В ряду проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении учащихся становится одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в осуществлении контроля за своими эмоциональными проявлениями, их реакции отличаются несдержанностью, непосредственностью. Эта особенность благоприятствует отражению отрицательных эмоций и снижает возможность невротизации личности, с одной стороны, а с другой – подобное неумение контролировать свои эмоциональные проявления затрудняет адаптацию ребенка в социуме. Помимо особенностей аффективно- эмоционального и волевого компонентов, в структуре личности умственно отсталого ребенка отмечается недоразвитие потребностно - мотивационной сферы. Для умственно отсталого ребенка на первый план выступают его личные потребности, причем он не оценивает их социальную значимость. Таким образом, мотивация деятельности носит эгоцентрический, а не общественно значимый характер…
Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни.
Задачи музыкального воспитания:
- формировать знания о музыке;
- корригировать отклонения интеллектуального развития;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать речевую активность;
- развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;
- развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.
В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.
Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника.
Принцип коррекционной направленности – исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путем использования специальных методических приемов. В результате одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают. Различные виды коррекции могут проводиться одновременно и на едином материале.
Принцип воспитывающей направленности – осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий. Развитие учащихся происходит под влиянием внешних воздействий, из которых ведущим является воспитание с применением коррекционных средств.
Принцип оптимистической перспективы – использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность. Условиями его эффективности являются:
- раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащихся;
- постоянное фиксирование внимания воспитанников на их реальных успехах, достижениях;
- использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.
Принцип художественности: в музыкальном обучении используются следующие виды наглядности – звуковая, зрительная, комбинированная.
Методы музыкального обучения
Использование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компакт-диски).
Зрительная наглядность – это картины, рисунки, видеозаписи, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т.д. Применяется для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетается со звуковой наглядностью, помогает слуховому восприятию.
Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.
Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. Использование на уроках музыки такого словесного метода как беседа, т.е. вопросно-ответного метода, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся, стимулирует их речевую активность.
Практические методы. Восприятие музыки ребенком гораздо полнее, если опирается на практические действия. Некоторые движения – хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цоканье языком и др. используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.
В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые заметно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.
Игра у умственно отсталого ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире (применяются различные дидактические игры, пособия, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игра на музыкальном инструменте).
Метод убеждения средствами музыки. В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности; эмоциональная сфера – разнообразными оттенками переживаний. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, отношения учащихся к образовательному процессу.
Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно-развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся к музыкальной деятельности, степенью их активности, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств.
На уроках музыки используются различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:
- хоровое и сольное пение;
- игра на музыкальных инструментах;
- слушание музыки;
- музыкально-ритмические движения;
- инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера;
- рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;
- творческие индивидуальные задания – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений;
- разгадывание кроссвордов, ребусов;
- музыкальные викторины, конкурсы;
- коммуникативные игры.
На уроках используются: ТСО, наглядные пособия, карточки-схемы, дидактические игры, коррекционные игры, подвижные игры, танцевально-ритмические упражнения, музыкальные инструменты для совместного элементарного музицирования.
Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых – стимулирующая, тонизирующая, бодрящая.
Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в ее эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи.
Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:
- наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);
- зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
- совместные действия ребенка с взрослым;
- подражание действиям взрослого;
- жестовая инструкция;
- собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
Эстетическое воспитание обеспечивает гармоничность развития личности ребенка. Оно позволяет ему переосмыслить значение мира вещей в жизни человека, показать его вторичность по отношению к духовным и нравственным ценностям. Стимулируя эмоциональное переживание ребенка, развивая его художественную эмпатию. Искусство способствует воспитанию человечности, формирует способность принять и понять другого человека, ощутив красоту его чувств и эмоциональных переживаний.
Школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для развития творческих способностей, что способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру. Богатство и красота окружающего мира постепенно открывается ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту окружающего мира.
Школьник должен научиться видеть красоту во всем: в одежде, предметах быта, праздничного оформления зала, красках и явлениях постоянно меняющейся природы, звуках музыки, теплоте объятия и человеческой поддержки.
Приобщение детей к искусству начинается со знакомства их с народным декоративно-прикладным творчеством, фольклором и классикой.
В процессе занятий по эстетическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта у них развиваются и корригируются сенсорные, моторные и речевые и мыслительные способности. При этом благодаря этой деятельности, у детей складываются полимодальные образы, которые лежат в основе художественного воспитания.
Разнообразные виды занятий развивают и корригируют воображение, память, внимание. У детей формируются индивидуальные творческие способности, которые педагог должен заметить как можно раньше и уделить им пристальное внимание. Школьник с нарушением интеллекта нуждается в эстетическом воспитании, более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого он способен чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Позитивная обстановка и образность выразительных средств на занятиях эстетического цикла позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений.
Таким образом, эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.
Используемая литература:
- Грошенков И.А. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 1994.
- Долгих Л.Ю. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. – Иркутск, 2006.
- Евтушенко И.В. / Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – сирот. – М., 2003.
- Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. М., 1973.
- Миловская С.М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектлогия. – 1980. – №4.
- Орехова Г.А. Использованпие средств искусства для коррекции нарушений личностного развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика. – 2004. – №2.
- Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. – М., 1972.
К работе прилагается презентация.