Идея о разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост, была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом. Автор призывал в качестве наиболее приемлемого и эффективного метода в работе с детьми выбрать арт-терапию. По его мнению, использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога.
Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобразительного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях. В этом контексте арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
Арт-терапия имеет широкие возможности в работе с дошкольниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции. Поэтому на протяжении нескольких лет на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес» проводятся занятия с использованием методики рисования пальцами (описанной Рут Ф. Шоу в 1932 г.).
Изначально курс арт-терапии прошли педагоги ДОУ для мобилизации творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции. Воспитатели на практике убедились, что каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важен сам процесс творчества и особенности внутреннего мира человека.
Рисунок 1
«Пальчиковая живопись» способствует развитию детской фантазии и тонкой моторики рук, дает наиболее сильное восприятие цвета (это тот случай, когда цвет можно «потрогать» руками), такой процесс рисования обостряет ощущения и стимулирует действия. Рисование пальцами дает огромный опыт и развивает ребенка, так как ничем не ограничивает его в выражении своего настроения и эмоций.
Все начинается с момента, когда маленький художник с наслаждением хаотично марает стол кашей, овощным пюре, краской. Малыш исследует материал, изучает его возможности. И этот процесс приносит ему массу положительных эмоций. Ребенка радует возможность создавать что-то материальное, открытое для всех окружающих по мановению собственной, еще не совсем послушной руки.
Очень удобно переносить занятия в бассейн. На первых порах дети особенно любят рисовать на себе. Как правило, это происходит не намеренно, но «Боди-арт» очень увлекает малышей. Стадия марания продолжительна и неоднородна. Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.
Рисунок 2
Ребенок, манипулируя с краской самостоятельно или подражая действиям взрослого, учится разглядывать свои каракули, рисовать линии, создавать повторяющиеся каракули и, наконец, целенаправленно создавать изображения. Детям показывают, как вывести из лужицы ручеек, как соединить между собой две разноцветные кляксы, как сделать мизинчиком следы маленького зайчика или как изобразить большой след медведя кулаком.
В результате "художественных" упражнений пальчики хорошо тренируются, дети получают богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию речи и мышления.
Начинается новый творческий этап – стадия примитивных изображений. Случайно получившееся изображение привлекает внимание ребенка, он замечает, что каракуля похожа на образ чего-то или кого-то, например, на любимую игрушку. Когда ребенок способен угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их – это означает готовность перехода к образно-сюжетному рисованию.
Вся работа строится на следующих принципах:
- от простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его типологических особенностей и уровня актуального развития;
- связь обучения с жизнью: дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.
Благодаря проведенным занятиям с использованием различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в творческой деятельности. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву, но в целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Рисунок 3
Литература:
- Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
- Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Карвосарского СПб., 1999.
- Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.