Иностранный язык – едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий целью обучение общению. Общение как деятельность человека становится не только целью, но и средством достижения этой цели.
На деле этого зачастую не происходит, и первым сигналом неблагополучия для учителя становится явная потеря учащимися интереса к иностранному языку. Большое количество учеников видит в нем лишь набор слов и грамматических правил и не воспринимает его как средство общения. И это зачастую свидетельствует о том, что общения на уроке не происходит, или происходит, но не все цели и мотивы могут стимулировать ученика к общению. Да и контроль в школе выражается в виде отметки в журнале обычно не за содержание высказывания, а за форму: не менее 16 фраз, правильно оформленных в языковом общении. У школьника неизбежно возникает вопрос: Зачем учить иностранный язык?
Поэтому одним из возможных подходов в решении задачи развития у учащихся устной иноязычной речи может и должно быть рассмотрение видов иноязычной речевой деятельности с точки зрения ее формы и ее содержания. В их диалектическом единстве, где под формой понимается языковое оформление сказанного, оформление мысли в пределах средств и возможностей, доступных для понимания учащегося на соответствующем уровне овладения иностранным языком.
Виды речевой деятельности можно классифицировать следующим образом:
- Высказывания, несамостоятельные как по форме, так и по содержанию. Например: повторение слов или предложений за учителем, воспроизведение заученного диалога, стихотворения, отрывка, цитирования части текста и т.д.
- Высказывания, самостоятельные по содержанию, но не самостоятельные по форме. Использование в различных сочетаниях или отдельно усвоенных предложений и фраз, извлеченных из текста предложений, использование в речи блоков, штампов и т.д. – т.е. комбинация в речевой деятельности готовых для учащихся форм. Запоминание и использование определенного количества готовых и готовых штампов, фраз и блоков является фактором положительным, но еще не является речью. Для полной творческой и инициативной речевой деятельности этот уровень не достаточен.
- Высказывания, самостоятельные по форме, но не самостоятельные по содержанию.
К этому виду относятся все те случаи, когда мысли, содержание, сюжет, полученные учеником в том или ином виде извне, становятся объектом речевого переосмысления, как это имеет место при пересказе, изложении, реферировании. Это делается для более краткого изложения основной линии текста. Причем некоторые ученики не только сокращают исходный текст, но и добавляют отдельные детали, близкие им по духу.
4. Высказывания, самостоятельные по форме и по содержанию, т.е. это не случаи, когда учащиеся сами находят объект для говорения и высказывают о нем, или в связи с ним собственные мысли, свои мысли, собственное суждение, что является основной задачей обучения учащихся иноязычной устной речи.
Сказанное можно свести в таблицу.
Содержание высказывания | |||
Несамостоятельное | Самостоятельное | ||
Форма высказывания | Несамостоятельная | 1. Репродукция | 2. Комбинаторика готовых форм |
Самостоятельная | 3. Изложение | 4. Инициативное высказывание |
Все вышеназванные виды нужны и важны на соответствующем этапе усвоения материала. Поскольку речь на чужом языке не может возникнуть без соответствующего усвоения языкового материала и формирования определенных навыков и умений, для процессообразования и развития экспрессивной речи необходимо заучивание и повторение за образцом. Комбинаторика готовых форм и пересказ прочитанного или прослушанного; и далеко нев последнюю очередь необходим и творческий выход в инициативную речь. Другими словами инициативная речь – это речемыслительная деятельность учащихся, формирование у школьников навыков и умений самостоятельно выражать свои мысли.
Одна из форм организации речевой деятельности – является ролевая игра. Ситуации ролевой игры способствуют лучшей активизации речемыслительной деятельности всех школьников на уроке.
На начальном этапе обучения после введения темы “Знакомство” к нам в гости приходят персонажи различных сказок: это и волк и лиса, медведь и обезьяна, красная шапочка и волк, три поросенка, незнайка, медведь – Simon.
Я предлагаю детям составить диалоги от имени персонажей:
Вот, например: Диалог между волком и красной шапочкой
Wolf: Good morning, little Ridding Hood.
L.R.H.: Good morning Grey Wolf.
Wolf: Where are you going?
L.R.H.: I am going to my grandmother.
Wolf: Where does your mother live?
L.R.H.: She lives in the house near that forest.
Wolf: Let’s go together to your grandmother.
L.R.H.: No, Grey Wolf. Good bye.
Wolf: Good bye.
Или Красная шапочка рассказывает о своей семье. А затем дети задают ее вопросы. Или серый волк, интересуясь бабушкой, задает Красной шапочке вопросы.
В седьмом классе, например, после знакомства с Марком Твеном и прочтения отрывка из его книги “Приключения Тома Сойера”, после отработки нужных слов и оборотов. После фонетической отработки, я выбираю, а они всегда есть в классе “актеров” они с удовольствием обыгрывают этот отрывок от имени персонажей.
