Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
Пояснительная записка
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Главное в программе “Я – гражданин России” – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа используется в школе со 2-го по 11-й класс. Она включает в себя 3 направления, связанных между собой логикой формирования гражданина России, также основными направлениями реализации программы являются:
- Учебная деятельность через предметы;
- Система тематических, творческих классных часов;
- Проведение военно-патриотических, спортивных праздников;
- Проведение конкурсов;
- Создание и проведение познавательных игр, викторин;
- Выставки творческих работ;
- Организация работы школьного самоуправления;
- Система работы мероприятий школьной библиотеки.
Цель программы “Я – Гражданин России” состоит в реализации такого взаимодействия, между участниками воспитательного процесса которое обеспечило бы воспитание достойного гражданина России.
- Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и праве и т.д.
- Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории ответственности за будущее страны.
- Воспитывать у учащихся любовь к своему родному посёлку и краю как к малой Родине.
- Воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России.
- Формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну.
- Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
- Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.
Задачи программы:
- воспитание гражданина любящего свой Отечество, свой край, дом в котором живёт и учится;
- воспитание у ребёнка общечеловеческой культуры поведения;
- воспитание у ребёнка нравственных категорий;
- овладение учащимися суммы знаний, умений, навыков помогающих раскрытию его личностного потенциала.
При этом в результате совместного, достойного воспитания ребёнка семьей и школой, личность ученика должна иметь определённые качества.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
- доброжелательность;
- порядочность;
- самодисциплинированный;
- уверенный;
- терпимый (толерантный);
- самостоятельный;
- ответственный;
- целеустремленный (особенно к знаниям);
- внимательный к сверстникам;
- аккуратный;
- уважительный;
- любящий;
- интеллектуальный;
- здоровый;
- общительный;
- любознательный;
- сопереживающий;
- воспитанный;
- трудолюбивый;
- открытый;
- активный;
- коммуникабельный;
- социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
І. “Я и Я”. Формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ |
Название мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственные |
Время проведения |
1 |
Игры на развитие произвольности психических процессов. |
Игра, упражнения |
2-4 |
Учителя нач. классов, психолог. |
В течениие года. |
2 |
“Мой режим дня” |
Беседа |
2-4 |
Учителя нач. классов |
Сентябрь. |
3 |
“Кто я? Какой я?”, “ Моё хобби”. |
Беседы |
5-7 |
Кл.руководители. |
2-3 четверть. |
4 |
“Познай себя”. |
Тест |
7-8 |
Кл.руководители, психолог. |
4 четверть. |
5 |
“Письмо самому себе” |
Конкурс на лучшее письмо |
7-8 |
Творч. Группа класса |
4 четверть. |
6 |
“Мой сосед по парте” |
Час откровенного разговора |
6-7 |
Старосты классов |
3 четверть |
7 |
“Наш портфель” |
Игра-экспромт |
5 |
Кл. руководители |
3 четверть |
8 |
“Я и мы” |
Конференция |
9-10 |
Кл. руководители |
3 четверть |
9 |
“Правила счастливого человека” |
Психологический практикум |
10-11 |
Психолог |
Апрель |
10 |
“Кем быть?” |
Тест |
9-11 |
Психолог |
1 раз в четверть |
11 |
“Что такое личность?”, “Человек среди людей”. |
Беседы |
9-11 |
Кл.руководители |
Ноябрь |
12 |
“Быть человеком” |
Дискуссия |
10 |
