- систематизировать знания о том, когда пишется большая буква в словах;
- развивать умение в распознавании и правильном написании собственных и нарицательных существительных, без введения терминов;
- воспитывать интерес к русскому языку.
1. Организационный момент.
Разминка рук перед началом работы.
2. Чистописание.
а) Рассмотрите рисунок (тетрадь стр.18).
Кого видите? (Клоуна)
Чем он так огорчён?
Где с ним можно встретиться? (В цирке)
Чтобы выступать в цирке надо много сил.
А где их взять? (В витаминах)
В чём много витаминов? (Во фруктах)
Клоун тоже любит фрукты, у него есть даже любимый. Угадайте какой?
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк. (Земляника)
Обведите веточки и раскрасьте ягодки.
б) Элементы какой буквы увидели? (Буквы к)
Написание буквы к и её соединений.
в) Чтение и запись слов.
Прочитайте слова, которые нельзя переносить. Почему?
Найдите слово – перевёртыш? (Кок). Кого так называют?
Найдите орфограммы в словах и объясните их написание.
3. Повторение словарных слов. «Распутай слова».
Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов
Кто помочь словам готов?
СО КО БА РО КА ВА. (Собака корова)
Какие это слова? (Словарные)
Почему? (Нельзя проверить написание)
4. Сообщение темы урока
Составьте предложение со словом собака по схеме.
|____ |____ собака |____.
Почему в предложении два слова записаны с большой буквы? (Начало предложения и кличка собаки)
Физминутка.
Изобразите животных, которых я называю.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козлик Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красотка синичка.
5. Постановка проблемы.
а) Щенок Шарик укусил шарик. Лопнул шарик, испугался Шарик.
Какие слова звучат одинаково?
Как они пишутся? Почему?
Какое правило надо вспомнить? (Чтобы правильно выбрать большую или маленькую букву, надо понять смысл предложения, если встретилась кличка животного, то надо писать с большой буквы)
б) Работа парами.
Выберите букву.
У …руши в корзине …руши. (Г,г).
Тётя …оля вернулась с …оля. (П,п)
Коля …оробьёв кормил …оробьёв. (В,в).
Объясните свой выбор.
6. Самостоятельная работа.
Работа с учебником на стр.31, упр.34. Проверка.
Гриб (Ч,ч) ернушка, курочка (Ч,ч)ернушка,
(Ч,ч)ёрное море, (Ч,ч)ёрное платье,
Деревня (Ч,ч)ерёмушки, расцвела (Ч,ч)ерёмуха.
7. Итог урока.
Какие слова пишутся с большой буквы?
А как же наш клоун, ребята. Давайте подберём ему имя, которое будет начинаться с буквы к. (Коля, Кузьма…)
Запишите имя в тетради на зелёной полосе.