Урок естествознания по теме "Ветер". 2-й класс (Л.В. Занков), 3-й класс (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: познакомить с образованием ветра в природе, видами и использованием ветров в жизнедеятельности человека.

Задачи урока:

1. Образовательные.

  • Формировать широкую целостную картину мира, за счет познания новых фактов, явлений и углубления имеющихся знаний об окружающем.
  • Познакомить с образованием ветра в природе, классификацией ветров по силе и направлениям, посредствам разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы познакомить с некоторыми видами ветров и использованием их в жизнедеятельности человека.
  • Развивать кругозор, аргументировано отвечать на проблемный вопрос.

2. Развивающие.

  • Развивать учебные действия, умение самостоятельно получать информацию из текста, познавательную активность, коммуникативные навыки, умение следовать заданному алгоритму действий, соблюдать вербальные инструкции.
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, сравнения, сопоставления, классификации.
  • Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
  • Развивать наблюдательность, способность к рефлексии, чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать свою значимость в достижении общей цели.

3. Воспитательные.

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы.
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности, чувства взаимопомощи, взаимовыручки, сочувствия, сопереживания.

Оборудование: воздушные шарики, свеча, таблички картинного плана, плакаты с видами ветров, образования ветров, карточки с заданиями в конвертах, набор "Послушный ветерок", листы для опорных схем, магниты, силуэты ветерков, рисунки ветряных турбин, клейкая бумага.

ТСО: проектор, компьютер, экран, диски со слайдами.

Этап урока. Содержание Задачи этапа
I. Орг. Момент.

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, и как каждый гость - с подарками. Это волшебные воздушные шарики. А почему же они волшебные? Потому что помогут нам на уроке.

Мотивационный компонент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации доверия.
II. Сообщение темы и цели урока.

На экране появляется рисунок маленького ветерка, он плачет. (Приложение 1)

- Ты кто?

Ветер: - Я, маленький ветерок.

- Что же ты плачешь?

Ветер: - Я недавно появился и не могу разобраться хороший я или плохой? И вообще, откуда я взялся, какой у меня характер, кто мои родственники и зачем я нужен на этом белом свете?

- Ребята, поможем нашему новому другу?

- Итак, какая тема будет сегодня на уроке? (на доске вывешивается "Ветер")

Что мы должны выяснить? (на доске - задачи урока: 1. Образование ветра; 2. Виды ветров; 3. Результаты деятельности ветра).

Воспитание у детей сопереживания, сочувствия, умения предлагать свою помощь. Отражение структурных компонентов урока. Доступность их для осознания детьми данного возраста. Постановка проблемного вопроса.
III. Формирование новых знаний.

1. Образование ветра.

Ребята, вы наблюдали за ветром? Расскажите, пожалуйста.- Как вы думаете, что такое ветер?

- Давайте возьмем наши волшебные шарики. Потихоньку ослабляйте крепление и направьте поток воздуха себе в лицо. Что вы чувствуете? (дуновение ветерка).

- Из шарика идет движение воздуха.

- Что же такое ветер?

Вывод: Ветер - это движение воздуха.

Давайте попробуем догадаться, а как же образуется ветер, почему воздух движется?

Ветерок бывает теплый, а ветер бывает холодный. Отчего это зависит? (солнышко, температура воздуха).

Прикрепляются картинки. (Приложение 2)

- Какой из них легкий, а какой тяжелый?

(прикрепляются картинки: холодный - тяжелый, теплый - легкий)

А теперь, давайте представим, встретились тяжелый и легкий воздух.

(Вызываю девочку).

Я, холодная, тяжелая воздушная масса, а она - теплый, легкий воздух. Я начинаю давить на неё.

У какого воздуха давление выше? Что происходит? (Прикрепить таблички).

(она - движется. Я вытесняю её.)

В какую сторону происходит движение? (В сторону теплого воздуха)

- Поставьте стрелку, в какую сторону происходит движение?

А еще давайте посмотрим, что скажет нам об образовании ветра Ученый Всезнайка. (электронная игра "Манго- Плюмо" - фрагмент "Образование ветра")

- Давайте ответим маленькому ветерку, что мы узнали об образовании ветра. (Ветер - это движение воздуха над земной поверхностью. Чем теплее воздух, тем он легче, значит давление его меньше и он поднимается. А чем холоднее - тем тяжелее, давление больше, и он отпускается.)

Ветер: - Спасибо. Теперь мне понятно.

Определени силы, направления и характера ветров.

Игра-опыт "Послушный ветерок".

Каждой группе раздается рисунок сюжетов сказок и герой данной сказки.

Задания: подуть на фигурку, чтоб она встала на определенное место:

Колобок - на тропинку и на пенек.

Бабочка - с цветка на цветок.

Карлсон - на окно и за окно и т.д.

- Сделайте вывод, почему ваши фигурки летали по-разному? (Все зависит от силы ветра).

