9 класс 2 урок, 2 год обучения
Общедидактическая цель: научить применять полученные знания при составлении программ и творческих заданий.
Цели и задачи урока:
- Дидактическая: Познакомить с методами обработки массивов; дать представление о методах: поиск, суммирование, произведение.
- Развивающая: развивать логическое мышление, память, вырабатывать умение анализировать;
- Воспитательная: воспитание культуры общения, умению выслушивать других, воспитание эстетических навыков при заполнении кроссворда.
Тип урока: урок - закрепления и получение новых знаний.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Вид урока:
комбинированный.Средства обучения:
- компьютеры,
- операционная среда Windows XP,
- презентация, выполненная в PowerPoint,
- мультимедийный проектор,
- раздаточный материал (карточки, заготовки кроссворда),
Ход урока
I. Организационный момент - 1 мин.
Сообщают об отсутствующих
II. Проверка домашнего задания - 3 мин.
На дом вам было дано задание:
Сформировать одномерный массив из N элементов, где элементы массива - целые случайные числа в пределах от 1 до 45. напечатать элементы массива в прямом и обратном порядке.
Разберём задачу:
- какие трудности возникли при выполнении задания?
- просмотрим программу и результат, используя презентацию (слайд 2).
III. Опрос учащихся по материалам предыдущего урока - презентация
(слайд 3) - 3 мин.
- Дайте определение одномерного массива
- Назовите этапы формирования массив
- Какие способы описания вы знаете?
- Перечислите способы ввода элементов массива
IV. Изложение нового материала. Основные методы обработки массивов (краткий конспект). - 12 мин.
Основными методами обработки массива являются:
- Поиск элементов;
- Суммирование элементов;
- Замена элементов;
- Вставка элементов;
- Удаление элементов.
Программы полностью рассматривать не будем, так как они будут отличаться лишь блоком обработки, остальные блоки стандартные.
Сегодня мы рассмотрим поиск, суммирование.
Поиск:
IF условие поиска then K:=I; write (I);(поиск номера элементов)
Суммирование элементов:
For I:=1 to n do
S:=S+a[I];
Для поиска суммы по условию:
IF условие поиска then S:=S+a[I];
Нахождение произведения:
P:=1;
For I:=1 to n do
IF условие поиска then p:=p*a[I];
V. Практическая работа.
8 человек получают карточки (приложение 1) и проходят за компьютеры для составления программ - 10 мин.
Карточка № 1
Сформировать одномерный массив из 12 целых чисел, элементы которого выбрасываются случайным образом из отрезка от - 4 до 5. Подсчитать сумму нечётных чисел.
Карточка № 2
Сформировать одномерный массив из 9 чисел, элементы которого выбрасываются случайным образом из отрезка от - 2 до 10. Подсчитать сумму чисел > 2.
Карточка № 3
Сформировать одномерный массив из 15 целых чисел, элементы которого выбрасываются случайным образом из отрезка от - 3 до 6. Подсчитать количество нечётных чисел.
Остальные заполняют кроссворд (приложение 2), используя знакомые служебные слова. Предварительно на доске разбирается одно слово - как заполнять RANDOMIZE. После того, как учащиеся заполнят кроссворд - заполняется заготовка на доске (приложение 3), вызывая учеников по очереди, и затем сравнивается с кроссвордом - ответом (слайд 10).
по горизонтали: 1. Оператор условного перехода 2. Процедура - очистка экрана 3. Процедура - включение функции (генератора) случайных чисел 4. Служебное слово для описания вещественных переменных 5. Конец программы 6. Логическое умножение 7. Оператор ввод данных с клавиатуры |
По вертикали: 6. Модуль числа (абсолютная величина числа) 8. Оператор цикла с параметром 9. Функция возведение в квадрат 10. Служебное слово для описания символьных переменных 11. Оператор вывода данных на экран, с последующим переводом на новую строку 12. Функция нечётности 13. Служебное слово для описания целых переменных 14. Открывающая операторная скобка 15. Служебное слово для описания всех переменных |
Учащиеся возвращаются на места.
