Сегодня наша страна не хуже и не лучше прежней - просто она другая. Она - часть нового, стремительно меняющегося мира. Этот динамичный мир предъявляет новые требования ко всем сферам нашей жизни. И воспитание детей не исключение. Поэтому, прежде всего, перед руководителями дошкольных образовательных учреждений возникает вопрос, о создании условий для творческого развития ребёнка, о работе воспитателей и специалистов, а также о существовании отношений между сотрудниками, детьми, и родителями. Следовательно, определяется основополагающее направление организации управленческой деятельности на принципах сотрудничества и кооперации всего коллектива.
В ГДОУ № 477 СО РАН 12 групп: четыре группы для детей ясельного возраст, восемь групп для детей дошкольного возраста, в том числе две логопедические. Учреждение рассчитано на 204 воспитанника.
Воспитательно - образовательная деятельность осуществляется на принципах коммуникативно-познавательной деятельности. Сегодняшняя тактика общения -сотрудничество. Основополагающим ориентиром является Концепция дошкольного воспитания, в которой определен принципиально новый, личностно-ориентированный подход к ребёнку и Закон РФ "Об образовании".
Успешное функционирование и практическое управление работой ГДОУ неразрывно связано с составлением организационно - распорядительных, кадровых, финансово - хозяйст венных, методических и других документов. Единый порядок в организации и ведении делопроизводства; разработка нормативно - методических документов; ведение справочно - информационной работы по документам; внедрение новых информационных технологий в работе с документами являются необходимыми в рациональной организации документационного обеспечения управленческой деятельности.
Па первый план в управлении также выступает и культура планирования деятельности ДОУ:
- организация работы администрации и педагогов в одном информационном поле (обмен информацией при планировании деятельности, учёт результатов диагностики по всем видам деятельности дошкольника);
- соблюдение норм, стандартов, рассматриваемых в качестве ежедневного механизма контроля качества образования дошкольников;
- обоснование допустимой нормы отклонений от стандартов по видам деятельности дошкольника (превышение образовательного Госстандарта);
- наличие обратной связи (обработка текущей информации о процессах воспитательно-образовательной работы в целях отслеживания промежуточного результата, позволяющего своевременно скорректировать деятельность педагогов);
- наличие точной количественной меры для анализа деятельности педагогов (определение параметров, по которым будут оцениваться результаты образования; определение воспитательных возможностей каждого ребёнка в зоне его потенциального развития, т.е. характеристика мыслительных операций, объём знаний, понятий, умений; развитие творческого потенциала в рамках педагогической и психологической диагностики).
Для обеспечения качества образовательной работы в управлении по организации деятельности педагогического коллектива должна преобладать совместно-взаимодействующую модель, так как в современном дошкольном учреждении
руководитель и педагоги - достойные и равноправные партнёры. Именно такой характер взаимодействия обеспечит успех всей работы. На рисунке I представлена схема организации управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения ГДОУ №477 СО РАН.
Ещё не так давно понятия бизнес и дошкольное образование казалось далёкими друг от друга и практически несовместимыми. Но времена изменились, и многие заведующие стали задумываться о том, как заработать деньги для своего дошкольного учреждения, как улучшить материальное положение своих сотрудников.
Наиболее проработанный путь в настоящее время - это оказание платных дополнительных образовательных услуг. В соответствии с запросами родителей в настоящее время в ГДОУ действуют дополнительные платные образовательные услуги с учётом требований по охране труда и безопасности здоровья детей, которые ведут воспитатели ГДОУ:
- Театральная студия "Ириска";
- Обучение английскому языку;
- Танцевальная студия "Сибирячок";
- Студия изобразительного искусства "Волшебная кисточка";
- Спортивная "Весёлые дельфинята".
По каждой услуге собран и оформлен пакет документов со всеми требованиями, которые вошли в Положение о платных дополнительных образовательных услугах. Положение было принято на педагогическом совете. Таким образом, данный путь позволил повысить заработную плату педагогов, привлечь внебюджетные средства, укрепить материально - техническую базу ГДОУ, поднять имидж учреждения, а в конечном итоге сохранить квалифицированные кадры.
