Золотое кольцо России

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать речь, память, мышление, познавательный интерес, воображение, умение слушать.
  • Познакомить детей с интересными городами нашей Родины, их достопримечательностями.
  • Воспитывать патриотизм, национальную гордость.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!

II. Сообщение темы и целей.

Мы сегодня отправляемся  в удивительное путешествие по городам Золотого кольца России.

Посмотрите, кто нас ждёт:
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)

Правильно, это автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, принадлежащих «Золотому кольцу».

Почему кольцо? И почему Золотое? (Выслушиваются предположения детей)

В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.

III. Введение в тему.

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту.

Кто покажет на карте столицу нашей Родины?

А кто бывал в Москве? Что запомнилось особенно?

Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

IV. Горд Сергиев Посад.

Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот прибываем в город Сергиев Посад.

(На карте показывается маршрут движения, просматриваются слайды, фотографии города)

Ученики рассматривают в учебнике фотографии, читают текст о городе.

Что означает слово лавра?

Кто запомнил, как называется главный монастырь города Сергиев Посад?

V. Физкультминутка.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Нас работа ещё ждёт.
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ!

VI. Сообщения учеников о других городах Золотого кольца.

Мы снова садимся в школьный автобус и продолжаем путешествие.

Какие ещё города Золотого кольца вы знаете и чем они знамениты? Расскажите.

(Дети рассказывают о Переславле-Залесском, Ростове, Угличе, Ярославле, Костроме, Суздале, Владимире. Сообщения подготовлены заранее. Во время сообщений используются слайды презентации, фотографии городов и достопримечательностей, рассматриваются изделия из финифти, прослушивается звукозапись колокольных звонов)

 VII. Закрепление. Самостоятельная работа на карточках. Кроссворд.

А теперь давайте проверим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд.

  1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
  2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
  3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
  4. Название города произошло от слова угол. Река течёт «углом». (Углич)
  5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
  6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

VII. Итог урока.

Посмотрите на карту и перечислите города Золотого кольца.

Объясните название «Золотое кольцо».

Почему древние года строились на берегах рек и озёр? Чем они знамениты?

Вывод: Несколько древних  русских городов образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо. В него входят  города: Сергиев Посад,  Переславль Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Владимир.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр. 88–97); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя».

Используемая литература:

  1. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2005 г.
  2. Материалы интернет. Внешкольное образование в сети для учащихся младших классов. http://akademius.narod.ru
  3. Электронная библиотека Кирилла и Мефодия. 2007.