Внеклассное мероприятие в рамках дней воинской славы к 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, посвященное блокадному Ленинграду "Все с этим городом навек…"

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛЬ: сформировать представления учащихся о героической обороне Ленинграда и подвиге жителей города во время блокады.

ЗАДАЧИ:

  1. Способствовать развитию интереса учащихся к изучению истории родной страны.
  2. Развивать у учащихся представления об историческом времени и пространстве.
  3. Воспитывать чувство гражданского долга, уважение к историческому и культурному прошлому России.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийная установка;
  • тематическая презентация;
  • выставка книг, рассказывающих о блокаде Ленинграда.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Читает ученик:

Все с этим городом навек -
И песня, и душа,
И черствый хлеб,
И черный снег,
Любовь, тоска,
Печаль и смех,
Обида, горечь и успех -
Вся жизнь, что на глазах у всех
Горит, летит, спеша.

(Михаил Дудин)

2. СЛАЙД 1.

Вступительное слово учителя о месте и роли Ленинградской битвы в истории Великой Отечественной войны.

Ленинград! Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи города являются гордостью нашей страны. Захвату этого крупнейшего индустриального центра и морского порта СССР гитлеровское командование придавало исключительное значение. Овладение городом на Неве давало фашистской Германии ряд преимуществ в политическом, экономическом и моральном отношениях. Для нас потеря Ленинграда во всех отношениях была бы серьезным осложнением стратегической обстановки.

3. СЛАЙД 2.

Показывается отрывок из документального фильма "900 дней воли" (о наступлении фашистских войск).

4. Читает ученица:

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.
И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
Не изменяла радости земной,
Что, как роса, сияла эта радость,
Угрюмо озаренная войной.

Эти строки из так называемого "Февральского дневника" принадлежат известной советской поэтессе Ольге Берггольц, которая пробыла в городе на Неве всю блокаду. "То, что мы останемся в Ленинграде, как бы тяжело ни сложилась его судьба, : мы решили с первых дней войны. Я должна была встретить испытание лицом к лицу. Я поняла : наступило мое время, когда я смогу отдать Родине все - свой труд, свою поэзию," - так писала Ольга Берггольц в 1972году.

Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!

5. Читает ученик:

По распоряжению горкома партии Ольга Берггольц была прикреплена к городскому радиокомитету. Она выступала по радио почти ежедневно во всех доступных писателю жанрах, обращаясь к героическому Ленинграду. Рассказывала слушателям только правду. Говорила о тех днях, в которых все жили и боролись, о том, как одолеть гитлеровцев. И еще - часто читали Льва Николаевича Толстого, те главы, те бессмертные строки из "Войны и мира", где речь шла о том, что Россия обязательно победит армию Наполеона.

О да, мы счастье страшное открыли,
Достойно не воспетое пока, -
Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака;
Когда вели полночные беседы
У бедного и дымного огня,
Как будем жить, когда придет победа,
Всю нашу жизнь по-новому ценя.

6. СЛАЙД 3.

Показывается отрывок из документального фильма "Блокада Ленинграда", рассказывающий о жителях города во время осады.

По ходу фильма учитель рассказывает историю дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором девочка отмечала даты смерти своихблизких. Этот дневник фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

7. СЛАЙД 4.

Учитель: 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Совместно с действующей армией победу над врагом ковали и трудящиеся осажденного города.

Показывается отрывок из фильма "900 дней воли" об освобождении города.

8. Читает ученик:

Из воспоминаний Ольги Берггольц:

"Был ненастный, осенний ленинградский день, когда мы пробрались на кладбище на окраине Ленинграда. Мы шли среди еще абсолютно неоформленных курганов, а не могил, но уже за ними была огромная гранитная стена и там стояла женщина с дубовым венком в руках. Невыразимое чувство печали, скорби, полного отчуждения настигло меня в ту минуту, когда я шла по этим мосткам, по этой страшной земле, мимо этих огромных холмов-могил, к этой еще слепой и безгласной стене. Нет, я вовсе не думала, что именно я должна дать этой стене голос. Но ведь кто-то должен дать ей это - слова и голос. И кроме того, была такая ненастная ленинградская осень, и мне казалось, что времени уже не оставалось. Я поглядела вокруг, на эти страшнейшие и героические могилы, и вдруг подумала, что нельзя сказать проще и определенней, чем:

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт, и ничто не забыто.

9. ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

10. СЛАЙД 5.

"Жителям Ленинграда посвящается:"

Используемая литература:

  1. Берггольц О., Ленинград, "Художественная литература", Ленинградское отделение, том 1, 1988г.
  2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. Москва, "Дрофа", "Вече", том 1, 2002г.
  3. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Подвиг Ленинграда. Москва, "Современник", 1987г.
  4. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Москва, "Советская Россия", 1983г.