Русь между Западом и Востоком

Разделы: История и обществознание


Оборудование урока: 5 ученических компьютеров с установленной программой-тестером, рабочее место учителя, интерактивная доска, проектор, рабочие листы (Приложение 5), дидактический материал, учебники, тетради.

Ход урока представлен в Приложении 1.

Цели урока:

  1. На основе фактов истории ХIII века сформировать представление о внешних угрозах Руси, о внешнеполитической деятельности русских князей.
  2. Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу принятия протектората Золотой Орды, учитывая все экономические, политические и психологические условия.
  3. Совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ.

Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.

Форма проведение: семинар-практикум

Программа работы:

I. Целеполагание. Актуализация проблемы урока.

Просмотр мотивационного фильма (Приложение 2)

Учитель: мы продолжаем изучать 13 век. Это одна из переломных эпох истории нашей страны. Ученые спорят о причинах и итогах феодальной раздробленности на Руси, о монгольском завоевании и его последствиях о возможных альтернативах развития русского государства, о роли личности в истории.

Сегодня мы как раз выясним, как индивидуальные личностные качества отдельных князей повлияли на ход событий этого непростого времени.

II. Проверка опережающего творческого домашнего задания.

Учитель: к этому уроку вы подготовили творческие работы: исторический портрет князя в период татаро-монгольского нашествия», с обязательным условием – указать в работе его отношение к Золотой Орде. Пожалуйста.

На экране: Исторический портрет: подготовить краткую характеристику (можно использовать любую форму: видеофильм, компьютерная презентация, web-квест, анимация и т.д.) одного из князей Руси 1235–1285 г.г.   (обязательное условие – указать КАКУЮ ПОЛИТИКУ по  отношению к Золотой Орде они проводили)

Просмотр творческих работ (не более 12 мин.)

Учитель: вы осветили деятельность 3 князей, ярких и противоречивых личностей той эпохи: ________________, __________________, _________________ (Приложение 3, Приложение 4).

III. Постановка исторической  проблемы

Постановка проблемы: какие противоречия вы увидели в проводимой этими князьями внешней политики? Какую проблему из этого противоречия мы можем сформировать?

Историческая проблема: определить, почему одни князья противостояли татаро-монголам и сотрудничали с католической Европой, а другие – добровольно признавали власть Золотой Орды и воевали с правителями европейских стран.

Учитель: для того, чтобы решить поставленную проблему, выполним тестовые задания разного уровня сложности формата ЕГЭ. Задания части А и В помогут вам вспомнить основные даты, события, персоналии, а части С ответить на проблемный вопрос.

Практическая задача: выполнить тестовые задания разного уровня сложности на этапе закрепления знаний.

Инструкция при организации самостоятельной  работы с разноуровневыми заданиями.

Вы можете сами определиться, с какими заданиями в формате ЕГЭ вы будете работать:

  • Если вы считаете, что ещё не совсем хорошо усвоили тему, понятия изучаемой темы, то можете поработать с заданиями части А (компьютерное тестирование)
  • Если усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решение практических задач, выбирайте задания части В (можно объединиться в пары и группы)
  • Если вы уверенно чувствуете себя в материалах темы (чувствуете, что хорошо усвоили всю тему в целом) и хотите проверить свои силы, выбирайте задания уровня С (желательно объединиться в пары и группы)

Примерное   время,   отводимое   на   выполнение   отдельных   заданий (по спецификатору 2010 г.), составляет:

  • для каждого задания части А – 1-3 минуты;
  • для каждого задания части В – 2-3 минуты;
  • для каждого задания части С – 8-20 минут.

