1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Объектами краеведения являются природа население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 6–11 классов. Продолжительность курса составляет 128 часов. Реализация программы предусматривается в общеобразовательном учреждении.
Основными методами и формами организации изучения курса являются теоретические занятия, экскурсии, практические занятия по оформлению информационных стендов для краеведческого музея, созданию электронных презентаций и проектов. Практические занятия в свою очередь делятся на групповые и индивидуальные. На теоретических занятиях используются сочетания различных методов обучения: беседа, рассказ, обсуждение, демонстрация.
В процессе теоретического обучения учащиеся получают знания о природе окрестностей посёлка Хасан.
При практическом обучении учащиеся приобретают умения и навыки в работе с фотоаппаратурой, оргтехникой, компьютером.
Для всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Понятие «край» – условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. В данной программе используется местный материал – окрестности посёлка Хасан.
Природное окружение школы составляет конкретный ландшафт – конкретную территорию, однородную по происхождению и истории развития, обладающую единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом и единообразным сочетанием гидротермических условий, почв и биоценозов. Отсюда общая физико-географическая характеристика местности включает следующие разделы:
- Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые местности.
- Климатические условия.
- Гидрологические условия.
- Почвенный покров
- Растительность.
- Животный мир (см. Приложение 1).
Перечисленные разделы физико-географической характеристики составляют основные направления краеведческого изучения природы, а также изучаются местные природные достопримечательности, требующие особенного внимания краеведов, а именно Дальневосточный Морской заповедник.
Важнейший источник краеведческих знаний – непосредственное изучение природы и отдельных её достопримечательностей во время экскурсий. Главными целями экскурсий являются:
- Определение местоположения достопримечательностей природы и проведение наблюдений за ними;
- Наблюдение явлений и процессов природы – погодных явлений, водных объектов, растительного покрова, животного мира;
- Изучение состояния охраняемых объектов природы.
Во время проведения экскурсий предусмотренных школьной программой, необходимо оснащение специальными приборами, топографические работы на местности, довольно сложная методика сбора, фиксирования и обработки фактического материала. В краеведческих экскурсиях организуемых во внеурочное время можно ограничиться простейшими натуралистическими наблюдениями. Но и такие наблюдения должны быть предварительно продуманными (планомерными и последовательными); избирательными (круг наблюдаемых объектов строго отработан); целеустремлёнными (направленными на получение тех или иных сведений, знаний об объекте); сознательными (восприятие поступающей информации должно быть активным – фиксироваться, обдумываться).
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: знакомство с географическими особенностями «малой Родины» – поселком Хасан.
Исходя из этого, можно определить следующие задачи:
- Знакомство учащихся с объектами и явлениями территории посёлка Хасан
- Воспитание патриотического сознания уникальности родных мест
- Воспитание коммуникативных навыков и личностных качеств.
- Развитие творческих способностей
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.
Данная программа, предусматривает участие обучающихся в традиционных мероприятиях школы района, края.
В конце обучения учащиеся должны знать:
- о взаимосвязи геологического строения, рельефа и полезных ископаемых;
- о влиянии географического положения на климат территории;
- о влиянии климатических условий местности на гидрографию;
- о взаимосвязях живых организмов в экосистемах;
- способы тушения лесных пожаров;
- основные положения и законы об охране природы.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения;
- собирать информационный материал и систематизировать его;
- готовить и проводить лекции;
- готовить и проводить экскурсии в музее;
- изготавливать эскизы информационных стендов;
- создавать электронные презентации;
- работать с фото и оргтехникой, компьютером;
- соблюдать правила безопасности труда.
4. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ.
В организации и осуществлении данной программы необходимо непосредственное участие и взаимодействие учителя географии, владеющего современными технологиями и учащихся 6–11 классов с учителем биологии, руководителем экологического отряда «Лотос», сотрудниками Дальневосточного Морского заповедника (см. Приложение 2), представителями WWF и СМИ
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
|||
Теория |
Практика |
Общее количество |
|||
Индивид. |
Групповая |
||||
1 |
Введение |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
Рельеф и полезные ископаемые окрестностей посёлка Хасан |
2 |
10 |
6 |
18 |
3 |
Климатические условия Хасана |
2 |
10 |
6 |
18 |
4 |
Гидрологические условия Хасана |
2 |
12 |
8 |
22 |
5 |
Почвенный покров окрестностей посёлка |
2 |
2 |
- |
4 |
6 |
Растительность Хасана |
4 |
7 |
10 |
21 |
7 |
Животный мир Хасана |
4 |
8 |
10 |
22 |
8 |
Морской Дальневосточный государственный заповедник |
4 |
7 |
10 |
21 |
Итого |
22 |
56 |
50 |
128 |
6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
I. Введение (2 часа).
- выборы актива кружка;
- знакомство с планом работы кружка;
- вводный инструктаж, правила поведения в кабинете географии (инструкция № 63) и краеведческом музее.
