Информационные технологии на уроках физики

Разделы: Физика


Обучаться физике можно не только по учебнику, но и исследуя окружающий мир. Исследовательской деятельностью мы занимаемся уже четвертый год. За эти годы накопили ряд работ, получивших высокую оценку на конференциях различного уровня. Поэтому возник вопрос, а почему бы не использовать данные проектных работ на уроках физики. Я предлагаю рассмотреть этот метод на примере урока "Поверхностное натяжение".

Цели урока: Образовательные: изучить новое понятие "поверхностное натяжение"; повторить ранее пройденные свойства веществ, дать объяснение свойств на основе МКТ, дать определение поверхностного натяжения, рассмотреть это явление в природе.

Развивающие: развивать способность быстро воспринимать информацию и выполнять необходимые задания; развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.

Воспитательные: воспитывать добросовестное отношение к учебе, прививать навыки как самостоятельной работы, так и работы в коллективе, воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету.

Задачи урока:

  • Познакомиться с явлениями, вызванными поверхностным натяжением.
  • Изучить явление поверхностного натяжения
  • Получить тонкие мыльные пленки, провести опыты свидетельствующие о стремлении поверхности жидкости к сокращению.
  • Научиться определять коэффициент поверхностного натяжения жидкости.
  • Помочь учащимся увидеть необыкновенную красоту физических явлений;
  • Расширить знания учащихся по предмету.

Тип урока: комбинированный урок

Технологии урока: исследовательская технология.

Формы урока: лекция и групповая работа

Методы обучения:

  • словесные методы (вопросно-ответная система опроса, беседа),
  • практические методы (практическая работа в группах),
  • наглядные (презентация, видеоролики проектной работы "Исследование капли и пузыря"),
  • исследовательские (лабораторная работа).

Место урока в учебном процессе: урок в рамках стандарта образования, рассчитан на учащихся 10 классов средней общеобразовательной школы гуманитарного направления.

Ход урока

1. Вопросы:

1) В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

2) Отличаются ли молекулы одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях?

3) Чем же тогда объяснить различие в свойствах веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях ?

4) Заполните таблицу (слайд 6).

Название агрегатного состояния вещества Свойства Расстояние между молекулами Поведение молекул

Для проверки таблицы используется видеоролик 1 (видеоролик взят из CD "Физика. Библиотека наглядных пособий" "Дрофа").

2. Новый материал.

Мы с вами сказали, что жидкость не имеет собственной формы. Это не так. Естественная форма всякой жидкости: шар!

Вопрос: Что же мешает жидкости принимать эту форму?

Ответ: Это сила тяжести. Под действием силы тяжести жидкость растекается тонким слоем, если нет сосуда, либо принимает форму сосуда.

Доказательством того , что жидкость принимает форму шара является опыт Плато (используется видеоролик проектной работы "Исследование капли и пузыря").

Находясь внутри другой жидкости такой же плотности, жидкость принимает шарообразную форму.

Вопрос: Как это объяснить?

Ответ: Попробуем в этом разобраться. (Опыт с моделью капли из проектной работы "Исследование капли и пузыря")

Вопрос: Будет плавать железная иголка по поверхности воды? (видеофрагмент из этой же работы)

Вопрос: Почему водомерка может бегать по поверхности воды как по твердой земле? (видеофрагмент из этой же работы).

Работа в группах: почему можно налить в стакан воды выше краев?

Ответ: Поверхность жидкости обладает особыми свойствами.

Вопрос: Какие же это свойства?

Изложение нового материала:

Молекулы жидкости находятся на значительно меньших расстояниях друг от друга, чем молекулы газов, поэтому они сильнее взаимодействуют друг с другом Силы межмолекулярного притяжения собирают молекулы жидкости в небольшие группы. В этих группах наблюдается некоторое подобие порядка в расположении молекул-"ближний порядок" (слайд 7).

Правда такие группы малы и они непрерывно перемещаются по всему объему жидкости, меняя форму и размеры. Каждая молекула жидкости испытывает на себе притяжение соседних молекул.

Однако молекулы, расположенные на поверхности жидкости и молекулы в глубине жидкости находятся в разных условиях.

Молекула в глубине жидкости. Молекула на поверхности жидкости (слайд 8). Испытывая воздействие нескомпенсированной силы (направленной вглубь жидкости), молекулы поверхностного слоя стремятся "уйти" с поверхности в глубь, поэтому свободная жидкость всегда стремится принять форму с минимальной площадью поверхности т. е. сферическую.

Площадь поверхности уменьшается и воспринимается как поверхностное натяжение.

Силу, которая действует вдоль поверхности жидкости перпендикулярно линии, ограничивающей эту поверхность, и стремится сократить ее до минимума называют силой поверхностного натяжения.

Работа в группах: Опыт с петлей, мыльные пленки на каркасах.

Демонстрация видеофрагмента проектной работы.

Способность каждой жидкости к сокращению своей поверхности характеризуется коэффициентом поверхностного натяжения.

Поверхностное натяжение жидкости равно отношению силы поверхностного натяжения к длине участка границы поверхности жидкости, на который действует эта сила.

=F/L

Физический смысл: Поверхностное натяжение численно равно силе поверхностного натяжения, действующей на каждую единицу длины контура, ограничивающего поверхность жидкости.

Единицы измерения: это поверхностное натяжение такой жидкости у которой на каждый метр контура, действует сила поверхностного натяжения 1 Н (слайд 9).

Рассмотрим явления, происходящие на границе между жидким и твердым телом.

Возможны два случая.

Если силы притяжения между молекулами твердого тела и жидкости больше сил притяжения между молекулами жидкости, то говорят , что жидкость смачивает твердое тело.

Если силы притяжения между молекулами жидкости больше, чем между молекулами жидкости и твердого тела, то говорят, что жидкость не смачивает твердое тело. Демонстрация видеофрагмента проектной работы.

Поверхность жидкости, налитой в сосуд, у границ сосуда искривляется. Искривленная поверхность называется мениском. Если сосуд смачивается жидкостью, то мениск вогнутый, а если не смачивается то выпуклый.

Затем демонстрируются проявления сил поверхностного натяжения. Здесь используется видеоролик проектной работы "Исследование капли и пузыря". В данном видеоролике представлены опыты по капиллярным явлениям, смачиванию и несмачиванию.

Работа в группах: Выполняются экспериментальные задания по определению коэффициента поверхностного натяжения. Примеры работ можно найти в учебнике Л. И.Анциферова Физика- 10 "Мнемозина" М .2001

4. Домашнее задание: ребятам предлагается выполнить мини-проект: Домашняя лабораторная работа по определению коэффициента поверхностного натяжения (слайд 10-12).

Список использованных материалов:

  1. Асламазов А.Г. "Удивительная физика", М. Добросвет 2005 г.
  2. Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б. "Физика. 10 класс"
  3. Перельман Я.И."Занимательная физика", книги 1, 2, 23-е издание, Москва "Наука" 1991 г.
  4. Видеофрагменты к уроку взяты из проектной работы "Исследование капли и пузыря" учащейся 11 " Б" класса Скориковой Е.А., лицей №7 г. Томск.

Приложение 1.

Приложение 2.