IV. Фронтальная работа. Выполнение заданий части В и С в формате ЕГЭ.

Вы самостоятельно поработали с заданиями разного уровня по теме «Русь между Западом и Востоком». Сейчас мы совместно выполним типичные задания  части В и С  из КИМов разных лет

В1. Соотнесите термин и его определение

1. Баскак

2. Выход

3. Темник

4. Ярлык

А) Монгольский военачальник

Б) Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах

В) Представитель ордынского хана на Руси

Г) Регулярная дань, которую собирали на Руси  для хана Золотой Орды

Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

В2. Расположите в хронологической последовательности имена жизни и деятельности исторических личностей

А) князь Святослав Игоревич

Б) Чингисхан

В) Александр Невский

Г) Рюрик

Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

В3. Какие три черты из ниже перечисленных характеризуют развитие Руси в период феодальной раздробленности?

  1. Натуральной хозяйство
  2. Развитие городов и ремесла
  3. Упадок развития городов и ремесла
  4. Превращение Москвы в центр собирания русских земель
  5. Правление Александра Ярославовича и Даниила Романович
  6. Принятие «Русской правды»

Ответ:

 

 

 

В4. Установите соответствие между событиями и датами

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) сражение на реке Калке

1) 1239

Б) взятие войсками Батыя Киева

2) 1223

В) разорение монголами Переяславской и Черниговской земли

3) 1237

Г) вторжение войск Батыя в земли Северо-Восточной Руси

4) 1225

 ________________________________________

5) 1240


А

Б

В

Г

 

 

 

 

В5. Какие фразы принадлежат Александру Невскому?

  1. «Не в силе бог, а в правде»
  2. «Когда нас не будет, все станет ваше»
  3. «Обратите слух свой к страдающим в нищете»
  4. «Луче есть на своей земле костью лечи, и нежеле на чюже славну быти»
  5. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»

С4. Представление общей характеристики, систематизацию материала

  • Назовите не менее двух причин, объясняющих, почему ордынцам удалось установить своё владычество на Руси.
  • В чем заключалась экономическая и политическая зависимость Руси от Золотой Орды. (Приведите не менее трех суждений)

С5. Анализ исторических версий и оценок.

Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу дискуссионных.

  • Большинство историков утверждало, что воздействие монгольских завоевателей на жизнь древнерусского общества было крайне негативным.
  • Какая друга точка зрения по вопросу о роли ордынского  владычества в истории Руси, России вам известна?

Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

С6. Анализ исторической ситуации.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

  • Князю Александру Невскому приходилось подавлять народные восстания. Однако, несмотря на это, он остался в памяти народа мудрым правителем и защитником земли Русской
  • Почему Александр Невский проводил политику компромисса с Ордой?
  • Назовите не менее трёх причин. Что послужило основанием для столь высокой оценки деятельности князя Александра Невского современниками и потомками? Приведите не менее двух положений.

С6. Анализ исторической ситуации.

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание:

В середине ХIII в. великий князь Владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений.

Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине ХIII в. Отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трёх причин. 

С7. Определение общих характеристик и установление различий.

Сравните политику по отношению к Золотой Орде и католической Европе Александра Невского и Даниила Галицкого. Укажите, что было общим, а что – различным.

РАЗЛИЧИЯ

1.____________________________________________

2.____________________________________________

1…………..

2…………..

3…………..

1…………

2…………

3…………

Представьте себя на месте Даниила Галицкого и Александра Невского.

Какими их действиями ты бы гордился, а за какие испытывал угрызениями совести?

V. Решение исторической проблемы.

Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос?

VI. Рефлексия

– Чему я научился на уроке?

– Было ли интересно?

– Каковы мои успехи?

– Готов ли я выполнить задания формата ЕГЭ части А, В, С?

VII. Итог урока. Оценки.

VIII. Домашнее задание

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ:

  • Читать §9–10,  изучить источники к параграфу,  материалы сочинений Соловьева С.М., Ключевского В.О. по изучаемой теме.
  • Заполнить таблицу «Феодальная война» (дата/событие);

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ:

  • Подготовить картинный пересказ «Куликовская битва».
  • Написать эссе: Феодальные войны в Европе и на Руси.
  • Творческое задание: Подготовить краткую характеристику (можно использовать любую форму: видеофильм, компьютерная презентация, web-квест, анимация и т.д.) одного из князей Руси периода феодальных войн.

Диагностическая карта учащегося представлена в Приложении 6.