Цели:
- Знать: признаки прямоугольника и квадрата.
- Уметь: находить периметр фигур, измерять площадь произвольными мерками; "открыть" формулу нахождения площади прямоугольника и квадрата.
Оборудование: видеофильм "Работа НИИ", таблицы "Площадь", "Периметр", раздаточный материал, палетки.
Ход урока
1. Организация класса.
Учащиеся рассаживаются в группы по 6 человек.
2. Постановка учебной задачи.
- Класс на 40 минут "превращается" в НИИ "Умка". В нём работают 4 лаборатории. В каждой лаборатории работают младшие научные сотрудники, среди них зав. лабораторией: Удянский В., Ушаков Н., Кузнецова М., Прокопова О. Посмотрите видеофрагмент о работе НИИ.(фильм)
- Нам предстоит в отведённое время "открыть" формулу нахождения площади прямоугольника и квадрата.
3. Проверка уровня готовности учащихся к уроку.
Игра "Да-нет"
- Через точку можно провести только одну прямую (нет).
- Прямоугольник - это замкнутая ломаная линия (да).
- Прямоугольник - это четырёхугольник, у которого все стороны равны (нет).
- Треугольник, у которого две стороны имеют равную длину, называется равнобедренным (да).
- Треугольник, у которого один угол острый, называется тупоугольным (нет).
- Площадь - это сумма длин сторон прямоугольника (нет).
4. Актуализация знаний.
- Что такое периметр фигуры? (это сумма длин сторон)
- Как найти периметр многоугольников? (сложить длины всех сторон, у разных многоугольников разными способами)
- Можно найти периметр данной фигуры? Как?
- А площадь? (наложением, зрительно, при помощи палетки)
Вычислить площадь фигур (Карточка №1)
Найти лишнюю фигуру (Карточка№2)
Логическая задача (Карточка № 3)
Длина стороны квадрата равна 5см. Этот квадрат разрезали на квадратики со стороной 1см. Из маленьких квадратиков сложили полоску. Какой длины получилась полоска? (25см)
-Можно ли сказать, что площадь квадрата и площадь полоски равны? (да)
5. "Открытие" детьми нового знания.
- Не каждую фигуру можно "разбить" на равные квадраты. Данные фигуры удалось "разбить" (прямоугольники, квадраты)
- Вычислите площади данных фигур (Карточка №4)
- Как это сделать быстрее? (умножить длину на ширину)
Вывод: Sпр. = a x b
Sкв. = a x a
6. Первичная проверка понимания.
Задание получает каждая лаборатория ( на доске)
а) Дано:а=120см б)Дано:а=80см в) Дано:а=210см г)Дано: а=60см
в=4см в=60см в=3см S - ?
S-? S -? S - ?
(Ответы: а) S =480см, б) S =4800см, в) S =630см, г) S =3600см)
7. Творческое применение добытых знаний.
- Даны прямоугольники, они имеют одну и ту же площадь, равную 24см, а стороны прямоугольников разные. Нужно найти стороны прямоугольников.
- Как вам это удалось сделать? (24см и 1см, 12см и 2см, 8см и 3см, 6см и 4см)
8. Обобщение изученного. Стр. 114, №5(б)
Площадь прямоугольника 64см, его длина 16см. Найти периметр.
Дано: S = 64см
а = 16см
Найти: в, Р
Решение: S =а*в
64=16*в
в = 64:16
в = 4
Р = (а+в) * 2
Р = (16 + 4) * 2= 20см
Ответ: периметр прямоугольника равен 20см
9. Домашнее задание: с.106, № 2
10. Итог урока.
- Что на уроке было самым важным?