Оформление, оборудование:
1. Классный кабинет оформляется творческими работами учащихся:
- "Моя родословная";
- газета "Моя семья - моя радость" (фотографии);
- сочинения ребят;
- на доске пословицы о семье, изображение планеты, эмблема "Семья".
2. Мультимедиа: мультфильм "Паучок".
3. Фонограммы песен: "Семья", "Аист на крыше".
4. "Кирпичики" для дома (карточки со словами).
5. Бумага для оригами (дружные человечки).
6. Эскиз эмблемы "Семья".
Ход мероприятия
1. Добрый день, ребята, уважаемые родители, гости!
Тема нашей сегодняшней встречи - "Мир вашему дому".
- Как вы её понимаете? (Как пожелание, наставление).
- Что по- вашему, является домом человека?
(Ответы учащихся: семья, квартира, дом, двор, улица, страна, планета).
- А как еще можно назвать то место, где мы родились и живём?
(Родина, отчизна, отечество).
Семья - это наша малая Родина, планета Земля, на которой мы живём - большая
Родина.
- Для чего человеку семья? (Ответы учащихся).
На самом деле с древних времён люди жили родами и племенами, позже большими общинами и городами. И у каждого в этом сообществе были свои права и обязанности. Кто-то охотился, кто-то варил еду и берёг семейный очаг, другие присматривали за малышами, обучали их. Это закон природы, сохранения жизни и продолжения рода.
- Ответьте, только ли люди живут семьями? (Нет, животные, птицы, насекомые, растения тоже живут семьями.)
- Как называются их семейные объединения? (Стая, улей, косяк, прайд, семья, колония и т.д.).
Ученик:
Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!
2. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, в котором так же говорится о доме. Просмотр мультфильма "Паучок".
- Понравился ли вам мультфильм?
- О чём этот фильм?
(О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их преодолении).
- Какие строчки из песни вам запомнились?(Повторяются: "Но ни за что не порвёт тонкую нить паучок:") А вы поняли, что это за нити? Какие испытания перенесла семья паучков?
- Какие пословицы подходят по смыслу к нашему мультфильму?
(Дружную семью и горе не берет).
3. Не так давно на уроке русского языка вы писали сочинение - миниатюру "Что такое счастье?". Для большинства из вас счастье - это семья и любовь близких, мир на Земле, взаимопонимание.
Цель мероприятия.
Поэтому сегодня мы поведём разговор о самых любимых и родных нам людях, без которых трудно жить, о ваших семьях: чтобы научиться лучше понимать друг друга, больше любить, а главное беречь своё семейное счастье.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа - основ родительский дом,
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа - основ родительский дом.
- Что вы подразумеваете под словом "семья"?
(Ответы учащихся: родители, дети, дом, фамилия).
У каждого человека должен быть дом- семья, не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Мы с вами сделали большой семейный стенд "Моя семья - моя радость", в котором запечатлены моменты, когда вам особенно хорошо.
Ученица: "Хорошо".
Хорошо, чтоб дома ждали,
На звонок спешили к двери,
Открывали, целовали,
Согревали руки, верно?
Хорошо, чтобы за чаем
С пирогами и вареньем
Отодвинулись печали
Разговором добрым, верно?
Хорошо, чтобы на свете
Пахло снегом, солнцем, вербой,
Чтобы всюду знали дети,
Что войны не будет, верно?
Хорошо, чтоб нас любили,
Как подснежник любят первый,
И тогда - тогда любые
Не страшны нам беды, верно?!
М.Тахистова
А сейчас обратите внимание на рисунки "Моя семья". Эти рисунки наполнены не только яркими красками и радостными впечатлениями, но еще и любовью.
Танец " Я рисую".
4. Самое главное в жизни для каждого из нас, это близкие и родные люди. Кого любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Давайте прочитаем пословицы о семье (на доске).
Вся семья вместе и душа на месте.
Дружную семью, и горе не берет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Человек в беде спешит к родителям, а птица к гнезду.
Береги отца и мать - других не сыщешь.
- Как вы их понимаете? (Ответы учащихся)
Но не только в пословицах и поговорках народ излагал мысли о семье.
- Вспомните, в каких сказках говорится о семье?
("Репка", "Гуси- лебеди", "Морозко", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка",
"Айога", "Камыр- батыр" и др.).
- Чему учат эти народные сказки?
(Дружбе, взаимовыручке, любви, уважению к старшим и младшим, трудолюбию, послушанию:).
5. И в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, памяти о своих предках. Народ, который не знает своей истории - народ без будущего.
Свое генеалогическое древо, родословная есть у каждого человека и семьи. Дома с родителями, бабушками и дедушками вы составляли родословные своих семей.
- А из кого состоит родословная? (Дети, родители, тети, дяди, бабушки, дедушки, племянники и т.д.)
- Кем вы являетесь в своей семье? (Сын, внук, брат:)
- Есть ли у вас обязанности в семье?
- Как вы помогаете родителям?
Учащиеся читают стихи на татарском языке
("Мамина помощница", "Я работы не боюсь").
6. Физкультминутка.
Дружно помогаем маме
Мы белье стираем сами.
Раз, два, три, четыре -
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились!
Дружно помогаем папе
Мы дрова расколем сами.
Раз, два, три, четыре -
И поленницу сложили.
Помогаем бабушке.
Мы печем отличные
Пирожки пшеничные.
Тесто в миске замесили,
Соль посыпать не забыли.
Пирожки в духовку заложили
И румяные достали.
7. Ребята, с каждым годом вы становитесь взрослее, придет время, когда вы тоже будете создавать семью, свой дом.
- Какую семью вам бы хотелось иметь в будущем?
- Из чего складывается мир в доме, семейное счастье?
(Из чувств: любви, понимания, нежности:)
На доске вы видите много разных кирпичиков, давайте мы вместе построим дом для счастливой семьи. (Дети по очереди выходят к доске, выбирают по кирпичику, выстраивают дом).
- Какие качества мешают, вредят счастью в семье?
(Грубость, жадность, ревность, обида, недоверие, лень).
- Чего не хватает нашему дому? (Крыши).
Семья крепка, когда над ней крыша одна.
Молодцы, мне кажется, у нас получился замечательный дом для счастливой семьи.
Нам остаётся заселить этот дом дружными человечками, которых мы сделали на уроке труда.
У вас на партах лежат эмблемы, которые символизируют счастливую семью. Давайте раскрасим их, и, пусть эти эмблемы служат талисманом мира и счастья в ваших домах и семьях. (Дети раскрашивают эмблемы).
Учитель раздает памятки детям и родителям.
дружба | трудолюбие | терпение |
мир | доброта | уют |
понимание | нежность | доверие |
любовь | уважение | забота |
8. Заключение.
Вот и подошла к концу наша встреча. Надеюсь, сегодняшний урок, не прошел для вас даром.
Хочу пожелать всем присутствующим мира и добра, любви и процветания.
Мир вашему дому! Песня "Семья".
Использованная литература.
- "Проталинки", Марина Тахистова; "Детская литература" 1986г.
- "Любимые праздники малышам" / стихи, песни, РИО "Самовар" 2002г.
- "Финтифлюшкин", Сергей Михалков; "Детская литература" 1990г.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Москва Просвещение 1990г.
- Классный руководитель, научно - методический журнал, Москва 2004г.
- Классный руководитель, научно - методический журнал, Москва 1998г.
- Родительские собрания в 3-4 классах, М.А. Алоева, В.Е. Бейсова, Ростов-на-Дону "Феникс" 2004г.
- Школа, учитель. Ф. Гильмутдинова, Уфа- 2006г.