Урок с использованием приемов технологии ТРКМЧП "Обобщение и систематизация изученного по теме "Причастие" 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

1. Обеспечить повторение ранее изученного по теме “Причастие” с использованием приемов ТРКМЧП. Показать положительное влияние использования технологии РКМЧП для развития мыслительной деятельности учащихся;

2. Обучение работе в паре, группе, правильному использованию учебными принадлежностями, пониманию учебной задачи, умению работать в заданном темпе, умению пооперационно контролировать учебную работу как свою, так и одноклассника. рецензировать учебный материал, ответ ученика.

3. Формирование коммуникативных, рефлексивных навыков и воспитание толерантности и ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Оборудование:

Доска, раздаточный материал( текст с заданиями к ним для каждого ученика, таблица “верных и неверных утверждений” для каждого учащегося), учебник (Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский.- 31 изд-е.-М.: Просвещение, 2009.- 223 с.).

Ход урока

1. Организационный этап. Время - 2 минуты.

Дидактическая задача: выявить уровень психологической готовности к уроку, создать положительный эмоциональный настрой.

2. Стадия “Вызова”.

Здесь происходит актуализация ранее изученного, осуществляется с помощью приёма ТРКМЧП “верные и неверные утверждения”:

Дидактическая задача: актуализировать известный материал, создать условия для совместного целеполагания.

П/п Утверждения Отношение учащихся
в начале урока в конце урока
1 Причастие обозначает признак предмета. - -
2 Размешанный, размешан, усеявший - записано верно. + +
3 В действительных причастиях н. вр. пишем суффиксы -ущ, -ющ, если причастия образованы от глаголов I спряжения. + +
4 Никем не замеченная ошибка; никем не замечена ошибка - записано верно. ? +
5 Причастный оборот- это причастие и определяемое слово, к которому оно относится. ? -
6 В предложении причастие и причастный оборот являются определением. + +

Примечание. Последняя графа заполняется учеником на стадии рефлексии.

Временные затраты - 8 минут.

3. Стадия “Осмысления”.

Дидактическая задача: провести в режиме работы в парах сменного состава повторение по сформулированным выше направлениям. обобщить промежуточные выводы урока и соотнести их с поставленными задачами.

Учащимся предлагается текст, выполнение заданий в котором происходит с помощью приема “зигзаг”. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Такой поход к организации учебной деятельности помогает учащимся освоить большее количество информации, чем они могли бы получить при проведении обычной работы на повторение.

Для этого каждый ученик берет для изучения, в данном случае для повторения ранее изученного, по одному (два) правилу по теме “Причастие”, затем выполняет в тексте (текст дан каждому ученику) задание на своё правило и рассказывает это правило соседу по парте с демонстрацией выполненного задания. После этого выслушивает от соседа по парте другое правило с примером его применения в тексте.

Соответственно 2-й ученик сначала слушает, затем объясняет. Третий и четвертый ученики изучают - повторяют третье и соответственно четвертое правила и выполняют задания в тексте на эти правила.

Затем первый и третий ученики, а также второй и четвертый объясняют друг другу уже по два им известных правила.

Таким образом, в результате проделанной работы каждый повторил 4 правила и в тексте (каждым) выполнены все задания.

Время на выполнение ограничено: 5 минут на изучение- повторение правила и выполнение своего задания на это правило, 5 минут на обмен информацией по одному правилу и 10 минут на объяснение и выслушивание двух правил. Итого - 20 минут.

Контролируется и оценивается выполнение этого задания индивидуально (собираются тексты каждого ученика) и фронтально (чтоб исключить списывание, выполнение всех заданий одним сильным учеником в группе). На доске написан этот текст. Учитель вызывает четырех, лучше слабых, учеников для демонстрации выполненных заданий, причем не учитывается, какое правило читал сам ученик, так как в ходе предыдущей работы каждый повторил все (по четыре) правила, а затем еще четыре ученика, лучше сильные, устно комментируют выполненные на доске задания, рассказывая правила и исправляя ошибки, если это необходимо.

Текст:

Вставить буквы, расставить знаки препинания.

