Групповое коррекционно-развивающее занятие психолога в 9-м классе (дети-инвалиды) по теме "Общение без слов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи:

  1. Коррекция чувственного, телесного осознания, через использование сюжетно - ролевых игр.
  2. Развитие коммуникативной компетенции, через невербальные средства общения, а также навыков работы в группе.
  3. Воспитывать культурный способ взаимодействия с окружающими людьми, формирование умений свободного общения, через освоения учащимися способов взаимодействия с людьми.

Оборудование: карандаши, альбомные листочки, карточки с фразами.

Ход занятия

Орг. момент.

Начало занятия: "Круг - приветствия" (входят во внутрь круга с вытянутыми руками и со словом: - Здравствуйте).

- Представьте, что каждый из вас солнышко. Улыбнитесь, согрейте меня своими лучиками.

Беседа по теме урока:

- Вы знаете, что общаться можно без слов при помощи эмоций и жестов.

- Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты.

Сначала все удивились,
Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой все отвернулись,
Как мышь на крупу все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
В глазах опечаленный вечер
И слезы вот - вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щечке скользнул нежно - гладкой.
И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали:
- Ура! Мы веселыми стали!

1. Прикосновение:

"Отгадай рисунок на спине"

Учащиеся встают друг за другом. Психолог показывает картинку (геометрическую фигуру), уч-ся рисуют ее на спине, те в свою очередь должны его отгадать, (меняются местами 2 раза).

Вывод: можно общаться прикосновением.

2. Жесты: отгадай действие, игра "театр"

Работа, сидя на стульях. Поиграем в театр. Каждому задана роль на листочке (сварить суп; мыть посуду; катаетесь на лыжах; как ты идешь по глубокому снегу; изобразить певца; плавать; игра на пианино; балерина; как ты идешь по скользкому льду). Остальные уч-ся отгадывают. Вывод: можно общаться жестами.

3. Физ.минутка:

- У слона большие уши: вот такие -2р.(круговые движения руками около головы).

Длинный хобот: вот такой - 2р.(двумя руками имитация хобота у слона).

Слон качает головой - вот так -2р.(качание головой).

3. Мимика, жесты: игра "Животный мир"

- Вы должны показать животного, используя мимику, жесты. Каждый участник берет карточку, где написано название животного (медведь, заяц, лиса, обезьяна, и т.д.). Затем необходимо изобразить животного. Остальные отгадывают. Вывод: можно общаться мимикой, жестами.

4. Культурное обращение без слов:

- Перед вами, ученик (ца) в наушниках слушает музыку. Как правильно привлечь внимание?

- Сложно общаться без слов? Но интересно.

5. Без слов, а оказанием внимания.

Задание: нарисовать подарок своему другу, но не говорить какому.

-Приятное занятие рисовать подарок другу? - Кто хочет рассказать о своем подарке? - Вы определились, кому подарите? - Сейчас готовы подарить? - Приятно получать подарки?

Вывод: оказывая внимание человеку, подарив ему подарок, мы без слов можем сказать, что этот человек нам нравиться.

6. Итог урока:

- О чем мы говорили? (как общаться без слов: жестами, мимикой, прикосновением, позами:)

- Что понравилось вам сегодня?

7. Релаксация (музыка):

- Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко. Руки, ноги отдыхают.
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем.
Потянулись, улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать.

8. Круг прощания (широкий круг):

Руки в кругу, выход из круга со словами: - до свиданье.