В современных условиях возросла роль научного управления дошкольным учреждением. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования; с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами; с включением в систему непрерывного образования дошкольного; с повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров; с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.
Без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива. Современный руководитель должен обладать высоким профессионализмом, педагогической компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным примером, стремлением к демократическому стилю руководства. Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми людьми, детьми и родителями, работниками разных профессий, людьми разного социального статуса, семейного положения.
Современное дошкольное учреждение должно иметь:
- чётко определённые приоритеты, собственную философию, своё видение будущего;
- уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
- разнообразные качественные образовательные услуги;
- оригинальную систему учебно - воспитательной работы, развивающей творческие способности, совершенствующей психические функции, формирующей здоровый образ жизни;
- связь с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, разными социальными институтами;
- яркие, узнаваемые своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
- систему целевой подачи информации потребителям о своём потенциале, успехах и предполагаемых образовательных услугах.
Одной из важных особенностей развития дошкольной образовательной системы являются инновационные механизмы развития:
- создание творческой атмосферы, мотивацию в педагогическом коллективе интереса к новшествам;
- создание социокультурных и материальных условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование разнообразных нововведений и механизмов их поддержки:
- интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов.
Высокий коэффициент внедрения инноваций в воспитательно-образовательный процесс могут быть использованы как средство привлечения дополнительного финансирования. Ещё одним из источников дополнительного финансирования являются гранты разнообразных благотворительных отечественных и зарубежных организаций. Гранты являются средством реализации инновационной деятельности. Участие в конкурсе на получение гранта поднимет престиж профессии воспитателя.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" важно создать условия для организации и проведения инновационной деятельности в педагогическом коллективе, оценить творческий потенциал каждого педагога и помочь реализовать его, перевести внедрение инноваций в регулярный режим.
Развивающееся дошкольное учреждение это - детский сад, в котором ребёнок реализует своё право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме; гуманные отношения партнёрского сотрудничества, уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог даёт возможность ребёнку быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создаёт условия для сохранения здорового ребёнка.
Расширение сферы управленческой деятельности будет возможным при обучении искусству предпринимательства. Современный руководитель должен владеть искусством управления финансами, уметь их разумно вкладывать в различные проекты, обеспечивать прибыль. Разумеется, такое возможно при отлаженной системе управления образовательным учреждением, развитом профессиональном педагогическом самоуправлении и активной деятельности попечительского совета.
Успешно реализовать идеи современной парадигмы образования поможет программа развития дошкольного учреждения, в которой чётко будут обозначены пути развития профессионально значимых личностных качеств и путей улучшения финансово-экономического состояния учреждения. Руководители дошкольного учреждения должны научиться коллективной рефлексии и коллективному мышлению, чутко реагировать на события происходящей жизни. Уметь максимально приспосабливаться к любым изменениям в социальной, образовательной, законодательной сферах путём корректировки планов, очерёдности решения насущных задач, переходить на новые методы работы, её организации и контроля. Не бояться новых веяний, искать и находить новые нестандартные решения извечных проблем.
Эффективными правилами, которыми необходимо руководствоваться:
- не будьте похожи на других;
- пусть цели вдохновляют;
- сосредотачивайтесь на социальных запросах родителей;
- выберите лучшую корпоративную философию: "Чистота, качество, сервис";
- стремитесь к положительным эмоциям.
Список литературы:
- Алямовская В. Будьте стратегами, "Обруч" № 4, 2005г.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ, Москва, Творческий центр, 2005г.
- Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам, Москва, 2006-2007г.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением часть 1, часть 2, Москва, ЦГЛ, 2004г.
- Казакова И.Н. Привлечение внебюджетных средств В ДОУ, Москва, Творческий центр, 2006г.
- Маркова Н.А., Ципина Т.Н. Совершенствование профессиональной деятельности руководителей ДОУ, Управление образованием, 2007г.
- Поздняк Л. В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием, Москва, АКАДЕМА, 2000г.
- Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением как социально-педагогической системой, "Основы педагогического менеджмента", № 4, 2006г.
- Тараданова И.И. Стратегия, "Обруч", № 6, 2006г.