Кл. руководители |
Февраль |
13 |
“Урок милосердия и доброты” |
Беседы |
8-9 |
Кл. руководители |
Март |
14 |
“Добро и зло”, “Чью старость ты утешил” |
Диспуты |
7-8 |
Кл.руководители |
Апрель |
15 |
“Гайдарики” (помощь пожилым людям) |
Акция милосердия |
7-11 |
Вожатые, учителя истории |
В течении года |
16 |
“Нам жизнь дана на добрые дела” |
КТД |
6-9 |
Вожатая, школьный совет. |
Январь |
17 |
“Гигиена подростка” |
Беседы |
7-9 |
Кл.руководители, медсестра. |
Октябрь |
18 |
“Берегите здоровье”, “В здоровом теле– здоровый дух” |
Беседа, лекция |
8-9 |
Медсестра |
Декабрь |
19 |
“Курить или не курить– вот в чём вопрос” |
Внеклассные мероприятия, театральные представления. |
9-11 |
Педагог-организатор, зам.дир. по ВР |
Апрель |
20 |
“Чёрные буквы” (о наркомании” |
Тренинг |
9-11 |
Психолог, педагог-организатор. |
Декабрь |
21 |
“Внимание! Наркомания” |
Беседа |
10-11 |
Врач |
Ноябрь |
22 |
“Наши профессиональные намерения” |
Анкетирование |
9-11 |
Психолог. |
Май. |
23 |
“Дороги, которые мы выбираем” |
Беседы по проф. ориентации |
9-11 |
Кл.руководители |
Май |
24 |
Ученик года |
Конкурс |
10-11 |
Администрация школы |
Апрель |
25 |
Курить и пить – здоровью. |
Выставка рисунков |
2-11 |
Кл.руководители, учитель ИЗО |
Сентябрь |
26 |
День здоровья |
Общешкольное мероприятие |
2-11 |
Учителя физкультуры |
7 число месяца. |
ІІ. “ Я и СЕМЬЯ”. Формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ |
Названия мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственные |
Время проведения |
1 |
“Друзья Майдодыра” |
Праздник |
2 |
Кл.руководители |
Январь |
2 |
“Что значит быть хорошим сыном и дочерью” |
Беседа |
3-4 |
Кл. руководители |
Февраль |
3 |
“Я и моя семья”, “Золотые бабушкины руки” |
Конкурсы стихотворений и рисунков |
2-4 |
Кл. руководители |
Март |
4 |
“Мама, папа я – спортивная семья” | Праздники |
5 |
Кл. руководители, учителя физкультуры |
Апрель |
5 |
“От всей души” | Концерт для родителей |
1-4 |
Кл. руководители |
Март |
6 |
“Славим руки матери”, “Семейные традиции”. | Праздники |
5 |
Кл. руководители |
Март |
7 |
“Я и мои родственники”, “Об отце говорю с уважением”. | Конкурсы исочинений |
7 |
Кл. руководители |
Март |
8 |
“Фотографии из семейного альбома” | Беседа |
6 |
Кл. руководители |
Апрель |
9 |
“Дети + родители+ учитель” | Совместные вечера |
5-8 |
Кл. руководители |
В течении года |
10 |
“Мои родные – защитники Родины | Фотовыставка |
5-8 |
Кл. руководители |
Февраль |
11 |
“Мамы и дочки” | Конкурс |
5-6 |
Кл. руководители |
Март |
12 |
“Только раз в году” (совместное празднование дней рождения) | Праздники |
2-4 |
Кл. руководители |
В течении года |
13 |
“С любовью к бабушке” | Беседа |
3-6 |
Кл. руководители |
Март |
14 |
“Отцы и дети”, “Каково на дому, таково и самому” | Родительское собрание |
8 |
Кл. руководители |
Февраль |
15 |
“Педагогика для родителей” | Педагогический родительский лекторий |
2-11 |
Кл. руководители |
Раз в четверть |
16 |
“Как уберечь детей от наркотиков” | Советы для родителей |
8-10 |
Декабрь |
|
17 |
“Школьный день вместе” | День открытых дверей |
2-11 |
Февраль |
|
18 |
“Моя будущая семья” |
Литературная беседа |
9-11 |
Кл. руководители |
Апрель |
19 |
“Дружба, любовь, семья” |
Вечер вопросов и ответов |
9-11 |
Кл. руководители |
Апрель |
III. “Я и Школа”. Формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
№ |
Название мероприятия |
Форма |
Класс |
Ответственные |
Время пролведения |
1 |
Праздник первого звонка |
Торжественная линейка |
2-11 |
Зам. дир. по ВР |
Сентябрь |
2 |
“Мой школьный дом” |
Экскурсия по школе |
2 |
Кл. руководители |
Сентябрь |
3 |
