Цели:
- Систематизировать, обобщить, расширить знания, умения учащихся, связанные с применением функционально-графического метода решения уравнений
- Отработка навыков решения уравнений функционально-графическим методом.
- Формирование логического мышления, умения самостоятельно и нестандартно мыслить.
- Развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы.
- Осуществлять продуктивное взаимодействие в группе для достижения максимального общего результата.
- Отработка умений слушать товарища. Анализировать его ответ и задавать воросы.
Для проведения этого урока в классе организовались группы ребят, которые получила вспомнить определённый метод решения уравнений, подобрать 5-8 уравнений, решить их и подготовить презентацию.
Оборудование: Компьютер, проектор. Презентация.
В презентацию учителя были вставлены презентации ребят, но у них разный фон.
Ход урока
Сегодня на уроке мы вспомним функционально - графический метод решения уравнений, рассмотрим когда он применяется, какие трудности могут возникнуть при решении и будем выбирать методы решения уравнений.
Вспомним основные методы решения уравнений.(слайд № 2)
Первая группа разбирает графический метод.
Вторая группа рассказывает о методе мажорант.
Метод мажорант - метод нахождения ограниченности функции.
Мажорирование - нахождение точек ограничения функции. М - мажоранта.
Если имеем f(x) = g(x) и известно ОДЗ, и если
, , то
.№1 Решите уравнение:
,
х = 4 - решение уравнения.
№2 Решить уравнение
Решение: Оценим правую и левую части уравнения:
а) , так как , а ;
б) , так как .
Оценка частей уравнения показывает, что левая часть не меньше, а правая не больше двух при любых допустимых значениях переменной x. Следовательно, данное уравнение равносильно системе
Первое уравнение системы имеет только один корень х=-2. Подставляя это значение во второе уравнение, получаем верное числовое равенство:
Ответ: х=-2.
№2
№3
Третья группа объясняет использование теоремы об единственности корня.
Если одна из функций(F(x)) убывает, а другая (G(x))возрастает на некоторой области определения, то уравнение F(x)=G(x) имеет не более одного решения.
№1 Решить уравнение
Решение: область определения данного уравнения x>0. Исследуем на монотонность функции . Первая из них - убывающая (так как это - логарифмическая функция с основанием больше нуля, но меньше единицы), а вторая - возрастающая (это линейная функция с положительным коэффициентом при х). Подбором легко находится корень уравнения х=3, который является единственным решением данного уравнения.
Ответ: х=3.
Учитель напоминает. где ещё используется монотонность функции при решении уравнений.
А) - От уравнения вида h(f(x))=h(g(x)) переходим к уравнению вида f(x)=g(x)
При монотонности функции
№1
f(x)=g(x)
№2
2x+3=5x-9
-3x=-12
x=4
Ответ: 4
№ 3
g (x+3) = g 5x
x+3 = 5x
№4
Х+4=4х
№5 sin (4x+?/6) = sin 3x
4x+?/6 = 3x
НЕВЕРНО!(функция периодическая). И тут же проговариваем правильный ответ .
№6.
2x + 7 = 5x -12
НЕВЕРНО!(четная степень) И тут же проговариваем правильный ответ:
Б) Метод использования функциональных уравнений.
Теорема. Если функция y = f(x) - возрастающая (или убывающая) функция на области допустимых значений уравнения f(g(x)) = f(h(x)), то уравнения f(g(x)) = f(h(x)) и g(x)=f(x) равносильны.
№1 Решить уравнение:
Рассмотрим функциональное уравнение f(2x+1) = f(-x), где f(x) = f( )
Найдите производную
Определите её знак.
Т.к. производная всегда положительная, то функция возрастающая на всей числовой прямой, то мы переходим к уравнению
2х+1 = - х
х = - 1/3.
№2
Решите уравнение. Х6 - |13 + 12х|3 = 27соs х2 - 27соs(13 + 12x).
Решение:
1) уравнение приводится к виду
х6 - 27соs x2 = |13 + 12x|3 - 27соs(13 + 12x),
f(x2) = f(13 + 12x),
где f(t) = |t|3-27соst;
2)Функция f - четная и при t > 0 имеет следующую производную
f'(t)= поэтому f'(t)> 0 при всех
Следовательно, функция f возрастает на положительной полуоси, а значит, каждое свое значение она принимает ровно в двух симметричных относительно нуля точках Данное уравнение равносильно
следующей совокупности:
Ответ: -1, 13, -6+?/23.
Задания для решения на уроке. Ответ
- log2 (2х - х2 + 15) = х2 - 2х + 5. х =1
- х=-1
- х=3
- х=3
- х=1
Рефлексия.
1. Что нового узнали?
2. С каким методом лучше справляетесь?
Дом задание: Подобрать по 2 уравнения на каждый метод и их решить.