Образование сложных слов (по программе Л.В. Занкова, 3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: 

  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Ознакомить с различными способами образования сложных слов.
  • Воспитывать аккуратность и внимательность письма.
  • Повторить и закрепить работу над словами с безударными гласными в корне слова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

Какую букву будем писать сегодня?                                           

Часовщик, прищурив глаз, (1 кадр – см. Приложение 1)
Чинит часики для нас.

  • Чч  Ч  чч. Запишите, продолжив закономерность.
  • Прочитайте пословицу, объясните её значение.

Деревья смотри в плодах, а человека в делах. (2 кадр)

– Спишите пословицу, подчеркните орфограммы.

Какое слово отвечает на вопрос  кто?   Почему?

– Выпишите слово человек. (3 кадр)

– Коллективный разбор слова по составу.

– А как вы думаете, сколько корней в слове человек?

– Раньше в этом слове было два корня  чело и  век, а сейчас это слово имеет один корень.

– Сегодня на уроке мы познакомимся со сложными словами и со способами их образования.

3. Словарно-орфографическая минутка.

Составьте из букв слово.

а  с  о л е т м                   самолёт  (4, 5, 6  кадров показ на экране)

– Запишите слово.

– Объясните  лексическое значение.

– Самолёт – летательный аппарат.

з э о в е о л к р т      электровоз  (7, 8, 9 кадры)

– Запишите слово.

– Объясните лексическое значение.

– Электровоз – локомотив  работающий от электричества.

– Сколько корней в словах? (по два корня)

– Выделите корни в этих словах.

– Объявление темы урока. (10 к.)

– Цели урока. (11–16 кадры)

Продолжаем работать над темой.

4. Физкультминутка.

Шмель тяжёлый, полосатый,
Целый день летал по саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.

5. Продолжение работы над темой.

– Внимание на экран. (На экране 17–21 кадры.)

Лес, степь – лесостепь

Лес, тундра – лесотундра

Птица, ферма – птицеферма

– Так какая буква соединяет эти слова?

– Соединяют эти слова буквы о  и  е.

– Сколько корней в этих словах?

– По два корня.

6. Работа по учебнику.

– Откройте учебник на странице 92.

– Прочитайте тему.

– Нам задан вопрос.

– Как образуются слова?

– Ответы детей.

– Прочитаем правило стр.92.                                                             

  • Коллективная работа над упражнением 171.

Лес, парк – лесопарк, птица, ферма – птицеферма, корень, плод – корнеплод.

– Пишем в тетрадях и подчёркиваем  соединительные буквы и выделяем корни.

  • Комментированное письмо Упражнение 172. (27 кадр)

– Рыболов, снегопад, ледокол, водопад, зверолов, сталевар, пылесос.

– При помощи, каких гласных букв соединяются основы слов при образовании сложных слов.

7. Физкультминутка.

– Мы подуем высоко.
– Мы подуем низко.
– Мы подуем далеко.
– Мы подуем низко. (Дети приподнимаются, приседают, вытягиваются вперёд, дуют.)

– Упражнения  для глаз.

 8. Закрепление изученного.

  • Сказка «Два брата».

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво.
А. С. Пушкин.

– В русском  языке есть слова, которые с течением времени не употребляются так часто. Им на смену приходят другие. Такие слова называются устаревшими.

– Посмотрите на слова Волгоград, градостроитель.

– Как образовались эти слова?

  • Выборочное письмо Упражнение 174.

– Выпишите сложные слова с соединительной буквой е.

– Подчеркните буквы мягких согласных перед соединительной буквой.

  9. Итог урока.

– Что интересного вы сегодня узнали?

– Над какой темой работали?

10. Домашнее  задание. Упражнение 173. Выучить правило. Повторить словарные слова.

11. Самостоятельная работа.

– Вставьте  пропущенные буквы, выделите корни слов.

Снег..ход, лес..воз, скор..ход, звезд..пад, пеш..ход, перв..проходец. (27 кадр)

12. Работа по карточкам.