2. Физкультминутка. - 2 мин.
А сейчас немного отдохнем перед следующей работой.
Гимнастика для глаз (все упражнения делаются сидя)
- Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10-15 секунд).
- Продолжая держать глаза закрытыми, выполните движение глаз по часовой стрелке и обратно. Повторите упражнение еще раз.
- Посмотрите на метку на окне, отведите глаза в даль, затем посмотрите на метку.
- Расслабьтесь, руки опустите вниз, руки поднимаем вверх, смотрим за движением рук вверх, опускаем руки.
- Руки кладем на пояс, посмотрите на свой левый локоть, посмотрите на правый локоть.
3. Учащиеся меняются местами: - 10 мин.
Те, кто разгадывали кроссворд - получают карточки (приложение 1) и проходят за компьютеры.
Карточка № 4
Сформировать одномерный массив из 10 чисел, элементы которого вводятся с клавиатуры. Подсчитать произведение положительных чисел.
Карточка № 5
Сформировать одномерный массив из 12 целых чисел, элементы которого вводятся с клавиатуры. Подсчитать сумму отрицательных чисел.
Карточка № 6
Сформировать одномерный массив из 13 вещественных чисел, элементы которого вводятся с клавиатуры. Подсчитать количество чётных чисел.
Остальные учащиеся на листочках пишут служебные слова, согласно их функций, которые диктует учитель (приложение 4).
Служебные слова для диктанта
- Служебное слово, с которого начинается любая программа (PROGRAM)
- Процедура - очистка экрана (CLRSCR)
- Служебное слово для описания всех переменных (VAR)
- Операторные скобки (BEGIN:END)
- Функция (генератор) случайных чисел (RANDOMIZE)
- Служебное слово для описания вещественных переменных (REAL)
- Логическое сложение (OR)
- Оператор ввод данных с клавиатуры, с последующим переводом на новую строку (READLN)
- Модуль числа (абсолютная величина числа) (ABS)
- Оператор цикла с параметром (FOR)
- Оператор условного перехода (IF)
- Функция возведение в квадрат (SQR)
- Служебное слово для описания строковых переменных (STRING)
- Оператор вывода данных на экран (WRITE)
- Функция нечётности (ODD)
- Служебное слово для описания целых переменных (INTEGER)
- Конец программы (END.)
После записи учащиеся меняются листочками и проверяют выполненное задание друг у друга, согласно ответам (слайд 11) и ставят оценки (приложение 5).
Учитель в это время проверяет работу за компьютером.
Все возвращаются на места.
Домашнее задание: - 3 мин.
1. Параграфы 42-43
2. Задание 1. На протяжении недели фиксировалась температура окружающей среды. Определить среднесуточную температуру за неделю. Сколько дней имеют температуру выше среднесуточной.
3. Задание 2 на дополнительную оценку
Используя файловый ввод/вывод сформировать массив из 15 элементов и подсчитать сумму и количество отрицательных с чётными порядковыми номерами.
VII. Подведение итогов. - 2 мин.
Сегодня на уроке вы применяли полученные ранее знания при составлении программ и выполнении творческих заданий. Познакомились с основными методами обработки массивов. Все хорошо работали и получили оценки.
Спасибо за работу, до свидания!
Используемая литература.
- И.Г. Семакин, Л.А, Залогова "Информатика ИКТ. Базовый курс" 9 класс - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 год.
- П.Н. Карасёв "Информатика (программирование)" Волгоград, 2002 год.
- М.В. Огнева, Е.В. Шуринова "Turbo Pascal: первые шаги. Примеры и упражнения" - "Стило", 2001 год
- А.А. Чернов "Конспекты уроков В 9 - 11 классах: практикум по программированию" - В: Учитель,2006 год