Цель:
- Познакомить учащихся с творчеством художника Н.А.Пиросманашвили.
- Развивать интерес к истории изобразительного искусства, творческую активность и мышление.
- Воспитывать любовь к России и ее национальному искусству.
Оборудование для учителя: Репродукции картин Н.А.Пиросманашвили.
Оборудование для учащихся: Альбом, гуашевые краски, карандаши, баночки под воду.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
№ п/п | Наименование | Время/ мин. | работа | |
учащихся | учителя | |||
1. | Изучение нового материала. | 15-20 | прослушивание | Объяснение нового материала |
2. | Практическая работа. | 10-15 | Выполнение работ | Текущий инструктаж |
3. | Завершение урока, объявление домашнего задания. | 5 | Уборка рабочего места | Проверка работ учащихся |
Конспект к п.1: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами изучаем новую тему: "Примитив в творчестве художника Николая Аслановича Пиросманашвили".
- А что же такое "примитив"?
" Примитивизм ( с лат. - течение в современном искусстве, возникшее в нач. XX в. часто применяется и по отношению к называемому наивному искусству, т.е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - н.XX вв.) Одним из таких художников был и Николай Асланович Пиросманашвили (1866 - 1918 г.г.). Н.А.Пиросманашвили родился в семье крестьянина, в селе Шулавери. Рано осиротев, будущий художник был отдан на воспитание в семью зажиточных тифлиских армян Калантаровых. Став взрослым и оставив приютивших его дом, он попробовал вписаться в окружавшую его действительность: попытался основать вместе с компаньоном мастерскую по изготовлению вывесок, поработал несколько лет конструктором на железной дороге, побывал лавочником. Однако все попытки преуспеть на ниве практической деятельности оказались безуспешными. Пиросманашвили было уготовано более высокое и более сложное поприще.
В к. XIX в. он становится живописцем тифлисских духалов (а также трактиров, винных и пивных погребов, лавочек, булочных, столовых), создававшим вывески, картины маслом и не дошедшие до нашего времени настенные росписи и витражи. Работал художник по преимуществу в бедных кварталах левобережья Куры и очень скоро нашел свою манеру и единственный в своем роде материал живописи - высококачественную черную клеенку, которая вырабатывалась для технических нужд. Основные темы художника - человек и природа, а также течение деревенской, крестьянской жизни, погруженной в природу. Изображения передают внешний облик и повадку зверя, но главное в них - не точное внешнее подобие, а воплощение одушевляющего натуру начала; подобно всем образам художника, они живут в картине как будто не отраженной, а собственной жизнью, которых он именовал "друзьями", передавал в их образах чувства сострадания, нежности, восхищения, страха, а порой глубокого драматизма. Таковы его "пасхальные барашки" - символы жертвы Христа, нередко потрясающие зрителя своей человечностью и трагизмом. Поразительны также поистине пламенные львы, "желтый" - с янтарными глазами, "светло горящий", на иссиня-черном с зелено-желтыми листьями фоне; яростный но по детски сказочный и не страшный (просмотр репродукций). Хотя Пиросманашвили в природе, это резко конкретный ландшафт - чаще - природа вообще, универсум, обозначенный немногими деталями: полосой земли, высоким небом, деревьями, их стволами или пнями, струями воды и стеблями трав. Кажется что мощные стволы деревьев струятся из земли, травы колышутся, движутся, изгибаясь, складки холмов, льются потоки воды (просмотр репродукций).
Конспект к п.2: Выполнение практической работы. Сюжет по выбору учащихся.
Конспект к п.3: Итак, мы завершили работу, учитель проводит показ лучших работ учащихся (комментарии).
Опрос: - Что такое "примитивизм"?
- С творчеством какого художника мы с вами познакомились?
- Что изображал на своих полотнах художник?
Объявление домашнего задания: Подбор репродукций примитивного направления.
Перечень репродукций Н.А.Пиросманашвили :
- "Медведь в лунную ночь";
- "Олень";
- "Кутеж трех князей";
- "Ортачальская красотка";
- "Ослиный мост";
- "Кахетинский эпос"