЭ "письмо" приближается к мировым нормам (создание различных видов эссе).

Возрастание роли письма связано также с использованием творческих, интерактивных форм работы с языком, так например использование метода проектов.

Известно, что письмо - это такой вид речевой деятельности, продуктом которого является письменный текст.

Письменный текст строится как определенная структура речевых высказываний.

Он представляет собой сложное целое, состоящее из взаимосвязанных логично-композиционных и логико-смысловых компонентов и характеризующееся коммуникативными качествами.

(Каспарова М.Г. Психология обучения письму. Учебное пособие М. МГПИИЯ им.М.Тореза, 1977)

Освоение процесса написания текста подразумевает формирование и развитие следующих умений:

  • умение поставить коммуникативную цель и определить адресата;
  • умение выбрать подходящий тип текста и регистр;
  • умение генерировать, отбирать и развивать идеи для текста;
  • умение начать и закончить текст;
  • умение выбрать тип изложения: статистическое описание, описание процесса, повествование, причинно-следственная связь, дискуссия, сравнение, классификация, определение;
  • умение выстроить текст логически;
  • умение выбрать и эффективно применить дискурсивные элементы;
  • умение написать черновик текста;
  • умение осуществить самопроверку текста.

Но каждый тип письменного текста имеет свои структурные особенности.

Как мы знаем, в ЕГЭ раздел "письмо" (проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач) состоит из двух заданий.

С1 - Письмо личного характера (базовый уровень).

Это задание относится к направляемой письменной речи, поскольку в нем заранее определено содержание. Такие письма называются "response letter" т.е. реакция на письменный стимул.

При составлении ответа необходимо обращать внимание на структуру письма, умение правильно написать адрес, дату, обратиться к партнеру по переписке, закончить письмо.

Немаловажно совершенствовать умение логично и последовательно передавать на письме определенное содержание. Считаю, что надо развивать у учащихся следующие навыки:

  • найти ключевые слова или вопросы, на которые следует ответить;
  • использовать эти слова для составления собственного высказывания или ответить на заданные вопросы;
  • правильно использовать этикетные фразы;
  • в соответствии с неофициальным стилем в личных письмах рекомендуется использовать сокращенные формы (I'm, don't:), простые предложения, вместо сложных, простые короткие связи (then, to, but), прямые вопросы (what about:?) допускаются восклицательные знаки.

С2 - Письменное высказывание с элементами рассуждения (высокий уровень).

Стимулом для высказывания в задании С2 - утверждение, с которым тестируемый может согласиться или нет, выразить свое мнение по поводу этого утверждения, приведя аргументы и доказательства.

Как видим С2 - это свободная письменная речь, где содержание ограниченно только темой.

Существуют разные типы сочинений. В основном в данном задании предлагалось два типа эссе:

  • высказать аргументы "за" и "против" определенной точки зрения;
  • высказать собственное мнение по определенной проблеме.

(В КИМ ЕГЭ 2010г. остается один тип заданий С2 - "Ваше мнение").

Учащиеся должны понимать, в чем эти два типа сочинений близки и чем они различаются, и соответственно строить свой текст. Необходимо вырабатывать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом. Организация (т.е. структура, композиция) текста предполагает наличие в нем нескольких абзацев, выполняющих определенные функции. Сочинение без абзацного деления, без вступления и заключения не отражает логическую и содержательную структуру текста.

Чтобы написание сочинения было успешным, предлагаю учащимся следовать по ключу.

Ключ к написанию эссе (a successful essay):

Внимательно прочитайте тему. Проверьте, требует ли эта тема аргументов общего характера или на ряду с этим допускает возможность высказать своё собственное мнение.

Обдумывая содержание работы, приготовьте аргументы "за" и "против". Постарайтесь представить равное количество аргументов с обеих сторон.

Планируя эссе, решите сколько должно быть абзацев. В процессе написания эссе, обратите особое внимание на построение каждого абзаца. Начните каждый из них предложением, который выражает основную мысль.

Проверяя работу с точки зрения содержания, обратите внимание на заключение, которое должно содержать основные выводы из всего текста.

Проверьте работу с точки зрения языка и стиля. Проверьте нет ли в работе грамматических ошибок или ошибок в написании слов, и вписывается ли она в установленный лимит слов.

Для отработки необходимых навыков полезно давать и такое задание как "jumbled paragraphs" - учащиеся должны собрать перепутанные абзацы в законченное сочинение. Одним из недостатков сочинения является отсутствие слов-связок. Полезно учащимся вместе с учителем проанализировать реальное сочинение, а также разделить слова-связки на группы по их функциям в тексте: добавление информации, противопоставление взглядов, логический вывод и.т.п.

to list points firstly

first of all

to start with, secondly finally

to make contrasting points although, however, nevertheless, in spite of, while, ever if, at the same time
to conclude finally, all in all, on the whole to sum up, in conclusion

Многие школьники озадачены темами и не знают, что писать, поскольку не видят в теме связи со своей жизнью. Выход - если существует на уроках обсуждения с детьми реальных проблем, касающихся жизни страны, семьи и т.д., то дети не растеряются, когда на ЕГЭ от них потребуется сформировать свое мнение по неожиданному вопросу.

Как для учителя, так и для учащегося важно разбираться в критериях оценивания сочинений.

Для овладения умениями письменной речи следует учить школьников анализировать свои собственные работы, осуществлять разбор различных образцов сочинений.

Очень важно тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема (школьники должны уметь расширить или сузить объем слов так, чтобы сочинение вписывалось в установленный лимит слов).

Таким образом, обучать письменному высказыванию значит формировать умения реализовать логично-композиционную и логико-смысловую структуру письменного текста.

Итак, мы видим, что формирование и совершенствование коммуникативных умений в письменной речи - это одно из важнейших требований в современном преподавании иностранному языку.