Цель урока: изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.
Оборудование урока: электронная карта "Древнее Средиземноморье (до середины >III в. До н.э.)", учебник истории древнего мира, карточки с дидактическими материалами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Подготовка к уроку: учащиеся получают опережающие задания подготовить сообщения на 1-2 минуты о занятиях и быте жителей Рима; подготовка к работе карт в программе Google > Планета Земля[2].
Ход урока
I. Работа с картами в программе >Google Планета Земля.
Мы совершим путешествие из нашего родного села на берега Средиземного моря.
Постановка учителем целей урока для учащихся.
Итак, мы приступаем к изучению истории Древнего Рима - последнего этапа в развитии древнего мира, охватывающего время с начала I > тысячелетия до н.э. и до конца V >в. До н.э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как он был образован, и как жили его древнейшие жители.
II. Изучение новой темы.
1. Работа по карте и беседа с учащимися.
- Где находится Италия?
- Какие моря ее омывают?
- Каково очертание побережья?
- Какие реки протекают на Аппенинском полуострове?
- Какие горы тянутся вдоль всего полуострова?
- Какие горы прикрывают Италию с севера?
2. Работа с дополнительной литературой (карточки с текстами о природных условиях Италии и Греции). Задание: сравните природные условия Греции и Италии.
Признаки для сравнения:
- Способствовало ли мореплаванию очертание побережья?
- Рельеф местности.
- Растительность.
- Плодородие почв.
- Водные ресурсы.
Текст для сравнения. (Хорошо подготовленным учащимся дается только текст про Италию, а слабо подготовленным оба текста).
Природные условия Греции[3] >.
Климат Греции сухой, средняя температура +17 градусов. Дождей летом выпадает мало, многие реки пересыхают. Так что греки очень ценили источники влаги и, прощаясь, желали друг другу "доброго пути и свежей воды". Почвы Греции - каменистые, и стоило огромного труда выращивать на них зерновые. Горные массивы перемежаются небольшими долинами. Лиственных деревьев было мало, главным образом росли хвойные и вечнозеленые растения. Жизнь Эллады связана с морем, где разбросано неисчислимое количество островов. Сама материковая Греция имела немало удобных гаваней и бухт. Все это приходило к тому, что не было местности, не связанной с морем.
Природные условия Италии[3].
Еще в глубокой древности за обилие пастбищ греки называли Аппенинский полуостров Италией - Страной телят. Удобных гаваней и прибрежных островов в Италии немного. На востоке береговая линия вообще мало изрезана и изобилует отмелями. Вдоль берега там тянется намывная полоса, так что корабли вынуждены бросать якорь на большом удалении от суши. Удобные для мореплавания бухты есть на юге полуострова. Западное побережье, напротив, имеет много глубоких бухт. Именно там были основаны самые крупные на полуострове города. Италия - страна, где покрытые лесами горы перемежаются с обширными равнинами, по которым течет множество рек. Горные цепи не создавали на полуострове замкнутых областей. Климат в Италии мягкий: суровые зимы крайне редки, а летом температура поднимается до 30 градусов. Необычайно богатой была в древности растительность полуострова. Склоны гор покрывали хвойные дер6евья, а в горных долинах их сменяли лиственные породы. Италия - страна древних земледельчиских культур.
Разминка. Встаньте, пожалуйста, ребята. Научимся приветствовать друг друга, как это делали римляне. Они поднимали руку с раскрытой ладонью и говорили: salve, >bonum mane, te saluto >, vos saluto >. Дети приветствуют друг друга и учителя.
Рассказ учителя о племенах населяющих Аппенинский полуостров и истории основания города Рима. Рим под властью царей. Проблемный вопрос: Почему в центре Рима стояла статуя волчицы? Что в этой сказке ложь, а что намек?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать стр. 206-207 учебника Михайловского, и выполнить практикум: Управление Римом с 753-509 год до н.э. (Дети получают карточки со схемами, которые нужно заполнить). Найти в тесте определение новым понятиям: патриции, плебеи, сенат.
Сообщения учащихся о занятиях и быте жителей Рима. Возможный источник Маркс Э. Римляне. - М., 1997.с. 38-39[1].
Проблемный вопрос учащимся: - Как вы думаете, влияют ли природные условия страны на жизнь, занятия ее жителей?
III. Закрепление изученного на уроке.
Римские пословицы, поговорки, крылатые слова. Как вы думаете, почему они появились?
IV. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Выучить термины.
2. Заполнить контурную карту стр. 13.
3. Подготовить развернутый ответ на вопрос: - Как жили древние римляне?
4. Для любознательных. Реши задачу: Почему Эллада основала много колоний за морем, а города- государства Италии почти не имели заморских колоний?
Список литературы:
- Маркс Э. Римляне. - М., 1997.с. 38-39.
- Смирнова Е.В. Космические снимки на уроках истории. История. Приложение к газете "Первое сентября".2004, №47.
- Я иду на урок истории: Древнейшая древняя история: Книга для учителя, - М.: Издательство "Первое сентября", 2000.с.136-153.