Цели:
коррекционно-образовательные:
- уточнить произношение мягких согласных звуков;
- закрепить знания о роли буквы мягкий знак в словах;
- формировать навыки самоизменения;
- учить подбирать слова к схемам;
- учить сравнивать количество звуков и букв в словах;
- учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные;
- учить читать слова с мягким знаком;
коррекционно-развивающие:
- развивать умение анализировать состав предложений;
- развивать звуко-буквенный анализ и синтез;
- развивать общую, мелкую моторику кистей и пальцев рук;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать память, внимание, мыслительную деятельность;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать гуманное отношение к природе, чувство любви к ней.
Оборудование:
- Корзинки, цветочки, камешки, картинки, в названии которых есть мягкий знак в конце слова, картинки, в названии которых есть твёрдый согласный звук в конце слова, картинки с изображением диких животных - лось, олень, кабан, медведь, волк, лиса.
- По количеству детей - карандаши, фишки, буквы, рисунок - карточка "ель" , шнурочки, графические схемы предложений, солнышко с лучиками, дерево - листочки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети здороваются с гостями и под музыку идут на полянку.
Логопед: Поселилась в лесу злая колдунья " Лень".
Вредить стала. А на этой поляне лесная школа была.
Кого боится колдунья?
Как вы думаете?
Ответ детей: Трудолюбивых и умных детей боится колдунья.
Логопед: Покажем, какие мы умные.
2. Скажите, какие согласные звуки в слове "лень" ?
Ответ детей: (звук ль, звук нь ).
Логопед: Наведём порядок в лесу. Соберём все в корзиночки.
Если в слове есть мягкий согласный звук - то поднимем цветок;
Если твердый согласный звук - то поднимем камешек.
Огонь, камень, ел, день, сидел, пень, угол, король.
- Сколько цветков?
- Сколько камешков?
Объясните, докажите.
Хорошо, справились с заданием.
3. Загляните под пенечки. Что там?
Ответ детей: Картинки.
Логопед: Они с секретом. Посмотрите внимательно.
Назвать слова - картинки, которые заканчиваются на твердый, согласный звук.
Назвать слова - картинки, которые заканчиваются на мягкий, согласный звук.
Диван, медведь, гусь, дверь, насос, подсолнух, дом, букварь.
Молодцы! И с этим заданием справились.
4. Перестали звери учится в лесной школе. Только один не боится, ходит и ходит. Угадайте, кто это?
Трав копытами касаясь,
Ходит, по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (ЛОСЬ )
Поможем ему?
Ответ детей: Да.
Сели дети на места.
Составим его название из фишек. (Один ребенок-у доски, остальные - на местах.)
Назвать первый, второй, третий звуки.
Под звуки выкладываем буквы.
Читаем - лос. Есть такое слово? Почему? Какая - то загадка?
- Есть такая буква - мягкий знак,
Он не произносится, а часть в слово просится.
- Если в конце слова согласный слышится мягко, то пишем в конце мягкий знак.
- Как произносится звук С в слове лось?
Дети: мягко
- Какую букву поставим последней?
Дети: мягкий знак
Вывод: В слове л о с ь букв больше, чем звуков.
- На что похож мягкий знак?
Ответы детей.
- Выложить из шнурочка мягкий знак.
- Если бы ничего не было под рукой, как показать на пальчиках?
Дети показывают.
5. По графическим схемам нужно составить предложения, используя слово л о с ь .
ЛОСЬ ЕСТ. ЛОСЬ БЕЖИТ.
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово, второе?
- Что ставится в конце этого предложения?
ЛОСЬ ЕСТ СЕНО.
- Какое первое слово, последнее, второе?
- А сколько всего слов?
А теперь составьте предложение с маленьким словом.
ЛОСЬ БРОДИТ ПО ЛЕСУ.
- Назвать маленькое слово в этом предложении.
Очень хорошо! Умнички!
6. Колдунья в лесу намочила все листочки.
Исправим, допишем все буковки.
7. Физминутка на полянке.
"Медведь, заяц, цапля".
Логопед медленно стучит в бубен - дети идут, имитируя походку медведя.
Стучит в бубен быстро - прыгают, как зайцы.
Наступает тишина - изображают цаплю.
= Корзинка с буквами
(Дети отворачиваются - всем в руки - определить на ощупь мягкий знак ).
= Скажи, как я - смотри не ошибись
БЬЯ ВЬЕ НЬЕ ПЬЕ СЬЮ ДЬЯ РЬЯ ВЬЯ ФЬЮ
МЬЕ ЛЬЕ
8. Пойдемте к солнышку (на фланелеграфе )
- есть секрет - в этих лучиках слова
= Прочитали слово?
= А теперь добавим в конце ь.
= Что случилось со словом?
= Что было?
= Что стало?
Угол - уголь, мол - моль, мел - мель, ел - ель
Пыл - пыль, брат - брать
= Составить предложения со словами ель, пыль, брать.
9. Лось и его друг Олень решили прогнать колдунью и договорились о встрече.
= Что было дальше - прочитаем.
Пришел Олень, где лось?
Заглянул за ель, за тополь.
Там пень. Рядом лежит белый камень.
Это соль.
Колдовство - лося заколдовали!
= Поможем, прочитаем по цифрам с-3 о-2 л- 1 ь- 4 - л о с ь
Справились, молодцы!
10. Давайте, ребята, "лень" заколдуем. Превратим это слово в кусочек слова, в слог.
Дети - олень, Оленька, голенька, тюлень, Валенька, Коленька и т.д.
В слове: ма - лень - кий - этот слог (лень ), который по счету?
= Сколько слогов в этом слове? Отхлопаем.
Злые чары расплылись - птички запели в лесу. Посадим деревья, в названии которых есть мягкий знак (карточки - заштриховать ель сверху - вниз ).
Мы не только помогли лесу, но и сами принимали участие в посадке деревьев.
11. Итог занятия. Хорошо поработали. Молодцы. Дерево - жизни на доске.
Дети украшают дерево листочками.
- Если занятие понравилось - листочки красного цвета,
- Если не очень - зеленые,
- Если совсем не понравилось - желтые.