Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к родному творчеству, что способствует формированию патриотического сознания. А что такое патриотизм в понимании ученика младших классов? Это, прежде всего, любовь ко всему родному: семье, дому, природе и всему что с этим связано. Формирование в таком малыше общечеловеческих ценностей возможно через привитие ему понимания и осознания ценностей вечных символов России. Что близко ребенку? - русские народные сказки, семья, как основа благополучия, русское гостеприимство, русский стол, христианство русский лес, народная песня, народные музыкальные инструменты.
В настоящее время существует много методических разработок для классных часов, внеклассных мероприятий, праздников, направленных на формирование патриотического сознания. Но хотелось найти программу кружка, реализация которой была бы возможна в рамках общеобразовательных учреждений, чтобы содержание программы включало в себя практическое освоение основ народного изобразительного искусства, и, одновременно, решало задачи приобщения детей к вечным символам России. Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в знании истории, но и в сопричастности с его природой, культурой, народными традициями. Символами России являются не только белая березонька да могучий дуб. Для нашей страны характерными считаются еще не мало разных чудес - от русских богатырей и красавиц, до блюд национальной кухни и художественных промыслов, от русского оружия до фольклора. Конечно, каждая встреча с детьми на занятиях кружка "Роспись по дереву" не сможет охватить целиком все традиции и историю русского искусства, но о самых заметных и ярких символах России, рассказать необходимо.
Все дети любят рисовать и детские рисунки, как никакие другие, близки по формам, цветовому решению, содержанию к народным росписям по дереву. Поэтому занятия по освоению росписи по дереву пользуются популярностью среди детей.
Основная цель этих занятий заключается в формировании у младших школьников патриотического сознания, путем приобщения детей к прекрасному миру народного искусства, развитие у них творческих способностей, художественного вкуса, приобщение к общественно-полезной деятельности.
Основные задачи курса, решение которых обеспечивает достижение цели курса:
- Ознакомить учащихся с основными культурными символами России.
- Формировать знания у учащихся о характере орнаментов центров народных промыслов.
- Формирование у учащихся умений и навыков кистевого письма.
- Приобретение учащимися технологических знаний и практических умений по обработке древесины.
- Воспитание у учащихся патриотических чувств.
- Формирование у учащихся коммуникативных навыков.
Курс рассчитан на 33 аудиторных часа в первом классе, общий объем теоретических часов - 15, практических часов - 18.
Курс состоит из пяти разделов:
1. Основы цветоведения.
2. Основы композиции.
3. Освоение элементов народных росписей.
4. Работа над росписью по Хохломским, Городецким, Полхов-Майданским, Пермогорским, Урало-Сибирским мотивам.
5. Роспись деревянных изделий.
Проведение кружковых занятий.
Общие методические рекомендации.
В зависимости от поставленных задач руководитель кружка на занятиях использует различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно прикладного искусства, о символах России, народных промыслах, основах цветоведения и композиции.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических заданий, овладение навыками кистевого письма, аппликативные работы, работы с пластическим материалом, обработка деревянных изделий, изготовление сувениров.
Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течение всего занятия.
Младшие школьники быстро утомляются при выполнении разнообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятие, разнообразить его. Например, практическое задание включает в себя разные виды работ - зарисовки, обработка материалов, оформление работы. Нужно спланировать занятие таким образом, чтобы по времени каждая часть практической работы не была слишком затянута.
Вначале знакомя школьников с основными приемами кистевого письма, руководитель кружка направляет деятельность школьников на правильное выполнение данных приемов, требующих от учащихся приобретения определенных навыков, руководитель должен добиваться от ребят точности и аккуратности выполнения всех работ. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке моделей или создании творческих образцов и композиций. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявления фантазии. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том, или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
При создании различного вида работ, недостаточно демонстрации образца или таблицы. Поэтому необходимо оказывать помощь школьникам сопровождая объяснение показом выполнения того или иного приема росписи на доске. Изображение должно быть большого размера, чтобы все ребята смогли его увидеть.Основная цель показа готовых образцов росписи - научить правильно, использовать эти образцы в работе. Руководитель не ставит задачу точного повторения образца, а его помощью стремится вызвать у ребят желание творить самому, изменять усовершенствовать.