В начале шестого класса для повторения I can, к нам приходит в гости Заяц – Хаваста Hare – boaster, сначала он хвастается на пеньке, а потом его место с удовольствием занимают ученики, кто больше и кто лучше.
Вообще куклы в ролевой игре – это находка для учителя. Кукла – зверюшка, имеет ясно выраженный характер, кукла – ослик – ответит отказом, хитрая лиса переадресует просьбу или приказ другому, а медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение.
Жадная кукла присвоит все себе в классе.
Кукла – Мальвина будет заставлять незадачливого Буратино умываться, одеваться, правильно сидеть, читать, писать и т.д.
Можно даже позвонить своей кукле и велеть ей что- нибудь сделать. Любой текст рассказа, стихотворения можно обыграть. В шестом классе мы обыгрываем стихотворение, которое называется грамматика. Прошедшее время.
Грамматика.
Без прочих, гибких лексико-грамматических навыков невозможно организовать общение. Упражнения в учебниках, карточки с различными грамматическими заданиями помогают мне в обучении. Вот, например, по грамматике можно дать такое задание: Помогите машинистке заполнить пропуски соответствующими глаголами. Действие происходит в прошлом. Для сильных учащихся, которые хорошо усвоили три формы глаголов даю более трудные тексты, а слабым учащимся даю лёгкие тексты. Чтобы под руками ребят были всегда грамматические опоры, мы имеем в классе папки – нот, куда записываем каждое новое правило. Сейчас понемногу такая необходимость отпадает, потому что в продаже очень много грамматических справочников, причем красочных.
Чтение. В обучении английскому языку не меньшее значение имеет и другая косвенная, или опосредованная форма общения, которая находит выражение в личном общении, а через посредство созданных людьми духовных продуктов – книг. Данная форма общения занимает существенное место в становлении и развитии личности. В условиях школьного обучения она может осуществляться в процессе чтения иноязычных текстов. В процессе иноязычного учащиеся знакомятся с эталонами поведения, речевого общения, с обычаями разных народов, познают взгляды других людей, их отношения к происходящим событиям, к ценностям культуры. При обучении чтению целесообразно использовать групповые и парные формы работы, которые предполагают взаимодействие школьников при выполнении той или иной задачи, связанной с чтением. В связи с этим рекомендуется использовать прием парного обращенного чтения ученика группе учащихся в упражнениях типа:
Look, listen and read, listen, read and act, Look at the picture and answer the questions, Read and correct. Read and choose. Read and say, Read and compose the dialogue, Read the text and describe the character, read and compare, Read and give Russian equivalents of the underlined words.
Можно ставить проблемные задачи. Например, в 5 классе можно использовать текст “Greentown” предложив следующее:
- опишите подробно один из домов в городе, кто в нем живет, кем работают жители города и т.д.
- прочтите описание внешнего вида здания.
- сравните текст и рисунки к нему и приведите их в соответствие – расположите рисунки в нужных частях текста, дорисуйте, допишите и т.д.
Можно дать задание пересказать текст от имени его неодушевленных предметов.
“Алиса в стране чудес” от лица бутылка с надписью Drink me.Задач можно очень много поставить не забывая, конечно, о степени подготовки учащихся.
При аудировании использую тексты с неразвернутой ситуацией, стимулирующие речевую активность. Чаще всего использую юмористические рассказы, если текст довольно трудный, адаптирую его, читаю ребята, здесь, конечно. Должна присутствовать и артистичность, чувство юмора, лучше рассказывать истории своими словами. Можно перевести какой – нибудь интересный текст с русского языка. Например, в 6 классе предложила следующий текст, когда проходили “Погоду”.
Yesterday, when my grandmother went to the shop grandpa was far away from his house. He had neither umbrella, nor raincoat. But his hair was not wet. Why?
Всякие варианты, доступные на данном этапе обучения, но самый интересный, он был лысый.
На раннем этапе обучения загадки, например:
This animal is small
It lives in the woods and runs very fast
Шарады, например:
My first is the two letters of the English alphabet,
My the second is the Past Tense of the verb “to send”
My whole is the antonym of present (absent)
Особенно меня привлекают юмористические тексты на более продвинутом этапе обучения. В чем же притягательная сила и эффективность таких текстов: естественная ситуация общения, которая опирается на реальные потребности подростков: потребность в самовыражении, самопознании, самоутверждении. Загадочность и занимательность текстов побуждает к поиску, к творческому мышлению, приносят радость озарения, открытия. Позволяют реализовать чувство юмора, фантазию. Положительный эмоциональный фон снимает психологический барьер, способствует раскрепощению мышления и речи. Еще эти так называемые сеансы создают естественную ситуацию аудирования. Ответ сразу приходит на английском языке. Обдумывание проблемной ситуации вызывает напряженную внутреннюю речемыслительную активность.
