Цели урока:
Образовательные:
- Обеспечить в ходе урока изучение и осознание (усвоение) основных понятий: чистое вещество, смеси, виды смесей, способы разделения смесей.
- Осуществить закрепление материала урока путём проведения лабораторной работы.
- Продолжить формирование обобщенных умений и навыков, таких как умение планировать ответ, работать с учебником, извлекать информацию при слушании или чтении текста, навыков групповой работы.
- Совершенствовать предметные умения: планировать эксперимент, получать заданное вещество, давать объяснение изучаемым явлениям.
Развивающие:
- Развитие памяти, мышления, внимания, познавательного интереса.
- Развитие у учащихся умения выделять и запоминать главное, существенное в изучаемом материале, анализировать, сравнивать, систематизировать, компактно и логично последовательно излагать свои мысли.
- Развитие познавательного интереса, эмоций и мотивов учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, радости, занимательности, желания помочь товарищу), а также, используя яркие иллюстрации (слайды), примеры из жизни.
- Развитие самостоятельности и воли учащихся, используя элементы практической работы, дискуссии, нахождение собственных примеров из окружающей жизни.
Воспитательные:
- Продолжить формирование научной химической картины мира.
- Содействовать реализации мировоззренческих идей: познаваемость мира и его закономерностей, причинно-следственные связи между явлениями, познаваемость мира и его закономерностей, истинность научных знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация по теме (приложение 1), оборудование для лабораторной работы (Вариант I: смесь железных, медных и древесных опилок, магнит, стакан с водой. Вариант II: смесь песка и соли, стакан с водой, стеклянная палочка, воронка, фильтровальная бумага, щипцы, спиртовка, предметное стекло), вещества и оборудование на демонстрационный стол (вода, растительное масло, 2 стакана, стеклянная палочка, делительная воронка).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учащиеся дают определение, что такое вещество, вспоминают, часто ли они встречаются в жизни с чистыми веществами, какие смеси веществ им известны. Итогом непродолжительной беседы является озвучивание темы и целей урока (слайд №1).
III. Изучение нового материала.
Изучение материала проходит в несколько этапов.
Формирование понятий о чистом веществе и смеси.
Формирование понятия о чистом веществе происходит на основе представления о том, что оно однородно и имеет постоянный состав, который может быть отражен с помощью единственной формулы: Fe, H2SO4, O2, S, C (алмаз).
Необходимо подчеркнуть, что чистое вещество характеризуется строго определенными свойствами. Учащиеся сравнивают температуры кипения и замерзания дистиллированной и морской воды (слайд №2). Учитель рассказывает о том, что в позапрошлом веке считали, что алюминий трудно вытянуть в проволоку или прокатать в листы, а хром и вольфрам относили к хрупким металлам (имели дело не с чистыми металлами, а с металлами загрязненными примесями. Лишь когда удалось получить хром и вольфрам с содержанием примесей 0,0001%, была обнаружена их пластичность).
Под руководством учителя учащиеся дают определения чистого вещества (как вещества в котором нет примесей, либо их настолько мало, что они не влияют на свойства вещества), смеси (как системы из нескольких веществ - компонентов) (слайд №3) и делают выводы, что:
- для определения свойств химических соединений нужно получить их в чистом виде,
- абсолютно чистых веществ в природе не существует (они находятся в смеси друг с другом).
В классах профильного уровня можно дать дополнительную информацию о химическом анализе, как методе установления состава смеси, рассказать, что единой классификации веществ по степени чистоты нет, но выпускаемые промышленностью реактивы, в зависимости от содержания основного вещества, имеют определенную маркировку ("осч" - особенно чистый, "хч" - химически чистый, "чда" - чистый для анализа, "ч" - чистый) (слайд №4).
Изучение классификации смесей.
Работая со слайдами учащиеся знакомятся с понятиями однородных и неоднородных смесей, пытаются сами дать определения, привести примеры. Сообща даются определения, учащиеся записывают их в тетради (слайд №5). Составляется схема, которая комментируется и сопровождается демонстрацией образцов различных смесей (слайды №6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13).
Изучение способов разделений смесей.
Учитель говорит о том, что очистка веществ от всевозможных примесей - одна из важных проблем химии. Чтобы выделить химическое соединение из смеси применяют различные способы, которые основаны на использовании разных свойств веществ, так как находясь в смеси с другими веществами, каждое из них сохраняет свои индивидуальные свойства. Эта часть урока проводится в форме беседы с демонстрацией слайдов с изображением способов разделения смесей (слайды №№14,15,16,17,18, 19, 20, 21, 22). Учащимися приводят собственные примеры.
IV. Проверка первичного усвоения и закрепление знаний.
Этот этап урока проводится в виде лабораторной работы. Первой половине класса дается для разделения и выделения отдельных компонентов смеси железных, медных и древесных опилок, а второй - смесь соли и песка. Сначала обсуждаются способы разделения данных смесей (учащиеся предлагают необходимые, по их мнению, способы). Выбираются правильные. Проговариваются элементарные правила техники безопасности при проведении работы! Учащиеся проводят работу по разделению предложенной им смеси и выделению отдельных компонентов. Результаты работы показываются всему классу.
В заключение учитель демонстрирует разделение смеси растительного масла и воды методом отстаивания с помощью делительной воронки.
V. Подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании.
Итоговый этап урока посвящен рефлексивной деятельности учащихся. Проводится в форме фронтальной беседы с обязательным ответом на вопросы о том, что ребята уже знали по теме, что нового узнали в ходе урока, какие моменты запомнились им больше всего.
Домашнее задание: Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о том, какие методы химического анализа применяют в своей работе криминалисты, медики, искусствоведы (упр.3 к параграфу 23).
Литература:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.:Дрофа, 2006.
- Спасенкова О.В. №101-486-625