Извива_щаяся тропинка бежит по лугу расстила_щемуся перед нами пёстрым ковром трав и цветов. Кое-где трещат кузнечики (не) умолка_щие в течение целого дня. Солнце освеща_щее это великолепие садится. На его фоне чётко очерч_нные верхушки елей кажутся совсем чёрными. Уже не доносятся из деревни голоса ла_вших собак. Откуда-то справа слыш_н первый соловей. Падаю навзничь в (не) примятую траву: удивительное небо, где-то высоко парят ястребы…

Исправленный текст, который в ходе выполнения заданий должен появиться в работах учеников и на доске:

Извивающаяся тропинка бежит по лугу, расстилающемуся перед нами пёстрым ковром трав и цветов. Кое-где трещат кузнечики, не умолкающие в течение целого дня. Солнце, освещающее это великолепие, садится. На его фоне чётко очерченные верхушки елей кажутся совсем чёрными. Уже не доносятся из деревни голоса лаявших собак. Откуда-то справа слышен первый соловей. Падаю навзничь в непримятую траву: удивительное небо, где-то высоко парят ястребы…

Задания:

1. (Для первого ученика) Прочитай правила на стр. 43 и 50 “Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий причастий н. вр.”. Найди в тексте причастие(я) на эти правила, вставь орфограмму(ы). Объясни усвоенное однокласснику (соседу по парте), проиллюстрируй пример в тексте. Выслушай правило, изученное им, Затем расскажи все усвоенные тобой правила еще одному однокласснику, выслушай усвоенное им.

2. (Для второго ученика) Прочитай правила на стр. 55 “Гласные перед н в полных и кратких причастиях” и информацию в упр. 95 на стр. 46 “Гласные перед суффиксами действительных причастий пр. вр.”. Найди в тексте причастие(я) на эти правила, вставь орфограмму(ы). Объясни этот материал однокласснику (соседу по парте), проиллюстрируй, как это правило работает в тексте. Выслушай правило, изученное им. Затем расскажи все усвоенные тобой правила еще одному однокласснику, выслушай усвоенное им.

3. (Для третьего ученика) Прочитай правило на стр.67 “Слитное и раздельное написание не с причастиями”. ”. Найди в тексте причастие(я) на это правило, вставь орфограмму(ы). Объясни этот материал однокласснику (соседу по парте), проиллюстрируй, как это правило работает в тексте. Выслушай правило, изученное им. Затем расскажи все усвоенные тобой правила еще одному однокласснику, выслушай усвоенное им.

4. (Для четвертого ученика) Прочитай правила на стр.31 и зз “Причастный оборот, выделение его на письме запятыми”. ”. Найди в тексте причастный(е) оборот(ы), расставь знаки препинания. Объясни этот материал однокласснику (соседу по парте), проиллюстрируй, как это правило работает в тексте. Выслушай правило, изученное им. Затем расскажи все усвоенные тобой правила еще одному однокласснику, выслушай усвоенное им.

*(Дополнительное задание для тех, кто быстрее оговоренного срока справился со своим заданием) Сделать морфологический разбор любого причастия из текста.

1. Стадия “Рефлексия”, где учащиеся возвращаются к таблице “верные и неверные утверждения” и заполняют последнюю графу.

Дидактическая задача: создать условия для самостоятельного оценивания каждым учеником своей деятельности.

Время – 6 минут.

2. Домашнее задание.

Дидактическая задача: определить содержание и форму домашнего задания, снять возможные затруднения.

Самостоятельно повторить правило в учебнике на стр. 57 “Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий пр. вр. Одна буква н в отглагольных прилагательных”. Найти в любом произведении 2 причастия, сделать их морфологический разбор.

*(Дополнительное задание для желающих) С использованием этих двух причастий составить текст объёмом не более 100 слов.

Временные затраты – 4 минуты.

Примечание:

Рекомендуется в классе проверить навык морфологического разбора и усвоение темы, заданной на дом (в связи со сложностью материала), поэтому проводится еще один урок повторения изученного по теме причастие (причём он должен восполнить недостающее на этом уроке, а именно развитие моторики (можно было бы переписать текст с доски в тетради, но на данном уроке раздаточный материал целесообразно позволяет экономить время)), затем контрольная работа по данной теме.