Урок по информатике "Способы описания и обработки массивов"

Разделы: Информатика


9 класс 2 урок, 2 год обучения

Общедидактическая цель: научить применять полученные знания при составлении программ и творческих заданий.

Цели и задачи урока:

  • Дидактическая: Познакомить с методами обработки массивов; дать представление о методах: поиск, суммирование, произведение.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, память, вырабатывать умение анализировать;
  • Воспитательная: воспитание культуры общения, умению выслушивать других, воспитание эстетических навыков при заполнении кроссворда.

Тип урока: урок - закрепления и получение новых знаний.

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Вид урока: комбинированный.

Средства обучения:

Ход урока

I. Организационный момент - 1 мин.

Сообщают об отсутствующих

II. Проверка домашнего задания - 3 мин.

На дом вам было дано задание:

Сформировать одномерный массив из N элементов, где элементы массива - целые случайные числа в пределах от 1 до 45. напечатать элементы массива в прямом и обратном порядке.

Разберём задачу:

  • какие трудности возникли при выполнении задания?
  • просмотрим программу и результат, используя презентацию (слайд 2).

III. Опрос учащихся по материалам предыдущего урока - презентация

(слайд 3) - 3 мин.

  • Дайте определение одномерного массива
  • Назовите этапы формирования массив
  • Какие способы описания вы знаете?
  • Перечислите способы ввода элементов массива

IV. Изложение нового материала. Основные методы обработки массивов (краткий конспект). - 12 мин.

Основными методами обработки массива являются:

  • Поиск элементов;
  • Суммирование элементов;
  • Замена элементов;
  • Вставка элементов;
  • Удаление элементов.

Программы полностью рассматривать не будем, так как они будут отличаться лишь блоком обработки, остальные блоки стандартные.

Сегодня мы рассмотрим поиск, суммирование.

Поиск:

IF условие поиска then K:=I; write (I);(поиск номера элементов)

Суммирование элементов:

For I:=1 to n do

S:=S+a[I];

Для поиска суммы по условию:

IF условие поиска then S:=S+a[I];

Нахождение произведения:

P:=1;

For I:=1 to n do

IF условие поиска then p:=p*a[I];

V. Практическая работа.

8 человек получают карточки (приложение 1) и проходят за компьютеры для составления программ - 10 мин.

Карточка № 1

Сформировать одномерный массив из 12 целых чисел, элементы которого выбрасываются случайным образом из отрезка от - 4 до 5. Подсчитать сумму нечётных чисел.

Карточка № 2

Сформировать одномерный массив из 9 чисел, элементы которого выбрасываются случайным образом из отрезка от - 2 до 10. Подсчитать сумму чисел > 2.

Карточка № 3

Сформировать одномерный массив из 15 целых чисел, элементы которого выбрасываются случайным образом из отрезка от - 3 до 6. Подсчитать количество нечётных чисел.

Остальные заполняют кроссворд (приложение 2), используя знакомые служебные слова. Предварительно на доске разбирается одно слово - как заполнять RANDOMIZE. После того, как учащиеся заполнят кроссворд - заполняется заготовка на доске (приложение 3), вызывая учеников по очереди, и затем сравнивается с кроссвордом - ответом (слайд 10).

 

по горизонтали:

1. Оператор условного перехода

2. Процедура - очистка экрана

3. Процедура - включение функции (генератора) случайных чисел

4. Служебное слово для описания вещественных переменных

5. Конец программы

6. Логическое умножение

7. Оператор ввод данных с клавиатуры

По вертикали:

6. Модуль числа (абсолютная величина числа)

8. Оператор цикла с параметром

9. Функция возведение в квадрат

10. Служебное слово для описания символьных переменных

11. Оператор вывода данных на экран, с последующим переводом на новую строку

12. Функция нечётности

13. Служебное слово для описания целых переменных

14. Открывающая операторная скобка

15. Служебное слово для описания всех переменных

Учащиеся возвращаются на места.