II. Рельеф и полезные ископаемые окрестностей посёлка Хасан (18 часов).
- тектонические структуры территории посёлка Хасан;
- геологическое строение территории посёлка Хасан;
- рельеф местности посёлка Хасан;
- полезные ископаемые окрестностей Хасана;
- влияние рельефа на природу посёлка;
Практические занятия:
- Т.Б.; систематизация материала для электронной презентации «Моя малая Родина»;
- оформление текстового материала;
- оформление иллюстративного материала.
III. Климатические условия Хасана (18 часа).
- климатообразующие факторы окрестностей посёлка;
- характеристики климата посёлка Хасан;
- сезоны года: зима, весна;
- сезоны года: лето, осень;
- хозяйственная оценка климата посёлка Хасан;
- рекреационная оценка климата;
Практические занятия:
- Т.Б.; систематизация материала для электронной презентации «Моя малая Родина»;
- оформление текстового материала;
- оформление иллюстративного материала.
IV. Гидрологические условия Хасана (22 часов).
- внутренние воды территории посёлка;
- озеро Хасан;
- озеро «Лотос»;
- река Туманган;
- солёные озёра и протоки прибрежных территорий;
- болота Хасана
- хозяйственное использование внутренних вод территории посёлка Хасан;
Практические занятия:
- Т.Б. экскурсия на озеро «Хасан»;
- систематизация материала для электронной презентации «Моя малая Родина»;
- оформление текстового материала;
- оформление иллюстративного материала.
V. Почвенный покров окрестностей посёлка Хасан (4 часа).
- типы почв территории посёлка Хасан;
- оценка плодородия почв, степени хозяйственного освоения;
- охрана почв от эрозии, загрязнения промышленными и бытовыми отходами.
VI. Растительность Хасана (21 часа).
- растительные сообщества территории посёлка Хасан;
- реликтовые и эндемичные растения Хасана;
Практические занятия:
- Т.Б. экскурсия «Растения окрестностей посёлка Хасан»;
- систематизация материала для электронной презентации «Растительный мир посёлка Хасан»;
- оформление текстового материала;
- оформление иллюстративного материала.
VII. Животный мир Хасана (22 часов).
- общая характеристика животного мира окрестностей посёлка Хасан;
- реликтовые и эндемичные животные Хасана;
Практические занятия:
- Т.Б. экскурсия «Животные окрестностей посёлка Хасан»;
- систематизация материала для электронной презентации «Животный мир посёлка Хасан»;
- оформление текстового материала;
- оформление иллюстративного материала.
VIII. Морской Дальневосточный государственный заповедник (21 часов).
- характеристика акватории Морского заповедника;
- растительные организмы Морского заповедника;
- животный мир Морского заповедника;
Практические занятия:
- Т.Б. экскурсия в Морской заповедник;
- систематизация материала для электронной презентации «Морской Дальневосточный заповедник»;
- оформление текстового материала;
- оформление иллюстративного материала.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- А.В. Даринский «Краеведение». Москва «Просвещение», 1997 г.
- И.В. Семёнов «Работа учителя географии по охране природы». Москва «Просвещение», 1987
- Н.А. Максимов «Работа по географии в летнем лагере». Москва «Просвещение», 1995 г.
- А.Ю. Ярошенко «Как вырастить лес». Гринпис России, Всемирная лесная вахта, 2003 г.
- И.А. Губанов «Определитель высших растений». Москва «Просвещение», 1991 г.
- Ю.Н. Казаков «Международное ориентированное развитие Хасанского природно-рекреационного комплекса» Москва, 2001 г.
- «Природные ресурсы юга Хасанского района Приморья». Владивосток, 2004 г.
- Н.П. Фадеева «Полевой определитель беспозвоночных животных Залива Петра Великого Японского моря». Владивосток, 2002 г.
- В.И. Преловский «Оценка рекреационной пригодности и живописности лесных ландшафтов юга Дальнего Востока». Владивосток «Дальнаука», 1995 г.
- Т.И. Нечаева «Школьный определитель растений Приморского края». Владивосток, 2000 г.
- В.К. Арсеньев «По Уссурийскому краю». Владивосток «Дальневосточное книжное издательство», 1986 г.
- Н.К. Христофорова «Экологические проблемы региона Дальний Восток – Приморье». Владивосток – Биробиджан, 2005 г.
- П.Ф. Бровко «Залив Петра Великого». Владивосток «Издательство Дальневосточного Университета», 2003 г.