Цели: сформировать представления о понятиях "алгоритм", "программа действий", способность к чтению и составлению простейших программ, заданных алгоритмов.
Задачи:
- ввести понятия "алгоритм", научить составлению выполнения алгоритма. Научить поиску ошибок и исправлению алгоритма.
- развитие алгоритмического мышления, внимания и интереса к предмету.
- воспитание умения работать самостоятельно, аккуратности, организованности и дисциплинированности в процессе работы.
Предварительная работа.
- Принести 1 листок в клетку.
- Принести мяч.
- Принести 2 конфеты в бумажной обёртке.
Ход урока
Повторение.
Проверка домашнего задания. № 28 в тетради.
Ответ: С О З Ж К.
Игра по предыдущей теме.
"Бывает - не бывает"
Игра "Следующее слово" (с мячом).
Учитель кидает ученику мяч, называя слово, а ученик возвращает, называя следующее по смыслу и порядку слово.
(январь- февраль, 346-347:)
Постановка целей и задач урока.
Учиться составлять алгоритм и исправлять его, если нашли ошибки.
Работа по учебнику (А.В. Горячев, К.И. Горина "Информатика в играх и задачах" 3класс 1 часть).
С. 47 задание 29 (самостоятельно)
Проверка.
Итак, у нашего Буратино было задание - закопать червонцы. Но чтобы его выполнить, он произвёл много действий, которые шли в строгом порядке, т.е. по определённому плану. Такой порядок называют очень красивым словом.
- Кто знает это слово? (алгоритм)
Каждый алгоритм имеет название, который объясняет его цель и задачу.
- Как называется алгоритм Буратино?
(Закопай червонцы)..
И кроме того, в конце алгоритма нужно поставить команду "стоп", которая скажет, что алгоритм закончился.
Ответ.
Выкопай ямку.
Положи в ямку деньги
Засыпь землёй
Полей водой.
Скажи: "Крекс, фекс, пекс".
Стоп.
Игра "Выполни действия".
Учитель объясняет детям, что он на время становится роботом.
Робот-это машина, он во всём слушается человека и выполняет то, что ему говорят. Давайте зададим ему задание, а он его выполнит. Но команды надо давать правильные и в правильном порядке, иначе робот запутается.
Итак, в конце концов должна получится последовательность команд.
"Съешь конфетку"
Возьми конфету
Разверни конфету
Съешь конфету
Выбрось фантик в мусорное ведро
Стоп.
Следующим заданием для робота пусть будет:
"Нарисуй на доске солнышко"
Подойди к доске.
Возьми мел.
Нарисуй солнышко.
Положи мел на место.
Стоп.
Далее роботом становится кто-нибудь из учеников. Предложите роботу стереть нарисованное на доске солнышко.
"Сотри с доски"
Встань с места
Подойди к доске
Возьми тряпку
Сотри солнышко
Положи тряпку на место
Дойди до своей парты
Сядь на место
Стоп
С.47 № 30 (самостоятельно)
Аналогично прошлой игре дети пробуют самостоятельно составить алгоритм "Съешь яблоко"
"Съешь яблоко"
Возьми яблоко
Помой его
Съешь его
Огрызок выбрось в мусорное ведро.
(Оценить три работы)
Теперь мы с вами научились составлять алгоритм, а сейчас потренируемся в его выполнении, как это делает робот или компьютер. А они, как известно, выполняют только то, что говорят, или пишут.
Игра "Зарядка" (физпауза)
Учитель поднимает детей на ноги и просит выполнить следующие упражнения.
Поднимите вверх правую руку (опустите)
Закройте левый глаз (откройте)
Повернитесь налево (обратно)
Наклонитесь вниз (выпрямитесь)
Попрыгайте 5 раз (стоп)
Посмотрите налево (направо)
Присядьте вниз (встаньте).
С.48 №31 в тетради.
Просто выполняют готовый алгоритм.
Графический диктант.
Рисуют по клеточкам и получается робот.
Игра "И мы"
Учитель объясняет правила игры: "я буду рассказывать вам, что со мной приключилось. Когда я сделаю паузу во время рассказа, вы должны сказать: "и мы", там где это надо.
С.;48 № 33
Пробуя выполнить заданный алгоритм, ученики обнаруживают, что раскрашивать нечего, т.е. надо сначала нарисовать воздушный шарик.
Проверка:
Сейчас мы с вами видели, что мало написать какой-то алгоритм. Нужно обязательно его проверить, т.к. в нём могут быть ошибки. Для этого нужно выполнить алгоритм или хотя бы представить как ты его выполнишь.
С.49 № 34
Ответ: Красная Шапочка забыла налить воды в вазу (№2).
С.49 №35
В алгоритме "лишнее" действие - "Вымой конфету" (его вычеркнуть)
С.49 № 36
Ответ: команда "Открой дверь" должна следовать после команды "Попрощайся с гостем".
С.49 № 37
Дети мысленно представляют себе процесс приготовления яичницы и говорят по очереди действия. (6, 2, 9, 8, 5, 1, 7, 4, 3, 10).
Игра "Чепуха"
Итог.
- чему учились на уроке?
(составлять алгоритм и исправлять в нём ошибки).
Домашнее задание.
С.50 № 38