2. Физкультминутка. - 2 мин.

А сейчас немного отдохнем перед следующей работой.

Гимнастика для глаз (все упражнения делаются сидя)

  1. Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10-15 секунд).
  2. Продолжая держать глаза закрытыми, выполните движение глаз по часовой стрелке и обратно. Повторите упражнение еще раз.
  3. Посмотрите на метку на окне, отведите глаза в даль, затем посмотрите на метку.
  4. Расслабьтесь, руки опустите вниз, руки поднимаем вверх, смотрим за движением рук вверх, опускаем руки.
  5. Руки кладем на пояс, посмотрите на свой левый локоть, посмотрите на правый локоть.

3. Учащиеся меняются местами: - 10 мин.

Те, кто разгадывали кроссворд - получают карточки (приложение 1) и проходят за компьютеры.

Карточка № 4

Сформировать одномерный массив из 10 чисел, элементы которого вводятся с клавиатуры. Подсчитать произведение положительных чисел.

Карточка № 5

Сформировать одномерный массив из 12 целых чисел, элементы которого вводятся с клавиатуры. Подсчитать сумму отрицательных чисел.

Карточка № 6

Сформировать одномерный массив из 13 вещественных чисел, элементы которого вводятся с клавиатуры. Подсчитать количество чётных чисел.

Остальные учащиеся на листочках пишут служебные слова, согласно их функций, которые диктует учитель (приложение 4).

Служебные слова для диктанта

  1. Служебное слово, с которого начинается любая программа (PROGRAM)
  2. Процедура - очистка экрана (CLRSCR)
  3. Служебное слово для описания всех переменных (VAR)
  4. Операторные скобки (BEGIN:END)
  5. Функция (генератор) случайных чисел (RANDOMIZE)
  6. Служебное слово для описания вещественных переменных (REAL)
  7. Логическое сложение (OR)
  8. Оператор ввод данных с клавиатуры, с последующим переводом на новую строку (READLN)
  9. Модуль числа (абсолютная величина числа) (ABS)
  10. Оператор цикла с параметром (FOR)
  11. Оператор условного перехода (IF)
  12. Функция возведение в квадрат (SQR)
  13. Служебное слово для описания строковых переменных (STRING)
  14. Оператор вывода данных на экран (WRITE)
  15. Функция нечётности (ODD)
  16. Служебное слово для описания целых переменных (INTEGER)
  17. Конец программы (END.)

После записи учащиеся меняются листочками и проверяют выполненное задание друг у друга, согласно ответам (слайд 11) и ставят оценки (приложение 5).

Учитель в это время проверяет работу за компьютером.

Все возвращаются на места.

Домашнее задание: - 3 мин.

1. Параграфы 42-43

2. Задание 1. На протяжении недели фиксировалась температура окружающей среды. Определить среднесуточную температуру за неделю. Сколько дней имеют температуру выше среднесуточной.

3. Задание 2 на дополнительную оценку

Используя файловый ввод/вывод сформировать массив из 15 элементов и подсчитать сумму и количество отрицательных с чётными порядковыми номерами.

VII. Подведение итогов. - 2 мин.

Сегодня на уроке вы применяли полученные ранее знания при составлении программ и выполнении творческих заданий. Познакомились с основными методами обработки массивов. Все хорошо работали и получили оценки.

Спасибо за работу, до свидания!

Используемая литература.

  1. И.Г. Семакин, Л.А, Залогова "Информатика ИКТ. Базовый курс" 9 класс - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 год.
  2. П.Н. Карасёв "Информатика (программирование)" Волгоград, 2002 год.
  3. М.В. Огнева, Е.В. Шуринова "Turbo Pascal: первые шаги. Примеры и упражнения" - "Стило", 2001 год
  4. А.А. Чернов "Конспекты уроков В 9 - 11 классах: практикум по программированию" - В: Учитель,2006 год