Правила поведения в школе” |
Беседа |
2 |
Кл. руководители |
Сентябрь |
4 |
“Моя школа” |
Конкурс сочинений и рисунков |
2-4 |
Кл. руководители |
Сентябрь |
5 |
“Самое сильной звено” |
Игра |
5-6 |
Кл. руководители |
2-3 четверть |
6 |
“Наша школа в будущем” |
Конкурс сочинений |
5-7 |
Кл. руководители |
Январь |
7 |
“Мы шефы” |
Подвижные игры |
2-4 |
Учителя физкультуры |
В течении 2-3 четверти |
8 |
Школьная символика “Придумай герб, гимн, флаг школы” |
Конкурс |
6-11 |
Зам. дир. по ВР |
Октябрь |
9 |
“Уютный класс” |
Смотр классных комнат |
2-11 |
Администрация |
Ноябрь |
10 |
“Дом, в котором мы живем” |
Беседа |
7-8 |
Кл. руководители |
Апрель |
11 |
“Мой сосед по парте” |
Час откровенного разговора |
5-7 |
Кл. руководители |
Апрель |
12 |
“О, счастливчик” |
Интеллектуальная игра |
6 |
Зам. дир. по ВР |
Январь |
13 |
Язык мой – друг мой |
Викторина |
7 |
Учителя русского языка |
Январь |
14 |
Укрась территорию школы |
Трудовой десант |
5-11 |
Кл. руководители |
Апрель, Май |
15 |
Неделя пятерок |
Акция |
5-11 |
Школьный совет |
Январь |
16 |
Листая школьные страницы |
Концерт для учителей |
2-11 |
Педагог-организатор |
Октябрь |
17 |
В начале жизни школу помню я |
Галл-концерт |
9-11 |
Вожатая |
Май |
18 |
Вечер встречи с выпускниками |
концерт |
2-11 |
Зам. дир. по ВР |
Февраль |
19 |
Праздник последнего звонка |
Торжественная линейка |
1-11 |
Зам. дир. по ВР |
Май |
20 |
Выпускной бал |
Школьный вечер |
11 |
Кл. руководители, |
Июнь |
Темы классных часов и мероприятий для учащихся 1– 11-х классов
1-й класс
- “История моего имени и фамилии”.
- “Герб, флаг, гимн России”.
- “Вот она, какая моя Родина большая”.
- “Я – Россиянин”.
2-й класс
3-й класс
4-й класс
5-й класс
- “Что значит любить Родину?”.
- “Духовное наследие России”.
- “Наши права и обязанности”.
6-й класс
- “Защищать Родину – это почётный долг”.
- “Отец, Отчизна, Отечество”.
- “Литературное наследие России”.
- “Праздники русского народа”.
7-й класс
- “Что значит быть ответственным?”
- “Праздники народов России”.
- “Искусство России”.
8-й класс
9-й класс
- “Обязанность, долг, присяга”.
- “Я патриот своей Родины?
- “Дети на защите Отечества”.
- “Семейные праздники и традиции”.
10-й класс
- “Можно ли меня назвать гражданином России?”
- “Достижение русских учёных и изобретателей”.
- “Мои замечательные земляки”.
- “Памятные места моего посёлка”.
11-й класс
- “Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?”
- “За что я люблю Россию?”
3. “Народ и я – единая семья”.
4. “Чем я могу помочь тем, кто в помощи нуждается?”
Примерный план месячника по патриотическому воспитанию “Я и Отечество”
№ |
Содержание |
Класс |
Сроки |
1 |
Классные часы (тематические),
посвящённые истории России: “Поклонимся великим тем годам”, “Жизнь замечательных людей”. |
5-11 |
|
2 |
Военно-патриотическая экспедиция, посвящённая Дню защитника Отечества (газетная галерея) | 5-11 |
|
3 |
Конкурс “Армейский калейдоскоп” | 8-10 |
|
4 |
Экскурсии по достопримечательным местам области | 5-11 |
В течение года |
5 |
Конкурсы: – рисунков, посвящённых Знаменательным датам; – военно – патриотической песни. |
1-11 |
|
6 |
Праздники: – “А ну-ка, мальчики”; – “А ну-ка, парни” (ко Дню защитника Отечества); – День Победы. |
1-11 |
Список использованной литературы:
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль, 1998.
Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности. М., 1993.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя– воспитателя. М.1997.
Шишарина Н.В. Методика воспитательной работы. Иркутск. 2005.
Щуркова Н.Е “Классное руководство: теория, методика, технология.
Классный руководитель.М.2009, №1.