Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Вашему вниманию хочу предложить фрагмент урока на основе пособия "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века", которое было мною создано как дополнительный наглядный материал для учащихся 3 класса по образовательной системе "Школа 2100". Я, как автор-составитель, в содружестве с художником собрала в пособии в хронологической последовательности различные типы картин: событийные, типологические, исторические и портреты исторических деятелей. Наглядный материал дается в большем объеме, чем программный пропедевтический курс 3 класса, т.е. используется принцип минимакса.

Основной единицей дидактического пособия является отдельная страница с иллюстрациями. Составлены вопросы к рисункам, которые были соотнесены с уровнями успешности учащихся, так как уровень подготовки, заинтересованности предметом у школьников начальных классов разный. После иллюстраций и вопросов к теме составлен словарик терминов для закрепления слов, и творческие задания к определенным темам. Пособие содержит более 70 страниц с 140 иллюстрациями охватывающий исторический период с IX по начало XVI века. Для проведения уроков истории пособие было распечатано в количестве 15 экземпляров. Теперь на каждую парту в формате А4 есть дидактический материал для индивидуальной и групповой работы в классе. Для подготовки презентаций к урокам используется электронный вариант дидактического пособия, при этом четкие и контрастные иллюстрации, нарисованные черной тушью в стиле "гравюры", хорошо воспринимаются учениками на интерактивной доске.

Привожу фрагмент урока работы по данному пособию по теме:

"Древние славяне - наши предки"

Цели урока:

  • формировать у учащихся образное представление и первоначальное понятие о предках русских - восточных славянах, занятиях, обычаях и ремеслах
  • развивать историческое мышление;
  • воспитывать интерес к прошлому народов, чувство уважения к их трудолюбию.

Оборудование: интерактивная доска, пособие "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века".

Это первый урок, где учащиеся знакомятся с образование древнерусского государства.

Перед ними предстают наши предки - славяне. Школьником трудно представить, как жили славяне, чем занимались. Да, они называют основные занятия славян: земледелие, охота и т.д. Но представить жизненный уклад славян им очень трудно и поэтому ребята начинают выдумывать и молчат. В этом случае помогает словарная работа, с историческими терминами основанная на иллюстрировании данных терминов (поселок, земледелие, бортничество, собирательство, охота, рыболовство и т.д.)

Словарная работа проводится на основе пособия "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" в несколько этапов. При первом знакомстве с новыми словами- терминами на каждую парту выдается карточка с иллюстрациями . (Приложение № 1), (Приложение № 2) Каждый рисунок иллюстрирует слово-термин. Главный принцип запоминания слов - поиск связей. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его "связать" с иллюстрацией, для создания наглядного образа события обозначенного словом- термином. Чем больше у детей таких наглядных образов, тем надежнее запоминание словарных исторических терминов.

Учитель устно дает определение слов-терминов и на интерактивной доске появляется иллюстрации. Учащиеся находят в карточке иллюстрацию данного исторического термина и записывают в тетрадь слово-термин. Отработка терминов занимает 5-7 минут вначале урока. Таким образом, формируются первичные понятия у младших школьников, которыми в последующем могут оперировать при ответе.

Второй этап использования приобретенных знаний слов-терминов в дидактической игре.

По высказыванию Л.П. Борзовой: " Привлекая на уроке истории наглядность, например, учебную картину, необходимо добиться, чтобы школьники не просто "взглянули на картину", а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели бы детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа".

Закрепление слов-терминов проходит в групповой форме в виде дидактической игры "Историческое лото".

В классе, оборудованном ИКТ, на экран выводится иллюстрация "Славянский поселок" (Приложение № 3) и на каждую парту выдается карточка с 15 иллюстрациями, где изображены занятия и ремесла славян. (Приложение № 4) В классе, не оборудованном ИКТ, на парту выдается иллюстрация, на котором изображен славянский поселок и к нему прилагается карточка с 15 иллюстрациями с занятиями и ремеслами славян.

Детям предлагается задание: найдите на большом рисунке "Славянский посёлок" ремесла и занятия славян используя 15 иллюстраций на карточке. За 10-15 минут учащиеся должны рассмотреть рисунок "Славянский поселок" и выполнить задание.

Для "слабого" класса на рисунке "Славянский поселок" были нанесены подсказки в виде кружков. В эти кружки учащиеся должны записывать номер иллюстрации с карточки.

Далее идет подведение итогов. Какая группа учащихся оказалась лучшим знатоком исторических слов- терминов и что помогло ей достичь победы.

В такой нетрадиционной работе с изобразительной наглядностью происходить формирование визуальной грамотности, умение анализировать картину и извлекать из нее информацию, а также умение работать в группах. (Приложение № 5)