При выполнении коллективных заданий, работая над отдельной частью тематической композиции, дети выполняют часть работы. На кружковцев возлагается большая ответственность, они должны осознавать, что от их мастерства исполнения зависит результат коллективной работы.
Большое значение в деле эстетического воспитания учащихся играют праздники-отчеты, праздники-выставки, адресованные родителям и учащимся других классов, не занятых в данном кружке. Праздник сочетает в себе отдых и развлечение. Праздник включает в себя такие специфические жизненные, культурные, эстетические проявления, которые вне его пределов не существуют. Тем самым он способен не время преобразовать течение обыденной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания. Такие праздники рекомендуется проводить по окончании определенного этапа обучения в кружке.
Выполнение работ по изучению основ цветоведения.
На данных занятиях основная цель - это умение видеть, чувствовать цвет, уметь работать с цветом. Сложность работ от класса к классу возрастает и - это прежде всего связано с выходом с копирования работы руководителя на творческий уровень, на собственное осмысление задания. Учащиеся знакомятся с правилами построения цветового круга, научаются сочетать цвета, использовать приемы контраста, сближенных цветов, учатся использовать оттенки одного цвета и выражать цветом замысел работы.
Кроме того, в теоретической части занятия, руководитель кружка знакомит детей со значением цвета, с влиянием цвета на состояние человека. Также важным вопросом является изучение традиционных сочетаний цветов в народном искусстве, с символом каждого цвета, его возможностями.
Выполнение работ по изучению основ композиции.
Занятия, направленные на изучение основ композиции, прежде всего, учат видеть красоту в порядке, выражать ее, пользуясь определёнными правилами:
- правила расположения на листе,
- правила зависимости формы изображаемого предмета от того изделия, которое он украшает;
- правила организации орнамента; вида орнамента по форме, содержанию;
- правила и виды расположения орнаментов и узора, в зависимости от формы изделия - круг, полоса, квадрат, прямоугольник, сложная форма.
Занятия по композиции необходимы, ведь чтобы учащийся смог создать творческую композицию он должен понимать каким образом она должна быть организована.
Выполнение работ по освоению элементов народных росписей.
Цикл данных занятий направлен на непосредственное освоение приемов кистевого письма. Младшим школьникам не всегда интересно копировать работы народных мастеров, поэтому освоение приемов кистевого письма возможно до начала ознакомления с народными росписями:
- нарисовать петушку хвост и крылья, или украсить жар-птицу, или гриву чудесному коню - копируя хохломскую травку;
- расписать золотую рыбку, цветы на поляне, сарафан Василисы Премудрой - подковками городецкой росписи;
- выполнить осенний пейзаж, рисунок теремка, проиллюстрировать народную сказку используя этапы городецкой росписи - подмалевок, тенёжка, оживка;
- выполнить натюрморт даров осени, пользуясь двумя красками и техникой росписи полхов-майдана;
- украсить посуду (ее шаблоны), прялку, кокошник чудесными растительными и геометрическими узорами по мотивам пермогорья;
- воспользоваться приемом выполнения мазка урало-сибирской росписи, при изображении птиц и зверей, так же иллюстрируя произведения устного народного творчества.
Выполнение работ по освоению росписи по Хохломским, Городецким, Полхов-Майданским, Пермогорским, Урало-Сибирским мотивам.
При изучении данного раздела, наибольшее внимание уделяется соблюдению традиций данных промыслов, использование традиционных узоров, композиций, цветового решения. Учащихся знакомят с историей промысла, народными байками о нем, обучают выполнению техники росписи, составлению орнаментов.
Руководитель кружка может довольно активно использовать приемом росписи шаблона традиционного народного изделия - посуда, одежда, предметы обихода, это формирует правильное понимание сути использования данной росписи.