Об игре, как форме развития инициативной речи, можно говорить очень много и долго, я остановлюсь на некоторых играх, которые я принимаю в своей практике. Во время устного вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь усвоения этих слов (до 6 слов на каждом уроке) указывает игра в “Учителя и ученика” Школьник в роли учителя задает вопрос ученику, показывая карточку с изображенным предметом на который тот отвечает. Затем играющие дети меняются местами. Я стараюсь , чтобы в паре работали слабый и сильный ученик. Контролирую их. Игры “Запомни предметы”, “Угадай”. Эти игры привлекают большое количество учащихся. Люблю игру “Снежный ком” по прохождению темы “Мебель”, “Одежда”, “Школьные принадлежности”. Игра “Лукошко”.
Набрать полное лукошко ягод и грибов. Две команды, одна набирает ягоды, другая грибы. Кто больше. Задания на другой стороне ягод и грибов. Задания пишутся карандашом, чтобы их можно было стереть и написать новые.
К новому году украшаем елки, тоже 2 команды.
3 формы глагола.
Алфавит без одной буквы.
Открытки (на них наклеивается картинка внутри открытки) вырезается отверстие, чтобы можно было предположить, что там.
Кукла: Where is she going?
Вспомни обстановку одной из классных комнат и опиши ее.
Угадай предмет, который не нравится нашей Маше.
Игра по теме “Внешность”. Предлагаю ученикам встать, пройти по классу посмотреть, как кто одет. Встать спиной друг к другу и описать своего партнера. Партнер может задавать наводящие вопросы.
Запомнить портрет писателя, политического деятеля и описать его в виде диалога.
What can you say about his nose?
What color are his eyes
Is his hair long or short?
Для закрепления временных форм использую игру “Мимика”
На ранее заготовленных карточках, по-русски изложены ситуации. Их нужно передать мимикой и жестами. Кто-то из учеников, читает, передает жестами и мимикой, после того, как ученик их изобразил, учащие выясняют с помощью вопросов, что, где, когда происходит.
Глагол to be present Cont., present Perfect., present Ind. Эта игра или групповая или в ней участвует целый класс.
Игра “Приезжайте к нам в село”.
В гостях незнакомка. Угадайте, что она делает? Где? Незнакомка начинает игру, а ребята продолжают ее, сами, загадывая, что они делают и где.
Повторение в 5 классе профессий в гостях.
Знайка, кем он сейчас работает? Бывает, что Знайка и Незнайка вместе присутствуют на уроках, а в конце урока, подводя итог, сообщаю, кто в чью команду попал: к Незнайке или Знайке. Активность обеспечена. Речевую зарядку часто проводит медвежонок Саймон. Из американской игры Simon says. Или медвежонок Teddy Bear. Музыка для физминутки записана на пленке магнитофона.
Наглядность.
Посредством заданий, связанных с работой по картинкам (типа опишите картинку), решаются определенные задачи начального этапа работы над лексикой, грамматическими структурами: школьники учатся описывать картинки, готовить высказывания описательного характера. Речемыслительные задачи решаются тогда, когда учащиеся готовят высказывания, в которых выражают собственное мнение, критическое или одобрительное отношение к фактам, делают сопоставления.
Задача: Опишите картинку, можно заменить: выразить свое отношение к этому времени года. Сравнить с другими временами года. Расскажите, что вы любите, не любите делать зимой. Почему многим нравится осень, другим весна, лето и т.д. Картинки беру красочные, на раннем этапе обучения, потом беру проще, а затем и совсем сухие, чтобы больше возможностей у детей было воображать.
Описание по цепочке: один начинает, другой продолжает, не повторяясь, пока не будет исчерпан сюжет картинки.
Диалогическая речь.
Задания нужно строить, таким образом в диалогической речи, чтобы они стимулировали всех без исключения ребят говорить и постепенно переходить к неподготовленным высказываниям.
На уроке по теме “ Квартира”
Проводи друга в свою комнату, опиши ее расспроси друга о его комнате.
Explain why Nina is the best pupil
Why Sasha is the best friend
Kolya is an honest boy
Summer is the best season.
И т.д. в 6 классе
Учебно-речевые ситуации на уроке.
Важной составной частью процесса обучению иноязычной речи, является создание учебно-речевых ситуаций. Правильно моделируемые, они способствуют повышению интереса учащихся к иностранному языку, повышают эффективность урока.
Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания. На уроке чаще всего я использую естественные ситуации школьной жизни. По теме “Семья” как только накапливается достаточный лексико-грамматический материал, учащиеся приносят в классе фотографии членов семьи. Я беру фотографию, описываю семью, допускаю неточности специально. Делаю для того, чтобы ребята, хорошо знакомые с семьей одноклассника, исправили мой утверждения. Часто использую провокационные вопросы во время речевой зарядки.
Т - Kolya, again you left your green pen at home.
И начинается, ребята доказывают, что она у него здесь и всегда он ее носит. Возможны русские вставки. Развертывается живая быстрая беседа. Хорошо это удается, когда тема уже закончена, дети усвоили лексико-грамматический материал, а ситуация сама придет, даже неожиданно.