Примитив в творчестве художника Николая Аслановича Пиросманашвили

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • Познакомить учащихся с творчеством художника Н.А.Пиросманашвили.
  • Развивать интерес к истории изобразительного искусства, творческую активность и мышление.
  • Воспитывать любовь к России и ее национальному искусству.

Оборудование для учителя: Репродукции картин Н.А.Пиросманашвили.

Оборудование для учащихся: Альбом, гуашевые краски, карандаши, баночки под воду.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

№ п/п Наименование Время/ мин. работа
учащихся учителя
1. Изучение нового материала. 15-20 прослушивание Объяснение нового материала
2. Практическая работа. 10-15 Выполнение работ Текущий инструктаж
3. Завершение урока, объявление домашнего задания. 5 Уборка рабочего места Проверка работ учащихся

Конспект к п.1: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами изучаем новую тему: "Примитив в творчестве художника Николая Аслановича Пиросманашвили".

- А что же такое "примитив"?

" Примитивизм ( с лат. - течение в современном искусстве, возникшее в нач. XX в. часто применяется и по отношению к называемому наивному искусству, т.е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - н.XX вв.) Одним из таких художников был и Николай Асланович Пиросманашвили (1866 - 1918 г.г.). Н.А.Пиросманашвили родился в семье крестьянина, в селе Шулавери. Рано осиротев, будущий художник был отдан на воспитание в семью зажиточных тифлиских армян Калантаровых. Став взрослым и оставив приютивших его дом, он попробовал вписаться в окружавшую его действительность: попытался основать вместе с компаньоном мастерскую по изготовлению вывесок, поработал несколько лет конструктором на железной дороге, побывал лавочником. Однако все попытки преуспеть на ниве практической деятельности оказались безуспешными. Пиросманашвили было уготовано более высокое и более сложное поприще.

В к. XIX в. он становится живописцем тифлисских духалов (а также трактиров, винных и пивных погребов, лавочек, булочных, столовых), создававшим вывески, картины маслом и не дошедшие до нашего времени настенные росписи и витражи. Работал художник по преимуществу в бедных кварталах левобережья Куры и очень скоро нашел свою манеру и единственный в своем роде материал живописи - высококачественную черную клеенку, которая вырабатывалась для технических нужд. Основные темы художника - человек и природа, а также течение деревенской, крестьянской жизни, погруженной в природу. Изображения передают внешний облик и повадку зверя, но главное в них - не точное внешнее подобие, а воплощение одушевляющего натуру начала; подобно всем образам художника, они живут в картине как будто не отраженной, а собственной жизнью, которых он именовал "друзьями", передавал в их образах чувства сострадания, нежности, восхищения, страха, а порой глубокого драматизма. Таковы его "пасхальные барашки" - символы жертвы Христа, нередко потрясающие зрителя своей человечностью и трагизмом. Поразительны также поистине пламенные львы, "желтый" - с янтарными глазами, "светло горящий", на иссиня-черном с зелено-желтыми листьями фоне; яростный но по детски сказочный и не страшный (просмотр репродукций). Хотя Пиросманашвили в природе, это резко конкретный ландшафт - чаще - природа вообще, универсум, обозначенный немногими деталями: полосой земли, высоким небом, деревьями, их стволами или пнями, струями воды и стеблями трав. Кажется что мощные стволы деревьев струятся из земли, травы колышутся, движутся, изгибаясь, складки холмов, льются потоки воды (просмотр репродукций).

Конспект к п.2: Выполнение практической работы. Сюжет по выбору учащихся.

Конспект к п.3: Итак, мы завершили работу, учитель проводит показ лучших работ учащихся (комментарии).

Опрос: - Что такое "примитивизм"?

- С творчеством какого художника мы с вами познакомились?

- Что изображал на своих полотнах художник?

Объявление домашнего задания: Подбор репродукций примитивного направления.

Перечень репродукций Н.А.Пиросманашвили :

  1. "Медведь в лунную ночь";
  2. "Олень";
  3. "Кутеж трех князей";
  4. "Ортачальская красотка";
  5. "Ослиный мост";
  6. "Кахетинский эпос"