Цель тренинга: побуждение к более активному самопознанию и самоопределению, развитию самосознания, раскрытие скрытого потенциала личности
Задачи:
- создание комфортного психологического климата в группе;
- помощь в формировании адекватной самооценки, умения объективно оценивать самого себя и свои достижения;
- развитие приемов самопобуждения (самокритика, самостимулирование, самообязательство), способствующих личностному развитию и личностному самоопределению;
- помощь в формировании индивидуальной программы развития и коррекции личностных качеств.
Планируемый результат: приобретение опыта использования ресурсных состояний, которые позволят достигать цели в жизни, определение лучших, сильных сторон личности.
Место проведения: кабинет психологии
Время проведения: 3 часа.
Контингент: старшеклассники, студенты
Реквизит: Бейджики, визитки.
Ход тренинга
Введение в тренинг: объявление темы, регламента работы.
Приветствие и пожелание.
Знакомство с правилами работы в тренинге.
Адаптация. Врабатывание.
Упражнение "Приветствие"
Участники рассчитываются на 1-й 2-й, образуют внутренний и внешний круг. Каждый участник внутреннего круга стоит в паре с участником внешнего круга - положение "карусель". Внутренний крут неподвижен. По команде ведущего пары приветствуют друг друга, затем представители внешнего круга переходят к соседу слева и т.д.
Ведущий объявляет, что сейчас все будут здороваться друг с другом, но не совсем привычными способами. Ведущий хлопает в ладоши и кричит: "Как деловые люди рукопожатием!" Все пожимают друг другу руки. Затем ведущий хлопает в ладоши и выкрикивает: "Правыми коленями!!" Все касаются коленом колена и здороваются и т.д.
Можно здороваться:
- правыми локтями,
- левыми коленками,
- затылками,
- спинами,
- реверансом как французские короли и королевы,
- как африканские слоны, громко топая ногами,
- без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием),
- старым русским обычаем - трехкратным поцелуем (сопровождаем фразой: "Ба! Какие люди") и т.п.
Шеринг: изменилось ли и как самочувствие и эмоциональное состояние после упражнения.
Здра?вствуйте (здра?вствуй) - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и "Здравия желаю", повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова "здравствовать" - быть здоровым, благополучно существовать. И вы сейчас воочию убедились, что после приветствия поднимается настроение и улучшается самочувствие.
Упражнение "12 месяцев"
День рождения - день года, в который родился тот или иной человек. В теории вероятностей с днями рождения связана известная задача, называемая "парадокс дней рождения". Данный "парадокс" гласит, что в любой случайно собранной группе из 22 человек с вероятностью более 50 % у двух или более человек дни рождения совпадают (на первый взгляд, это противоречит житейской интуиции). Чем больше будет в группе людей, тем вероятность совпадения в днях рождения приближается к единице: например, в случайно собранной группе из 55 человек двое из них имеют день рождения в один день с вероятностью 99 %.
Давайте посмотрим, а есть ли совпадения у нас. Прошу вас сесть по кругу по дням своего рождения, так чтобы с одного края находился участник, родившийся ближе всего к первому января, я с другого конца - к тридцать первому декабря.
Знакомство. Самовосприятие.
Самовыражение. Толерантность к себе и другим.
Упражнение "Знаки зодиака".
В группе каждый участник рассказывает, кто он по знаку зодиака и что из гороскопов на самом деле про него.
Упражнение " Скульптура".
Представители каждого знака зодиака должны создать соответствующую скульптуру. Выставка скульптур оценивается внутри группы.
Упражнение "Что я знаю о своем дне рождения".
Завершите предложение "В мой день рождения:". Могут быть варианты: "В мой день рождения родились:", "Мой день рождения совпадает с праздником:", "В мой день рождения обычно бывает:.погода" и т.п.
Упражнение "Три желания".
