Основная цель обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативных компетенций, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Это возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебная.
Коммуникативный подход в обучении письму является наиболее эффективным.
Обучение письменной речи - это формирование умений осуществлять общение на английском языке в письменной форме в ситуациях, приближенных к реальным.
Требование к речевой деятельности "письмо" резко возросло в последние годы. Из средства обучения другим видам речевой деятельности письмо превратилось в цель обучения созданию письменных работ всевозможных видов: сочинений (описания / повествования / рассуждения), отчетов о проделанной работе, инструкций, газетных статей, аннотаций на книги / фильмы, дружеской / деловой переписки и др.
Необходимо отметить, что если в 2004 - 2005 годах создатели версий ЕГЭ сознательно упрощали раздел "письмо", сводя задания к заполнению анкеты, написанию открытки и письма к другу, то сейчас в формате ЕГЭ "письмо" приближается к мировым нормам (создание различных видов эссе).
Возрастание роли письма связано также с использованием творческих, интерактивных форм работы с языком, так например использование метода проектов.
Известно, что письмо - это такой вид речевой деятельности, продуктом которого является письменный текст.
Письменный текст строится как определенная структура речевых высказываний.
Он представляет собой сложное целое, состоящее из взаимосвязанных логично-композиционных и логико-смысловых компонентов и характеризующееся коммуникативными качествами.
(Каспарова М.Г. Психология обучения письму. Учебное пособие М. МГПИИЯ им.М.Тореза, 1977)
Освоение процесса написания текста подразумевает формирование и развитие следующих умений:
- умение поставить коммуникативную цель и определить адресата;
- умение выбрать подходящий тип текста и регистр;
- умение генерировать, отбирать и развивать идеи для текста;
- умение начать и закончить текст;
- умение выбрать тип изложения: статистическое описание, описание процесса, повествование, причинно-следственная связь, дискуссия, сравнение, классификация, определение;
- умение выстроить текст логически;
- умение выбрать и эффективно применить дискурсивные элементы;
- умение написать черновик текста;
- умение осуществить самопроверку текста.
Но каждый тип письменного текста имеет свои структурные особенности.
Как мы знаем, в ЕГЭ раздел "письмо" (проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач) состоит из двух заданий.
С1 - Письмо личного характера (базовый уровень).
Это задание относится к направляемой письменной речи, поскольку в нем заранее определено содержание. Такие письма называются "response letter" т.е. реакция на письменный стимул.
При составлении ответа необходимо обращать внимание на структуру письма, умение правильно написать адрес, дату, обратиться к партнеру по переписке, закончить письмо.
Немаловажно совершенствовать умение логично и последовательно передавать на письме определенное содержание. Считаю, что надо развивать у учащихся следующие навыки:
- найти ключевые слова или вопросы, на которые следует ответить;
- использовать эти слова для составления собственного высказывания или ответить на заданные вопросы;
- правильно использовать этикетные фразы;
- в соответствии с неофициальным стилем в личных письмах рекомендуется использовать сокращенные формы (I'm, don't:), простые предложения, вместо сложных, простые короткие связи (then, to, but), прямые вопросы (what about:?) допускаются восклицательные знаки.
С2 - Письменное высказывание с элементами рассуждения (высокий уровень).
Стимулом для высказывания в задании С2 - утверждение, с которым тестируемый может согласиться или нет, выразить свое мнение по поводу этого утверждения, приведя аргументы и доказательства.
Как видим С2 - это свободная письменная речь, где содержание ограниченно только темой.
Существуют разные типы сочинений. В основном в данном задании предлагалось два типа эссе:
- высказать аргументы "за" и "против" определенной точки зрения;
- высказать собственное мнение по определенной проблеме.
(В КИМ ЕГЭ 2010г. остается один тип заданий С2 - "Ваше мнение").
Учащиеся должны понимать, в чем эти два типа сочинений близки и чем они различаются, и соответственно строить свой текст. Необходимо вырабатывать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом. Организация (т.е. структура, композиция) текста предполагает наличие в нем нескольких абзацев, выполняющих определенные функции. Сочинение без абзацного деления, без вступления и заключения не отражает логическую и содержательную структуру текста.
Чтобы написание сочинения было успешным, предлагаю учащимся следовать по ключу.
Ключ к написанию эссе (a successful essay):
Внимательно прочитайте тему. Проверьте, требует ли эта тема аргументов общего характера или на ряду с этим допускает возможность высказать своё собственное мнение.
Обдумывая содержание работы, приготовьте аргументы "за" и "против". Постарайтесь представить равное количество аргументов с обеих сторон.
Планируя эссе, решите сколько должно быть абзацев. В процессе написания эссе, обратите особое внимание на построение каждого абзаца. Начните каждый из них предложением, который выражает основную мысль.
Проверяя работу с точки зрения содержания, обратите внимание на заключение, которое должно содержать основные выводы из всего текста.
Проверьте работу с точки зрения языка и стиля. Проверьте нет ли в работе грамматических ошибок или ошибок в написании слов, и вписывается ли она в установленный лимит слов.
Для отработки необходимых навыков полезно давать и такое задание как "jumbled paragraphs" - учащиеся должны собрать перепутанные абзацы в законченное сочинение. Одним из недостатков сочинения является отсутствие слов-связок. Полезно учащимся вместе с учителем проанализировать реальное сочинение, а также разделить слова-связки на группы по их функциям в тексте: добавление информации, противопоставление взглядов, логический вывод и.т.п.
to list points | firstly first of all to start with, secondly finally |
to make contrasting points | although, however, nevertheless, in spite of, while, ever if, at the same time |
to conclude | finally, all in all, on the whole to sum up, in conclusion |
Многие школьники озадачены темами и не знают, что писать, поскольку не видят в теме связи со своей жизнью. Выход - если существует на уроках обсуждения с детьми реальных проблем, касающихся жизни страны, семьи и т.д., то дети не растеряются, когда на ЕГЭ от них потребуется сформировать свое мнение по неожиданному вопросу.
Как для учителя, так и для учащегося важно разбираться в критериях оценивания сочинений.
Для овладения умениями письменной речи следует учить школьников анализировать свои собственные работы, осуществлять разбор различных образцов сочинений.
Очень важно тренировать учащихся в выполнении письменных заданий разного объема (школьники должны уметь расширить или сузить объем слов так, чтобы сочинение вписывалось в установленный лимит слов).
Таким образом, обучать письменному высказыванию значит формировать умения реализовать логично-композиционную и логико-смысловую структуру письменного текста.
Итак, мы видим, что формирование и совершенствование коммуникативных умений в письменной речи - это одно из важнейших требований в современном преподавании иностранному языку.