Урок окружающего мира "Как меня зовут"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

Познакомить с историей возникновения имён и их многообразием. Формировать представления об историческом происхождении и значении фамилий для каждого человека. Развивать мышление, творчество, речь детей.

Задачи урока:

  • Воспитывать интерес к истории своего имени, фамилии, формировать уважение к своей семье, её историческим корням;
  • Способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности;
  • Учить работе со справочным материалом;
  • Участвовать в создании проекта “Как меня зовут?”

План урока

I. Оргмомент

II. Целеполагание

III. Актуализация знаний

1. История возникновения имён.

2. Тайна твоего имени.

3. От кого мы наследуем отчество?

Физминутка

4. Во что в наше время преобразовались прозвища людей?

5. История происхождения фамилий.

6. Фамилии, образованные в Пермском крае.

IV. Защита проекта

V. Подведение итогов.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Целеполагание

- Без чего человеку жить нельзя?

Знаете ли вы, что история уже начинается с вашего рождения. Вы получаете имя при рождении и оно сопровождает вас всю жизнь.

III. Актуализация знаний

1. История возникновения имён

- Откуда же к нам пришли наши имена?

- Сообщения детей об истории возникновения имён.

- История русских имён уходит своими корнями в очень отдалённые века и тесно связана с историей народа и его языка. Около четырёх тысяч лет назад на равнинах , раскинувшихся между Одером, Вислой и Днепром жили племена славян. В течении последующих веков они заселили все соседние земли. Они то и положили начало русской народности. В Древней Руси имена детей отмечали:

  • наиболее важные черты характера или особенности поведения: Балагур, Прыгунок, Пискун;
  • внешние особенности: Светлана, Чернава, Бел;
  • детей называли также по времени рождения: Зима, Вешняк;
  • по порядку появления на свет:Старшой, Пятой;
  • по роду его занятий: Кожемяка, Селянин;
  • по отношению к нему родителей и сородичей: Ждан, Друган.

2. Тайна твоего имени

- Сегодня на уроке мы с вами заглянем в историю возникновения ваших имён и создадим проект “Как меня зовут?”

Раздаётся заготовка проектных листов

- У вас на листе нарисована ромашка. В центре ромашки напишите своё полное имя. На каждом лепестке- напишите варианты своего имени, вспомните как вас называют близкие и знакомые люди.

- Есть ли в нашем классе дети с одинаковыми именами?

- Как называют таких людей? (тёзки)

Заполнение проектных листов

- Кто знает, что обозначает ваше имя?

Работа со “Словарём имён”

- Почему тебя именно так назвали?

- Дополнение учителя

Личное имя играет для человека большую роль. Все его хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Говорят: “У него доброе имя” или “Не позорь моего имени”.

- Как вы понимаете эти выражения?

Чтение стихотворения В.Агапова “Дорожите именем своим!” (дети)

Дорожите именем своим Имена даются не случайно... В них простая маленькая тайна. Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком спросонок.
Слушайте их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, Максим... Сколько знает каждый, сосчитайте! Никого , друзья , не обижайте... Дорожите именем своим!

3. 0т кого мы наследуем отчество?

- Что ещё есть у человека, кроме имени?(отчество).

*Дополнение учителя

На Руси у человека сначала было только имя. Потом к имени ребёнка стали прибавлять имя отца. Говорили “Пётр Иванов сын”.

- От кого мы наследуем отчество?

Заполнение проектных листов

- Напишите своё отчество.

- Скажите, а называют ли по отчеству ребёнка вашего возраста? Почему?

- Называя человека по отчеству -вы оказываете ему особое почтение. Отчество появляется с возрастом, когда человек становится мудрее.

Физминутка. Игра “Угадай, чей голосок?”

Мы по классу идём и Надежду зовём. Ты загадку отгадай - кто назвал тебя , узнай?

4. Во что в наше время преобразовались прозвища людей?

- А во что в наше время преобразовались прозвища людей ? (в фамилии)

* Сообщения детей

Такое привычное для нас слово “фамилия” попало в наш язык из латыни. В переводе означает “семья”. Фамилия "наследственное имя семьи.

5. История происхождения фамилий

Свои фамилии, которые чаще всего потом передавались детям, люди получали от:

  • профессии отца (Кузнецов, Токарев);
  • названий зверей, птиц, насекомых ( Комаров, Волков, Синицин)

Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова (дети)

В фамилиях различных лиц -

Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин.
Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепёлкин.

6. Фамилии, образованные в Пермском крае

  • В каждой местности образовывались свои фамилии.Вот и в нашем Пермском крае появились фамилии, которые образовались от названия населённых пунктов, рек, озёр, пещер, от фамилий старожилов, У вас было задание исследовать, как произошла ваша фамилия. '"Сообщения детей, фамилии которых произошли в Пермском крае
  • Останина -
  • Жуланов -
  • Коровина -
  • Киселёва -

- Объясни происхождение своей фамилии.

Заполнение проектного листа.

- Дополнение учителя

Даже самые, казалось бы, непонятные фамилии в большинстве случаев что-нибудь означают. Например, предки Корчагиных были гончарами, т.к. Корчага-  большой глиняный горшок.

Некоторые фамилии нам кажутся смешными (Дураков, Глупцов, 3лобин). Это совсем не значит, что далёкие предки были глупыми и недобрыми. Как раз наоборот! Такие фамилии давались умным и хорошим людям, чтобы уберечь их от сглаза., от влияния злых сил. Они так и назывались- оберегами. Как бы странно ни звучала сейчас ваша фамилия, стыдиться её не нужно. Попробуйте прославить её своим трудом и заслугами.

IV. Защита проекта

V. Подведение итогов

VI. Рефлексия


Приложения

Мой проект “Как меня зовут?”

1. Напишите варианты своего имени.

2. Что обозначает твое имя?

__________________________________________

3. Тайна твоего имени.

__________________________________________

4. Напиши свое отчество.

__________________________________________

5. Напиши свою фамилию.

__________________________________________

6. История возникновения твоей фамилии.

___________________________________________

Подведём итоги

1. Выполнил ли я то, что задумал?

___________________________________________

2. Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

___________________________________________

3. Кто мог бы мне сказать “спасибо” за этот проект?

___________________________________________