С чего же началась история празднования дней рождения? Одна из версий заключается в том, что последователи чёрной магии считали душу человека наиболее уязвимой в момент рождения, и любые пожелания или проклятия в этот день считались заклинаниями. Отсюда и зарождение традиции весь день встречаться с друзьями и избегать врагов.
А если бы на ваше день рождения пришла добрая фея, какие бы три пожелания вы бы хотели от нее услышать.
Все отвечают по кругу.
Сплочение участников группы.
Упражнение "Торт".
Один из наиболее распространенных ритуалов в день рождения- приготовление торта. Чем больше гостей на празднике, тем больше торт. Он может быть даже в несколько ярусов. Его украшают свечи по количеству лет, исполняющихся имениннику. А какой торт получится в вашей группе?
Участники создают групповую скульптуру торта со свечами.
Упражнение "В тесноте, не в обиде".
Гостей на нашем празднике собралось много, торт получился большой, только вот беда. Около торта всего 6 стульев, но должны уместиться все.
Затем остаются 5 стульев, затем 4,3, но поместиться должна вся команда.
Упражнение "Свечи"
Перед разрезанием торта именинник задувает все зажженные на торте свечи. Число свечей равно прожитым годам.
По команде ведущего именинник (ведущий называет имя любого из игроков) мгновенно должен назвать какое-нибудь число от единицы до числа, равного количеству участников группы. Одновременно должно встать столько игроков-свечек, какое число названо.
Шеринг.
Позитивное самовосприятие.
Упражнение "Мой самый лучший день рождения".
Расскажите о самом запоминающемся дне рождения в вашей жизни (о самом долгожданном, о сюрпризе и т.п.)
Это воспоминание можно использовать как ресурсное состояние.
Упражнение "Комплимент".
На дне рождения принято говорить об имениннике, о его особенностях, достоинствах.
Каждому участнику по кругу группа выражает комплименты, подчеркивает положительные качества личности.
Упражнение "Подарок".
Во многих культурах принято устраивать на дни рождения вечеринки и дарить имениннику подарки.
Дарить и принимать подарки - это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.
Подарок должен быть выражением нашего хорошего отношения к человеку, а не средством успокоения нечистой совести. Умение дарить подарки говорит о том, как развито у человека умение любить другого.
Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и дарит его своему соседу справа (путевку на черное море, украшение, торт, цветок и т.п.).
Упражнение "Концерт по заявкам".
На день рождения обычно устраивают хоровод вокруг именинника и поют песни о днях рождения.
Группа делится на летников, зимников, осенников и весенников.
Соревнование между командами "Кто споет больше песен о днях рождения"
Для команды- победителя в качестве приза остальные участники поют общую песню.
Упражнение "Мой день рождения через 10 лет"
Ведущий предлагает расположиться поудобнее.
Вы можете слышать мой голос и закрыть глаза. Глубоко вздохните: почувствуйте, как прохладный воздух касается крыльев вашего носа: почувствуйте теплый воздух вашего выдоха:С каждым вдохом и выдохом вы все больше расслабляетесь. Тело становится расслабленным:Теперь мысленно представьте, что перед вами окно в будущее и вы можете увидеть в нем себя через 10 лет. Внимательно посмотрите в это окно: В нем вы в свой день рождения через 10 лет. Оглядитесь вокруг: Кто вас окружает?.. Какие у них лица?..В каком помещении вы находитесь?.. Что вокруг вас?.. Как вы выглядите? Чего вы добились за эти десять лет?...
Сделав глубокий вдох, вы почувствуете, как волшебное окно растворяется в воздухе. Снова чувствуете свою одежду, слышите звуки в этой комнате, и за ее дверью. Вы делаете вдох, и открываете глаза.
Завершающий этап.
Шеринг.
В кругу все взялись за руки и хором сказали "спасибо всем" и "спасибо мне" за участие в тренинге.
Литература:
- Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии. //Вопросы психологии. - 1999 - №1.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство "Ось-89", 1999.
- Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
- Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. Институт "Открытое общество". - М.: "Магистр". 1997.
- Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: "Генезис", 1999.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1995.