Оборудование урока: 5 ученических компьютеров с установленной программой-тестером, рабочее место учителя, интерактивная доска, проектор, рабочие листы (Приложение 5), дидактический материал, учебники, тетради.
Ход урока представлен в Приложении 1.
Цели урока:
- На основе фактов истории ХIII века сформировать представление о внешних угрозах Руси, о внешнеполитической деятельности русских князей.
- Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу принятия протектората Золотой Орды, учитывая все экономические, политические и психологические условия.
- Совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ.
Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.
Форма проведение: семинар-практикум
Программа работы:
I. Целеполагание. Актуализация проблемы урока.
Просмотр мотивационного фильма (Приложение 2)
Учитель: мы продолжаем изучать 13 век. Это одна из переломных эпох истории нашей страны. Ученые спорят о причинах и итогах феодальной раздробленности на Руси, о монгольском завоевании и его последствиях о возможных альтернативах развития русского государства, о роли личности в истории.
Сегодня мы как раз выясним, как индивидуальные личностные качества отдельных князей повлияли на ход событий этого непростого времени.
II. Проверка опережающего творческого домашнего задания.
Учитель: к этому уроку вы подготовили творческие работы: исторический портрет князя в период татаро-монгольского нашествия», с обязательным условием – указать в работе его отношение к Золотой Орде. Пожалуйста.
На экране: Исторический портрет: подготовить краткую характеристику (можно использовать любую форму: видеофильм, компьютерная презентация, web-квест, анимация и т.д.) одного из князей Руси 1235–1285 г.г. (обязательное условие – указать КАКУЮ ПОЛИТИКУ по отношению к Золотой Орде они проводили)
Просмотр творческих работ (не более 12 мин.)
Учитель: вы осветили деятельность 3 князей, ярких и противоречивых личностей той эпохи: ________________, __________________, _________________ (Приложение 3, Приложение 4).
III. Постановка исторической проблемы
Постановка проблемы: какие противоречия вы увидели в проводимой этими князьями внешней политики? Какую проблему из этого противоречия мы можем сформировать?
Историческая проблема: определить, почему одни князья противостояли татаро-монголам и сотрудничали с католической Европой, а другие – добровольно признавали власть Золотой Орды и воевали с правителями европейских стран.
Учитель: для того, чтобы решить поставленную проблему, выполним тестовые задания разного уровня сложности формата ЕГЭ. Задания части А и В помогут вам вспомнить основные даты, события, персоналии, а части С ответить на проблемный вопрос.
Практическая задача: выполнить тестовые задания разного уровня сложности на этапе закрепления знаний.
Инструкция при организации самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями.
Вы можете сами определиться, с какими заданиями в формате ЕГЭ вы будете работать:
- Если вы считаете, что ещё не совсем хорошо усвоили тему, понятия изучаемой темы, то можете поработать с заданиями части А (компьютерное тестирование)
- Если усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решение практических задач, выбирайте задания части В (можно объединиться в пары и группы)
- Если вы уверенно чувствуете себя в материалах темы (чувствуете, что хорошо усвоили всю тему в целом) и хотите проверить свои силы, выбирайте задания уровня С (желательно объединиться в пары и группы)
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий (по спецификатору 2010 г.), составляет:
- для каждого задания части А – 1-3 минуты;
- для каждого задания части В – 2-3 минуты;
- для каждого задания части С – 8-20 минут.
IV. Фронтальная работа. Выполнение заданий части В и С в формате ЕГЭ.
Вы самостоятельно поработали с заданиями разного уровня по теме «Русь между Западом и Востоком». Сейчас мы совместно выполним типичные задания части В и С из КИМов разных лет
В1. Соотнесите термин и его определение
1. Баскак 2. Выход 3. Темник 4. Ярлык |
А) Монгольский военачальник Б) Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах В) Представитель ордынского хана на Руси Г) Регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
В2. Расположите в хронологической последовательности имена жизни и деятельности исторических личностей
А) князь Святослав Игоревич
Б) Чингисхан
В) Александр Невский
Г) Рюрик
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
В3. Какие три черты из ниже перечисленных характеризуют развитие Руси в период феодальной раздробленности?
- Натуральной хозяйство
- Развитие городов и ремесла
- Упадок развития городов и ремесла
- Превращение Москвы в центр собирания русских земель
- Правление Александра Ярославовича и Даниила Романович
- Принятие «Русской правды»
Ответ:
|
|
|
В4. Установите соответствие между событиями и датами
СОБЫТИЯ |
ДАТЫ |
А) сражение на реке Калке |
1) 1239 |
Б) взятие войсками Батыя Киева |
2) 1223 |
В) разорение монголами Переяславской и Черниговской земли |
3) 1237 |
Г) вторжение войск Батыя в земли Северо-Восточной Руси |
4) 1225 |
________________________________________ |
5) 1240 |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
В5. Какие фразы принадлежат Александру Невскому?
- «Не в силе бог, а в правде»
- «Когда нас не будет, все станет ваше»
- «Обратите слух свой к страдающим в нищете»
- «Луче есть на своей земле костью лечи, и нежеле на чюже славну быти»
- «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет»
С4. Представление общей характеристики, систематизацию материала
- Назовите не менее двух причин, объясняющих, почему ордынцам удалось установить своё владычество на Руси.
- В чем заключалась экономическая и политическая зависимость Руси от Золотой Орды. (Приведите не менее трех суждений)
С5. Анализ исторических версий и оценок.
Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу дискуссионных.
- Большинство историков утверждало, что воздействие монгольских завоевателей на жизнь древнерусского общества было крайне негативным.
- Какая друга точка зрения по вопросу о роли ордынского владычества в истории Руси, России вам известна?
Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
С6. Анализ исторической ситуации.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
- Князю Александру Невскому приходилось подавлять народные восстания. Однако, несмотря на это, он остался в памяти народа мудрым правителем и защитником земли Русской
- Почему Александр Невский проводил политику компромисса с Ордой?
- Назовите не менее трёх причин. Что послужило основанием для столь высокой оценки деятельности князя Александра Невского современниками и потомками? Приведите не менее двух положений.
С6. Анализ исторической ситуации.
Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание:
В середине ХIII в. великий князь Владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений.
Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине ХIII в. Отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды. Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трёх причин.
С7. Определение общих характеристик и установление различий.
Сравните политику по отношению к Золотой Орде и католической Европе Александра Невского и Даниила Галицкого. Укажите, что было общим, а что – различным.
РАЗЛИЧИЯ 1.____________________________________________ 2.____________________________________________ |
|
1………….. 2………….. 3………….. |
1………… 2………… 3………… |
Представьте себя на месте Даниила Галицкого и Александра Невского.
Какими их действиями ты бы гордился, а за какие испытывал угрызениями совести?
V. Решение исторической проблемы.
Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос?
VI. Рефлексия
– Чему я научился на уроке?
– Было ли интересно?
– Каковы мои успехи?
– Готов ли я выполнить задания формата ЕГЭ части А, В, С?
VII. Итог урока. Оценки.
VIII. Домашнее задание
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ:
- Читать §9–10, изучить источники к параграфу, материалы сочинений Соловьева С.М., Ключевского В.О. по изучаемой теме.
- Заполнить таблицу «Феодальная война» (дата/событие);
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ:
- Подготовить картинный пересказ «Куликовская битва».
- Написать эссе: Феодальные войны в Европе и на Руси.
- Творческое задание: Подготовить краткую характеристику (можно использовать любую форму: видеофильм, компьютерная презентация, web-квест, анимация и т.д.) одного из князей Руси периода феодальных войн.
Диагностическая карта учащегося представлена в Приложении 6.