Цели:
- Формировать и закреплять вычислительные навыки устного счёта;
- Закрепить умение решать задачи в одно – два действия;
- Воспитывать умение делать самостоятельный выбор, анализируя свои знания и силы.
Оборудование: счётный материал, правила мореплавателей, сигнальные обозначения, музыкальное сопровождение для физкультминуток.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, на дворе весна. Светит солнце. Стало тепло. Вскрылись реки. Речное и морское пароходство спустило на реку свои корабли, и я вас сегодня приглашаю в путешествие по математике на корабле. Матросы-люди дисциплинированные и любят порядок. Сегодня вы матросы, а я капитан. Чтобы наше путешествие было удачным, чтобы наш корабль не дал течь необходимо на морском судне соблюдать следующие правила:
- быть внимательным;
- чётко выполнять команды капитана;
- не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
- и регулярно выполнять физминутки.
– Все путешественники ведут дневники, в которых записывают самое важное о своей работе. А у нас с вами дневниками будут рабочие тетради.
– Первой записью в тетрадях, будет день отъезда от берегов родной земли. Запишите в тетрадях сегодняшнее число.
– Прежде, чем отправиться в плавание, мы должны сказать волшебные слова. Повторяйте их за мной:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток,
Канаты-паутинки,
А парус- лепесток.
2. Основная часть
а) – Ребята, я знаю, что на нашем корабле есть мышки, а сейчас они спрятались. Я беспокоюсь, как бы в пути они не наделали нам пробоин. Давайте их найдём.
– Если вы правильно ответите на мои вопросы и назовёте числа, то мышки появятся на палубе.
Вопросы:
- Пару мышек обозначим, какой цифрой?
- Что больше 9 или 10?
- Назовите число, которое больше чем 5 на 3?
- Назовите число, которое при счёте идёт перед числом 6?
- Назовите число, которое на 2 меньше чем 9?
- В каком числе 2 дес. и 0 ед.?
- Увеличьте число 7 на 10?
- 10 – это сколько десятков?
– МОЛОДЦЫ! Вот мы и построили наших мышат.
Вы, мышата, не шуршите,
И кораблик не грызите.
Шутки в сторону, друзья,
Будьте вы теперь, как я.
– Мышата помогли нам поработать над числовым рядом, может быть оставим их матросами на палубе?
б) – Море спокойное. Мелких мест нет. Можно размяться.
– Давайте проведём математическую разминку, а я посмотрю, кто из моих матросов силён в математике.
Задачи в стихах
Задача 1.
Сидят рыбаки
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал 3-х окуней.
Рыбак Евсей –
Четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
Задача 2
Саша с колей рыб удили
9 рыбок наловили.
Кот к их рыбкам подобрался
Трёх схватил, да и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей
Сколько осталось рыб у друзей.
в) – Ребята, что-то после этих стихов у капитана желудок подвело. Давайте-ка уху приготовим. Но чтобы уху сварить, надо рыбку наловить. Вон ее, сколько у нас за бортом. Команда у нас большая, рыбы надо много, поэтому ловить будем сетями. Вот каждый из вас сейчас должен будет решить, какую сеть он потянет.
– Если вы хотите за умение ставить сети получить “5”, то должны решить 1-ю задачу; если “4”, то 2-ю задачу.
(Задачи одинаковые, только вопросы разные.)
С.-4р. С.-4р. В.–? на 2 меньше
1) 4 + 2 = 6(р.)В.–? на 2 меньше
1) 4 + 2 = 6(р.)
2) 4 + 6 = 10(р.)Ответ: 6 рыб Ответ: 10 рыб
– Запишите решение задачи в тетради.
– Пока сети рыбой наполняются, давайте отдохнём.
– Сети хорошо поставили, а сейчас надо выловить каждую рыбку, чтоб не выскользнула из рук, да не уплыла. А рыбки не простые, а математические. Чтоб уху из них сварить, надо примеры на них решить. Давайте проверим, кто у нас “Лучший рыбак”.
Решение примеров:
18 – 8 =
10 + 4 =
5 + 3 =
8 – 4 =10 – 7 =
2 + 7 =
3 + 3 =
9 – 5 =16 – 6 =
– Молодцы! Хорошие рыбаки.
г) – А наш кораблик уже далеко в море. Мы отплыли от берегов родной земли, вокруг только вода.
– Но что это с нашим кораблём. Он начинает тонуть. Пока мы рыбачили, акула пробила дно нашего судна. А ну-ка, матросы, забейте пробоину. Для этого вы должны в примерах поставить знаки “ = ” или “ – ” и вставить пропущенные числа.
– Чтобы работа шла быстрее, одни выбирают для себя примеры, где надо вставить только знаки, а другие – числа и знаки.
Физкультминутка
д) Плыви, плыви кораблик
На запад, на восток
Канаты паутинки,
А парус лепесток.
– Вижу прямо по курсу остров.
– Что-то небо потемнело, что-то море зашумело. Что
за свист на корабле?
– Пираты!
– Они хотят нас потопить. Не дадут нам добраться
до берега.
– Приготовиться к бою! Взяли оружие. А им, вы
знаете, является быстрота, ум и смелость.
– Меткое попадание и отбили пирата.
(Состав чисел 9, 10, 8.)
е) Дети, оказывается, пираты охраняли не просто остров, а остров сокровищ. А сокровищами были монеты достоинством в 5копеек. Но раз мы пиратов одолели, то монеты стали оценками “ 5 ” и “ 4 ”.
– До берега мы будем добираться на лодках, и каждый из вас решит, в какую лодку он сядет. Если в жёлтую, то получит “4”, если в красную – то “5”.
– Приценитесь к заданию и в путь.
“5” – 16 – 6 – 4 = 6
“4” – 6 + 2 – 4 = 420 – 10 + 8 = 18
7 – 4 – 3 = 0
3. Итог урока
– Наш кораблик подплывает к берегу острова сокровищ. Мы удачно закончили наше путешествие. Благодаря нашей дружной работе, смекалке, острому математическому уму наш кораблик остался на плаву.
Славно дети потрудились,
Вижу, многого добились.
Знаю, будете вы рады,
Когда получите награду.
– Мы на острове сокровищ, самое время получать пятёрки!