Цели:
- Развивать речь, память, мышление, познавательный интерес, воображение, умение слушать.
- Познакомить детей с интересными городами нашей Родины, их достопримечательностями.
- Воспитывать патриотизм, национальную гордость.
Оборудование:
- Карта «Золотое кольцо России»;
- Презентация «Золотое кольцо России»;
- Фотографии с изображением городов Золотого кольца;
- Изделия из финифти;
- Индивидуальные карточки с кроссвордами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!
II. Сообщение темы и целей.
Мы сегодня отправляемся в удивительное путешествие по городам Золотого кольца России.
Посмотрите, кто нас ждёт:
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
Правильно, это автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, принадлежащих «Золотому кольцу».
Почему кольцо? И почему Золотое? (Выслушиваются предположения детей)
В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.
III. Введение в тему.
В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту.
Кто покажет на карте столицу нашей Родины?
А кто бывал в Москве? Что запомнилось особенно?
Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)
IV. Горд Сергиев Посад.
Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот прибываем в город Сергиев Посад.
(На карте показывается маршрут движения, просматриваются слайды, фотографии города)
Ученики рассматривают в учебнике фотографии, читают текст о городе.
Что означает слово лавра?
Кто запомнил, как называется главный монастырь города Сергиев Посад?
V. Физкультминутка.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Нас работа ещё ждёт.
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ!
VI. Сообщения учеников о других городах Золотого кольца.
Мы снова садимся в школьный автобус и продолжаем путешествие.
Какие ещё города Золотого кольца вы знаете и чем они знамениты? Расскажите.
(Дети рассказывают о Переславле-Залесском, Ростове, Угличе, Ярославле, Костроме, Суздале, Владимире. Сообщения подготовлены заранее. Во время сообщений используются слайды презентации, фотографии городов и достопримечательностей, рассматриваются изделия из финифти, прослушивается звукозапись колокольных звонов)
VII. Закрепление. Самостоятельная работа на карточках. Кроссворд.
А теперь давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд.
- Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
- Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
- В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
- Название города произошло от слова угол. Река течёт «углом». (Углич)
- Главный, важный монастырь. (Лавра)
- Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
- Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)
VII. Итог урока.
Посмотрите на карту и перечислите города Золотого кольца.
Объясните название «Золотое кольцо».
Почему древние года строились на берегах рек и озёр? Чем они знамениты?
Вывод: Несколько древних русских городов образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. В него входят города: Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Владимир.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр. 88–97); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя».
Используемая литература:
- Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2005 г.
- Материалы интернет. Внешкольное образование в сети для учащихся младших классов. http://akademius.narod.ru
- Электронная библиотека Кирилла и Мефодия. 2007.