-Какой бывает ветер по силе? (Ветры на нашей планете бывают разные - от легких теплых, приносящих прохладу, до сильнейших ураганов)

Сегодня , 22 марта - день весеннего равноденствия. В народе его считают второй встречей весны. Посмотрите на улицу, какая у нас сегодня погода? Есть ли ветер? Чем отличается весенний ветер от зимнего?

- Для описания силы ветра используется "Шкала Бофорта", названная так в честь ее изобретателя, английского адмирала Френсиса Бофорта. Сила обозначается числом 0 (безветрие) до 12 баллов (ураган).

- Куда же дуют ветры, всегда ли в одну сторону?

Есть ветры постоянные(серьезные, с твердым характером) и непостоянные (куда хочу, туда и дую про людей говорят - "Ветреный характер").

- Как можно определить направление ветра?

Ветер: - Спасибо, я уже понял, что среди моих родственников есть серьезные и несерьезные ветры, а еще, что одни сильные, а другие не очень. Ну а кто же они, мои родственники, как их зовут?

- Их существует около 300 видов. О некоторых из них ребята тебе сейчас расскажут.

Представители от каждой группы выберите для себя один из развешанных на стенах конвертов с неизвестными вам словами. (Конверты с названиями: бриз, ураган, пассаты, солнце, муссоны, ветер)

Внимательно послушайте задание:

- Прочитайте текст. Определите главные особенности и отличия данного вида ветра от других. Выберите из предложенных вариантов те признаки, которые соответствуют вашему виду ветра. Наклейте их на основной лист. (Приложение 3)

Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет представлять работу группы. На работу - 5 минут.

Учащиеся сообщают полученные знания и прикрепляют на доску опорные схемы: муссоны, пассаты, ураган, бриз.

Посмотрите на слайды и определите, какой это вид ветра?

Вывод: есть ветры под названием муссоны, пассаты, ураганы, смерчи, бриз.

Ветер: - Что то я не пойму, что ветры существуют, это хорошо или плохо?

- А вот это мы сейчас и выясним.

Воспитание чувства прекрасного.

Сначала учащиеся самостоятельно проводят опыт, затем демонстрация опыта учителем.

Актуализация имеющихся знаний.

Установление причинно-следственных связей, осознание взаимосвязи явлений природы.

Развитие навыков наблюдения, анализа, обобщения, мыслительных процессов.

На доске прикрепляются картинки поясняющие процесс

На экране - вторичное объяснение нового материала в игровой форме.

Использование различной подачи нового материала для детей с разными видами ведущей мыслительной деятельности.

Подведение итога по первой учебной задаче.

Создание ситуации успеха.

Работа в группе.

В процессе выполнения практических упражнений - игровая ситуация.

Мыслительные приемы сравнения, обобщения, активная познавательная деятельность, сотрудничество

Связь с жизнью. Умение наблюдать, сравнивать.

На экране - шкала Бофорта. Расширение кругозора.

Качественная оценка деятельности учащихся.

Создание ситуации успеха.

На слайдах - иллюстрации: дым, флажок, деревья, флюгер.

Работа в группах. Самостоятельное получение информации.

Снятие утомляемости, поддержание эмоционального настроя. Воспитание чувства прекрасного.

Развитие коммуникативных навыков, возможность реализации своего потенциала.

Развитие внимания, навыков работы с текстом, анализ, умение работать по плану, осмысливание каждой операции, классификация.

Умение обобщать информацию, составлять опорные схемы и делать выводы. Воспитание у ученика, защищающего работу группы, чувства ответственности, способствует повышению самооценки.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Изучение возможностей ветра.

Давайте попробуем разобраться, какую пользу приносят ветра, и какие неудобства.

Прочитайте в учебнике на стр. 121 последний абзац.

У вас на столе силуэты ветерка красного(+) и синего(-) цвета. Подумайте и объясните, какое значение в жизни людей и окружающей природы имеет ветер, выберите соответствующий кружок и прикрепите его на доску. Справа - положительные качества, слева - отрицательные.

Вывод: ответ на проблемный вопрос "Что ветры существуют, это хорошо или плохо?"

Идет активная познавательная деятельность, развитие способностей к анализу, обобщению. Мыслительные приемы сравнения, сопоставления. Работа с текстом, связь с жизнью.

Двигательная активность, снятие утомляемости, эмоциональный настрой, развитие внимания.

Умение рассуждать.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, давайте расскажем ветерку, что мы сегодня для него узнали.

Желающие высказываются, а остальные, если согласны, прикрепляют ветряные турбины на плакат.

- Посмотрите, какую ветряную станцию мы построили, теперь если ветер их раскрутит, то много энергии получат люди.

Ветер: - Я понял, понял! Я буду хорошим ветром, постараюсь приносить только пользу. Спасибо вам, до свидания!

- И я вам говорю, спасибо! Вы молодцы!

И предлагаю вам дома провести исследование, людям каких профессий в наше время необходимо знать направление и силу ветра.

А мои подарки - волшебные шарики возьмите с собой в память о нашей встрече.

Закрепить полученные знания.

Качественная оценка деятельности учащихся.

Создание ситуации успеха.

Вызвать у детей чувство удовлетворенности результатами урока