Использование современных информационно-коммуникационных средств в организации информационной среды гимназии

Разделы: Администрирование школы


Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Содержание сегодняшнего школьного образования устарело и перегружено. Сегодня наиболее важным и значимым товаром становится информация и именно школа имеет уникальную возможность использования значительного объема информации всеми участниками образовательного процесса.

Информатизация школы является велением времени, и вопрос об использовании компьютера в школе уже решен положительно. Появились такие новые понятия, как информационная культура, компьютерная грамотность и компетентность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) и др.

Уже всем понятно, что процесс информатизации направлен на повышение качества образования, удовлетворяющего потребностям развития общества.

Для гимназии процесс информатизации – это изменение содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества, подготовка учащихся к умениям успешно и самостоятельно строить свою жизнь в быстро развивающемся обществе, это поиск новых способов жизни.

“Программа информатизации гимназии” определяет основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и совершенствованию управленческой деятельности гимназии.

Основная цель “Программы информатизации”: создание условий для систематического использования новейших технологий и информационных ресурсов во всех сферах деятельности гимназии.

В рамках Программы решаются задачи:

  1. Формирование ИКТ-компетенций педагогов и учащихся через систематическое использование новейших технологий и информационных ресурсов в учебной и внеурочной деятельности.
  2. Активизация познавательной деятельности школьников в ходе учебного процесса.
  3. Обеспечение условий для формирования информационной культуры гимназистов.
  4. Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
  5. Автоматизация управленческой и организационно-распорядительной деятельности гимназии.

Компьютерное оборудование гимназии позволяет использовать современные технологии, накоплен определенный опыт обучения этим технологиям, применение их в преподавании различных предметов, школьном делопроизводстве. Гимназия имеет доступ в сеть Интернет, что дает возможность частично использовать телекоммуникации в учебном процессе, и применять международные информационные ресурсы. В школе формируется определенный круг учителей, являющихся носителями компьютерных образовательных технологий, они готовы участвовать в телекоммуникационных проектах, олимпиадах.

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет управлять учебно-воспитательным процессом не только через сбор и анализ информации об УВП, но и на содержательном уровне через их внедрение в сам учебный процесс. В гимназии это

  • обучение информатике и ИКТ;
  • использование ИКТ в преподавании других предметов (математике, физике, химии, иностранным языкам, МХК, изобразительному искусству, и т.д.);
  • использование ИКТ в проектной и исследовательской деятельности, являющиеся очень важной составляющей УВП в гимназии.

Систематически проводятся уроки с использованием ИКТ по многим предметным областям; наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу через психологический мониторинг, новые методы обучения и интеллектуального развития; растёт число учителей-предметников, обладающих знаниями в этой области.

Библиотека - информационный центр образовательной среды гимназии, где оборудованы места для самостоятельной работы учащихся и учителей на компьютере (это четыре рабочих станции). Каждая рабочая станция имеет встроенное устройство чтения CD и DVD, позволяющее использовать компакт-диски. С компьютера можно выполнять распечатку интересующей информации на лазерном принтере (для текста и черно-белых иллюстраций) или на цветном струйном принтере (для графики и цветных иллюстраций). <Рисунок 1>

Сканер, подключенный к персональному компьютеру, позволяет вводить дополнительную текстовую или графическую информацию и использовать ее в процессе подготовки к учебным занятиям или при создании докладов и рефератов.<Рисунок 2>

С помощью компьютеров проводится работа над совместными проектами, как между учащимися, так и между учащимися и педагогами.

Мультимедийные технологии все шире и шире используются в проектной деятельности гимназистов. Уроки учителей с использованием новых технологий и мультимедийные проекты учащихся уже становятся частью образовательной среды гимназии. Работая над проектами, учащиеся познают все тонкости мультимедийных технологий, учатся работать со сложной аппаратурой и через проектную деятельность познают окружающий их мир.

Важное место занимает копировально-множительная техника. В гимназии приобретен ризограф, который обеспечивает тиражирование “бумажной” информации: размножение в достаточном количестве экземпляров разнообразных индивидуальных, групповых и коллективных творческих работ учащихся, подобранного учителем документального, раздаточного, тестового материала к урокам и внеурочной деятельности. Кроме того, использование ризографа позволяет развивать издательскую деятельность гимназии, поддерживать создание учащимися гимназического журнала “Подснежник” и газеты “К успеху”.

Учитывая постановление правительства “Об изучении иностранных языков” наша гимназия вплотную подошла к вопросу создания ресурсного центра английского языка. На кафедре английского языка создана библиотека, в которую входит художественная и методическая литература на английском языке, художественные альбомы для проведения уроков по основам искусствоведения и мировой художественной культуры на английском языке, уроков литературы Англии и Америки. <Рисунок 4>

На кафедре собраны также аудио- и видеокассеты, используемые в учебном процессе. Кабинеты английского языка оснащены компьютерной техникой, проектором, телевизорами, аудио-видео магнитофонами.<Рисунок 5>, <Рисунок 6> В настоящее время ведутся работы по подключению гимназии в локальную сеть с выходом в Интернет. Центр работает не только для учителей нашей гимназии, но и оказывает методическую помощь учителям и из других школ, приглашает их на семинары, практикумы, конференции. Организует видеоконференции с педагогами и учащимися Австралии. Также, Ресурсный центр активно работает непосредственно с самими учениками: здесь периодически проводятся семинары для старшеклассников, телемосты.

Средствами развития информационной культуры всех участников образовательного процесса могут стать возможность получения дополнительного образования, формирование системы дистанционного обучения, реализующие концепцию “образование через всю жизнь”. Поэтому, конечно же, основная роль гимназии в формировании информационного пространства это – формирование информационной культуры участников образовательного процесса на основе внедрения и использования современных технических средств и информационных технологий.

Рисунок 3