Цели урока:
- Развивать орфографическую зоркость.
- Ознакомить с различными способами образования сложных слов.
- Воспитывать аккуратность и внимательность письма.
- Повторить и закрепить работу над словами с безударными гласными в корне слова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
Какую букву будем писать сегодня?
Часовщик, прищурив глаз, (1 кадр – см. Приложение 1)
Чинит часики для нас.
- Чч Ч чч. Запишите, продолжив закономерность.
- Прочитайте пословицу, объясните её значение.
Деревья смотри в плодах, а человека в делах. (2 кадр)
– Спишите пословицу, подчеркните орфограммы.
Какое слово отвечает на вопрос кто? Почему?
– Выпишите слово человек. (3 кадр)
– Коллективный разбор слова по составу.
– А как вы думаете, сколько корней в слове человек?
– Раньше в этом слове было два корня чело и век, а сейчас это слово имеет один корень.
– Сегодня на уроке мы познакомимся со сложными словами и со способами их образования.
3. Словарно-орфографическая минутка.
Составьте из букв слово.
а с о л е т м самолёт (4, 5, 6 кадров показ на экране)
– Запишите слово.
– Объясните лексическое значение.
– Самолёт – летательный аппарат.
з э о в е о л к р т электровоз (7, 8, 9 кадры)
– Запишите слово.
– Объясните лексическое значение.
– Электровоз – локомотив работающий от электричества.
– Сколько корней в словах? (по два корня)
– Выделите корни в этих словах.
– Объявление темы урока. (10 к.)
– Цели урока. (11–16 кадры)
Продолжаем работать над темой.
4. Физкультминутка.
Шмель тяжёлый, полосатый,
Целый день летал по саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
5. Продолжение работы над темой.
– Внимание на экран. (На экране 17–21 кадры.)
Лес, степь – лесостепь
Лес, тундра – лесотундра
Птица, ферма – птицеферма
– Так какая буква соединяет эти слова?
– Соединяют эти слова буквы о и е.
– Сколько корней в этих словах?
– По два корня.
6. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на странице 92.
– Прочитайте тему.
– Нам задан вопрос.
– Как образуются слова?
– Ответы детей.
– Прочитаем правило стр.92.
- Коллективная работа над упражнением 171.
Лес, парк – лесопарк, птица, ферма – птицеферма, корень, плод – корнеплод.
– Пишем в тетрадях и подчёркиваем соединительные буквы и выделяем корни.
- Комментированное письмо Упражнение 172. (27 кадр)
– Рыболов, снегопад, ледокол, водопад, зверолов, сталевар, пылесос.
– При помощи, каких гласных букв соединяются основы слов при образовании сложных слов.
7. Физкультминутка.
– Мы подуем высоко.
– Мы подуем низко.
– Мы подуем далеко.
– Мы подуем низко. (Дети приподнимаются, приседают, вытягиваются вперёд, дуют.)
– Упражнения для глаз.
8. Закрепление изученного.
- Сказка «Два брата».
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
А. С. Пушкин.
– В русском языке есть слова, которые с течением времени не употребляются так часто. Им на смену приходят другие. Такие слова называются устаревшими.
– Посмотрите на слова Волгоград, градостроитель.
– Как образовались эти слова?
- Выборочное письмо Упражнение 174.
– Выпишите сложные слова с соединительной буквой е.
– Подчеркните буквы мягких согласных перед соединительной буквой.
9. Итог урока.
– Что интересного вы сегодня узнали?
– Над какой темой работали?
10. Домашнее задание. Упражнение 173. Выучить правило. Повторить словарные слова.
11. Самостоятельная работа.
– Вставьте пропущенные буквы, выделите корни слов.
Снег..ход, лес..воз, скор..ход, звезд..пад, пеш..ход, перв..проходец. (27 кадр)
12. Работа по карточкам.