Вода и ее значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Вода и её значение для растений, животных и человека. Бережное отношение к воде».

Цели урока: 

  • Познакомить с богатством природы – водой, со значением чистой воды для жизни всего живого на Земле.
  • Рассмотреть причины загрязнения водоёмов.
  • Учить бережно относиться к воде и экономить её.

Оборудование: глобус, ПК для просмотра презентации, изображение капельки, плакаты.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Звучит песня Ю. Антонова «Море»).

(Выходят дети, читают стихи).

– Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем, мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

II. Знакомство с темой.

– О чём мы сегодня будем говорить?

Отгадайте, кто пришёл к нам в гости:

В морях и реках обитает
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Капелька)

К нам пришла капелька Капитошка. Она хочет нам много рассказать об уникальном веществе – о воде. Нам тоже предлагает превратиться в капелек.

Капитошка предлагает отгадать как называют воду.

рис.1

Как вы думаете почему её так называют?

(Царь – государь, властитель. Так говорят о том, кто является первым, лучшим).

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о воде, о её значении, о бережном отношении.

– Давайте посмотрим одну историю, которая произошла из-за одного мальчика. Посмотрите и скажите кому нужна вода!

– Старший брат открыл тетрадь:
«Как мне лучше написать,
Для чего нужна вола?»
Младший молвил: «Ерунда!
Ведь её не вкусно пить,
Без воды легко прожить».
Вот встаёт наш Саша рано,
Не течёт вода из крана.
Саше глазки не умыть,
Что же делать, как же быть?
Мама в кухне громко плачет:
«Невозможная задача –
Без воды сварить компот».
Недоволен серый кот:
«Не напиться молоком».
И ушёл, вильнув хвостом.
Без воды нельзя стирать,
И детей нельзя купать.
Как порядок наводить,
Даже пол нельзя помыть!
Загрустили в речке рыбы:
«Без воды вы плыть смогли бы?»
На поля не льётся дождь –
Засыхает в поле рожь.
Все деревья и цветы погибают без воды.
Без воды не будет снега,
Как же нам по снегу бегать?
И конькам нужна вода –
Без воды не будет льда.
Людям всем  вода нужна,
Потому она важна –
Есть и пить, расти, друзья,
Без неё никак нельзя!
Саша наш сказал тогда:
«Ой, прости меня, вода!
Знаю я теперь ответ –
Без воды нам жизни нет!»

Кому нужна вода?

Вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека.

Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.

Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.

– Как вы думаете много или мало воды на Земле?

Воды на Земле одновременно и много и мало.

Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого. А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны?

Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!  (диаграмма)

Но оказывается, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства.

А пресной воды существует мало. (диаграмма)

Многие государства мира  испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.

– Капелька  хочет нам ещё рассказать о своих проблемах. 

2 проблема. Загрязнения воды.

В водоёмы сливают отработанную и загрязнённую воду фабрики и заводы. Дожди смывают удобрения с полей. Попадают в них бытовые отходы. Иногда даже случается так, что обитатели водоёмов погибают.  

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Однажды ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:

  • 14 крупных железобетонных плит,
  • 16 больших труб,
  • 34 куска рельсов,
  • 9 мотков колючей проволоки,
  • 27 изогнутых железных листов,
  • 43 огнетушителя,
  • 18 пил,
  • 31 топор,
  • 112 санок,
  • 36 сковородок,
  • 108 котелков, чайников и кастрюль,
  • 27 утюгов,
  • 2486 разбитых бутылок,
  • 814 разбитых стеклянных банок,
  • 2214 консервных банок и много другого мусора.

Неслучайно с началом купального сезона в больницы обращается много людей с травмами, полученными при купании.

Выводы из этого сделайте самостоятельно!

Капитошка предлагает нам отдохнуть.

III. Физминутка. (Танец под песенку «Виноватая тучка»)

IV. Продолжение темы.

3 проблема. Мы порой тратим воду напрасно.

Послушайте стихотворение Б. Заходера. О чём оно?

Течёт река издалека…
Течёт река… Течёт река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
Течёт река… Течёт река…
Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.
Была. Вот именно – была.
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаём…
Река становится ручьём!
Уже и лодки на мели…
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

О чём это стихотворение?

Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.

– У нас в гостях ещё Мойдодыр. Как вы думаете, о чём он нас предупреждает? 

V. Домашнее задание.

Нарисуйте плакат-памятку об охране воды.

VI. Закрепление пройденного на уроке.

Капитошка хочет проверить как поняли то, о чём она хотела вам рассказать.

Работа по карточкам. (Дополнительное задание – кроссворд по теме «Вода»).

Вставь пропущенные слова.

Всему живому ______________________________ вода.

Пресной воды на Земле _________________________________.

Необходимо ___________________________ расходовать воду.

Краны в доме должны быть ________________________________.

Нельзя _________________________ водоёмы.

рис.2

Капельке понравились учащиеся, которые готовились к уроку, отметки после того, как проверим карточки.

VII. Подведение итогов.

– Мы сегодня говорили о том, что вода – это важнейшее условие существования  жизни растений, животных и человека. А ещё вода – это красота!

Чистая вода – это богатство, которое ничем не заменишь. Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звёзд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в журчании ручья, в мерных всплесках моря, в штормовом гуле океана и в шуме дождя чудится музыка планеты.

Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё.
Потому, что на планете
Всё твоё и всё моё.
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.

Закончим урок песней «Живи, родник!».