Роспись деревянных изделий.
Занятия в данном разделе наиболее приближены к народной росписи. Так как роспись осуществляется на объемном предмете, предмете обихода или игры. Выполненные детьми работы могут служить сувенирами и практическими подарками для близких.
При проведении данных занятий, руководитель обучает детей правильной обработке материала. Дети изучают этапы - шлифовка, грунтовка, роспись, закрепление росписи.
Привожу пример некоторых практических работ для учащихся первого класса .
1.1. Заливка основными и дополнительными цветами рисунков грибов. "Лесная полянка". Основные культурные символы России - Русский лес.
Подвижная игра "У медведя во бору.."
1.2. Контрастные цвета. Выкраска контрастных цветов. Заливка шаблонов цветов контрастными цветами. "Волшебный цветок". Цветы - символы тепла и счастья. Русский фольклор - песенки, потешки, загадки.
1.3. Сближенные теплые цвета. Выполнение осеннего пейзажа. "Лес осенью"
Герои русских народных сказок. Лиса - символ хитрости. Русская народная сказка.
1.4. Сближенные холодные цвета. Выполнение иллюстрации к РНС "Два мороза" Подвижная игра "Морозко".
2.1. Основные принципы композиционного построения: расположение на листе, выдержка размера. Украшение шаблона самовара цветочным узором (Аппликация из бумаги). Гостеприимство. Русский фольклор.
2.2. Соответствие формы и цвета художественному замыслу. Композиция - "Теплое солнце" (гуашь). Символ солнца в русском народом искусстве.
2.3. Орнамент. Правила построения орнамента. "Украшаем теремок", повторяющийся геометрический орнамент, (работа с пластилином).
РНС "Теремок" - идея дружбы и взаимовыручки.
3.1. Элементы росписи хохломской травки. "Конь-огонь" - украшение шаблона.
Русский конь - помощник воина, пахаря, герой русского фольклора.
3.2. Элементы росписи хохломской травки. "Петушок - золотой гребешок" - украшение шаблона. Петух - символ пробуждения, возрождения, как птица - символ счастья. Частый герой русских народных сказок, потешек, загадок.
3.3. Технология выполнения полхов-майданской росписи. "Яблочки, цветочки".
РНС "Молодильные яблочки"
3.4. Растительные элементы пермогорской росписи. Украшаем шаблон прялки.
Мастерство русских рукодельниц, русская песня - помощник во всех делах.
4.1. Упражнения в кистевой росписи - выполнение традиционной хохломской "травки". Техника росписи хохломских мастеров, основные цветовые решения в работах хохломских мастеров. Истоки хохломской росписи.
4.2. Упражнения в выполнении элементов городецкой росписи - розаны - 3 этапа работы (подмалевок, тенежка, оживка). Техника росписи городецких мастеров, основные цветовые решения в работах городецких мастеров.
Истоки городецкой росписи.
4.3. Роспись по шаблону "грибка" с элементами полхов-майданской росписи.
Техника росписи полхов-майданских мастеров, основные цветовые решения в их работах. Истоки полхов-майданской росписи.
4.4. - 4.5. Упражнения в выполнении элементов урало-сибирской росписи. Урало-сибирский букет. Техника выполнения урало-сибирской росписи, основные цветовые решения урало-сибирской росписи. Истоки урало-сибирской росписи.
5.1.-5.2. Роспись кухонной лопатки хохломской травкой. Гостеприимство, русский стол - символы русского дома. Истоки хохломской росписи.
5.3.-5.4. Роспись разделочной доски городецкими цветами Роль женщины в русской семье - матери, хозяйки. УНТ. Истоки городецкой росписи.
5.5. -5.6. Роспись матрешки. Большая семья - основа благополучия.
Литература.
- Агапова. И.А.. Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 368 с.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 160 с.
- Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. М.: "Русский язык", 1990.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М. "Просвещение". 1986.